Требования к пользователям недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к пользователям недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах""Статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрена обязанность Недропользователя по обеспечению соблюдения требований по охране окружающей среды, по приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Проектная документация для осуществления пользования недрами, предусмотренная ст. 23.2 и 23.6 Закона о недрах, занимает особое место в правовом механизме обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды <11>. Это обусловлено обязательностью включения в проектную документацию мероприятий (в том числе природоохранного характера), планируемых к проведению в границах участка недр, последующей проверкой компетентными органами их обоснованности и достаточности, а также необходимостью соблюдения пользователем недр требований утвержденной проектной документации, что проверяется в рамках государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Проектная документация для осуществления пользования недрами, предусмотренная ст. 23.2 и 23.6 Закона о недрах, занимает особое место в правовом механизме обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды <11>. Это обусловлено обязательностью включения в проектную документацию мероприятий (в том числе природоохранного характера), планируемых к проведению в границах участка недр, последующей проверкой компетентными органами их обоснованности и достаточности, а также необходимостью соблюдения пользователем недр требований утвержденной проектной документации, что проверяется в рамках государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- требования к недропользователям (ст. 9);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- требования к недропользователям (ст. 9);
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Заявка, предусмотренная частью первой настоящей статьи, подается лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к пользователю недр. Такая заявка должна соответствовать одному из порядков предоставления права пользования участками недр, предусмотренных частью второй статьи 10.1 настоящего Закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Заявка, предусмотренная частью первой настоящей статьи, подается лицом, отвечающим требованиям, предъявляемым к пользователю недр. Такая заявка должна соответствовать одному из порядков предоставления права пользования участками недр, предусмотренных частью второй статьи 10.1 настоящего Закона.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)При этом согласно п. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)При этом согласно п. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Необходимо учитывать то обстоятельство, что передача земельного участка с нарушением требований о его рекультивации и ликвидации уполномоченному государственному органу не освобождает недропользователя от обязанности по возмещению вреда <4>. Требование к недропользователю о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, может быть предъявлено со стороны государства (субъекта РФ) в течение 20 лет в силу ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <5>. Исходя из ст. 1079 ГК РФ вред подлежит возмещению независимо от вины пользователя недр в силу отнесения законодательством о промышленной безопасности проводимых горных работ по добыче и обогащению полезных ископаемых к категории опасных производственных объектов. На данное обстоятельство указывается и в разъяснениях Верховного Суда РФ <6>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Необходимо учитывать то обстоятельство, что передача земельного участка с нарушением требований о его рекультивации и ликвидации уполномоченному государственному органу не освобождает недропользователя от обязанности по возмещению вреда <4>. Требование к недропользователю о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, может быть предъявлено со стороны государства (субъекта РФ) в течение 20 лет в силу ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <5>. Исходя из ст. 1079 ГК РФ вред подлежит возмещению независимо от вины пользователя недр в силу отнесения законодательством о промышленной безопасности проводимых горных работ по добыче и обогащению полезных ископаемых к категории опасных производственных объектов. На данное обстоятельство указывается и в разъяснениях Верховного Суда РФ <6>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках недропользования проведение работ по рекультивации или ликвидации горных выработок, связанных с пользованием недрами, должно обеспечиваться недропользователем посредством реализации проектной документации, связанной с пользованием недрами, к которой относятся: технический проект разработки месторождений полезных ископаемых; технический проект ликвидация горных выработок, связанных с пользованием недрами; проект рекультивации, что подтверждается требованиями п. 8 ч. 1 ст. 22, ст. 23.2, п. 6 ст. 23.5 Закона "О недрах". При этом указанная документация разрабатывается недропользователем или привлекаемой им специализированной организацией на основании геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. При этом ликвидировать горную выработку согласно требованиям Закона РФ "О недрах" может только недропользователь по техническому проекту ликвидации горной выработки.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках недропользования проведение работ по рекультивации или ликвидации горных выработок, связанных с пользованием недрами, должно обеспечиваться недропользователем посредством реализации проектной документации, связанной с пользованием недрами, к которой относятся: технический проект разработки месторождений полезных ископаемых; технический проект ликвидация горных выработок, связанных с пользованием недрами; проект рекультивации, что подтверждается требованиями п. 8 ч. 1 ст. 22, ст. 23.2, п. 6 ст. 23.5 Закона "О недрах". При этом указанная документация разрабатывается недропользователем или привлекаемой им специализированной организацией на основании геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. При этом ликвидировать горную выработку согласно требованиям Закона РФ "О недрах" может только недропользователь по техническому проекту ликвидации горной выработки.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что, исходя из принципа рационального недропользования, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезного ископаемого (Определение ВС РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что, исходя из принципа рационального недропользования, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезного ископаемого (Определение ВС РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных ч. 1 ст. 23 настоящего Закона;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных ч. 1 ст. 23 настоящего Закона;
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Излишняя зарегулированность в этом вопросе приводит к сдерживанию экономической инициативы лиц, осуществляющих пользование недрами, создает дополнительную временную стадию реализации условий лицензии на пользование недрами, может нести коррупциогенные риски. В настоящее время требуется детализация правового регулирования в части понимания снятия плодородного слоя почвы как меры охраны земель на федеральном уровне, с едиными подходами. При этом необходима выработка четкой правовой концепции, позволяющей решить вопрос востребованности разрешений, иных инструментов, действенно обеспечивающих выполнение недропользователем требований по охране земель, разграничить и учесть при этом все складывающиеся правовые ситуации.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Излишняя зарегулированность в этом вопросе приводит к сдерживанию экономической инициативы лиц, осуществляющих пользование недрами, создает дополнительную временную стадию реализации условий лицензии на пользование недрами, может нести коррупциогенные риски. В настоящее время требуется детализация правового регулирования в части понимания снятия плодородного слоя почвы как меры охраны земель на федеральном уровне, с едиными подходами. При этом необходима выработка четкой правовой концепции, позволяющей решить вопрос востребованности разрешений, иных инструментов, действенно обеспечивающих выполнение недропользователем требований по охране земель, разграничить и учесть при этом все складывающиеся правовые ситуации.
Статья: Роль эколого-правовых запретов в обеспечении устойчивого природопользования
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Пресекательная функция эколого-правовых запретов проявляет себя посредством применения в отношении субъекта права, нарушившего установленные запреты, мер воздействия, которые позволяют оперативно прекратить и/или минимизировать неблагоприятные для окружающей среды последствия его деятельности. Так, осуществление права пользования недрами может быть приостановлено уполномоченными органами государственной власти в случае нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр (например, запрета на размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения) <20>.
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Пресекательная функция эколого-правовых запретов проявляет себя посредством применения в отношении субъекта права, нарушившего установленные запреты, мер воздействия, которые позволяют оперативно прекратить и/или минимизировать неблагоприятные для окружающей среды последствия его деятельности. Так, осуществление права пользования недрами может быть приостановлено уполномоченными органами государственной власти в случае нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр (например, запрета на размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения) <20>.
Статья: Подводные камни исчисления НДПИ при добыче строительного камня
(Абдурахманова Х.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 17-18)Несмотря на то что данное письмо по-прежнему поддерживает позицию о необходимости расчета НДПИ с готовой продукции, а не строительного камня, недропользователи уже начали отказываться от своих исковых требований к налоговым органам <4>.
(Абдурахманова Х.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 17-18)Несмотря на то что данное письмо по-прежнему поддерживает позицию о необходимости расчета НДПИ с готовой продукции, а не строительного камня, недропользователи уже начали отказываться от своих исковых требований к налоговым органам <4>.