Требования к полигонам
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к полигонам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При проверке достоверности представленных ответчиком данных о природопользовании истцом было произведено начисление платы за размещение на полигоне твердых коммунальных отходов, требование о погашении задолженности ответчиком не исполнено. Требования истца были удовлетворены.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При проверке достоверности представленных ответчиком данных о природопользовании истцом было произведено начисление платы за размещение на полигоне твердых коммунальных отходов, требование о погашении задолженности ответчиком не исполнено. Требования истца были удовлетворены.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""В нарушение требований ст. 9 Закона N 89-ФЗ, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия на размещение отходов у ООО "Полигон-2004" отсутствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Особенности нетипичных нормативных актов наиболее ярко проявляются при судебной проверке их экономической обоснованности, когда соответствующее требование нормативно предусмотрено. Так, административный орган предусмотрел в территориальной схеме обращения с отходами завершение эксплуатации и подготовку к рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, поскольку полигон не соответствовал требованиям природоохранного законодательства. Суд признал такое решение административного органа не соответствующим принципу экономической обоснованности. Во-первых, "доказательств, подтверждающих невозможность приведения полигона в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком... представлено не было" <73>. Во-вторых, "запланированное в Территориальной схеме завершение эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов административного истца повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, а также необходимость строительства нового полигона" <74>. Как видно, все три аргумента суда были связаны с обоснованностью изменения территориальной схемы обращения с отходами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)243. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)243. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отменяя решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на товарищество обязанности ликвидировать отвалы размываемых грунтов в прибрежной полосе ручья и провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств, суд округа исходил из следующего.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отменяя решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в части возложения на товарищество обязанности ликвидировать отвалы размываемых грунтов в прибрежной полосе ручья и провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств, суд округа исходил из следующего.