Требования к оформлению дел, принимаемых в архив
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к оформлению дел, принимаемых в архив (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие правила предусмотрены для формирования дел и подготовки к передаче на архивное хранение дел, электронных и аудиовизуальных документов
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как подготовить дела, электронные и аудиовизуальные документы к передаче в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов)
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как подготовить дела, электронные и аудиовизуальные документы к передаче в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов)
Типовая ситуация: Как передать документы в архив
(Издательство "Главная книга", 2025)Кадровые и другие документы передают в архив по описи, объединяя в дела по тематике и срокам хранения. Листы дела нумеруют, оформляют лист-заверитель и обложку, дело прошивают или переплетают. При передаче дел в архив оформляют акт (разд. VI Правил).
(Издательство "Главная книга", 2025)Кадровые и другие документы передают в архив по описи, объединяя в дела по тематике и срокам хранения. Листы дела нумеруют, оформляют лист-заверитель и обложку, дело прошивают или переплетают. При передаче дел в архив оформляют акт (разд. VI Правил).
Нормативные акты
Приказ Росархива от 31.07.2023 N 77
"Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2023 N 75119)49. При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования:
"Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2023 N 75119)49. При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования:
Приказ Росархива от 22.05.2019 N 71
"Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57023)6.23. При формировании дел должны соблюдаться следующие правила:
"Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57023)6.23. При формировании дел должны соблюдаться следующие правила:
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<1> ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<1> ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".
Статья: Спор о признании действительным и исполнении завещания (на основании практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)(Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу N 33-2637/2019)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)(Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу N 33-2637/2019)
Статья: Характеристика на работника в контексте достоинства человека
(Мотина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В 2019 году в Трудовом кодексе Республике Беларусь (далее - ТК) был расширен перечень документов, которые наниматель имеет право (или обязан) истребовать при приеме на работу работника (ст. 26). В число этих документов была добавлена характеристика с предыдущих мест работы гражданина, которую затребует наниматель. Рассматриваемая новация первоначально была закреплена в ч. 1 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее - Декрет N 5). Цель принятия этого Декрета определена в его названии и преамбуле. Перенесение в ТК нормы о характеристике из Декрета N 5 фактически спустя пять лет ее практического применения обусловлено усилением дисциплинарной ответственности. Легальное определение характеристики содержалось в Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. N 2. Это официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. В характеристике могли указываться, кроме прочего, деловые и моральные качества работника, оценка трудовой деятельности (п. 17 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников). Однако в 2021 году в Декрет N 5 были внесены изменения, согласно которым под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь. В развитие данного положения было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. N 585 "О форме характеристики" (далее - Постановление N 585). Таким образом, характеристика содержит в себе сведения:
(Мотина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В 2019 году в Трудовом кодексе Республике Беларусь (далее - ТК) был расширен перечень документов, которые наниматель имеет право (или обязан) истребовать при приеме на работу работника (ст. 26). В число этих документов была добавлена характеристика с предыдущих мест работы гражданина, которую затребует наниматель. Рассматриваемая новация первоначально была закреплена в ч. 1 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее - Декрет N 5). Цель принятия этого Декрета определена в его названии и преамбуле. Перенесение в ТК нормы о характеристике из Декрета N 5 фактически спустя пять лет ее практического применения обусловлено усилением дисциплинарной ответственности. Легальное определение характеристики содержалось в Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. N 2. Это официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. В характеристике могли указываться, кроме прочего, деловые и моральные качества работника, оценка трудовой деятельности (п. 17 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников). Однако в 2021 году в Декрет N 5 были внесены изменения, согласно которым под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь. В развитие данного положения было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. N 585 "О форме характеристики" (далее - Постановление N 585). Таким образом, характеристика содержит в себе сведения:
Статья: Особенности организации и осуществления контроля ведения делопроизводства в судах РФ
(Шереметьева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 1)<4> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов". М.: Стандартинформ, 2019.
(Шереметьева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 1)<4> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов". М.: Стандартинформ, 2019.
Статья: Правила хранения бухгалтерских документов ужесточили
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)- опись дел по личному составу; книги учета поступления и выбытия дел, документов;
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)- опись дел по личному составу; книги учета поступления и выбытия дел, документов;
Вопрос: Подрядчик обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника неотработанного аванса в рамках дела о банкротстве. Работы выполнены субподрядчиком, подрядчик их не принял из-за отсутствия виз третьих лиц. Может ли он требовать возврата аванса, если результат работ использован?
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае подрядчик ссылался на неотработанный аванс. Однако, если субподрядчик передал полную исполнительную документацию, выполнил работы и результат был принят в архив, использован заказчиком, а возражения касались только формального оформления, отказ от приемки неправомерен, а требование о возврате аванса необоснованно.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае подрядчик ссылался на неотработанный аванс. Однако, если субподрядчик передал полную исполнительную документацию, выполнил работы и результат был принят в архив, использован заказчиком, а возражения касались только формального оформления, отказ от приемки неправомерен, а требование о возврате аванса необоснованно.
Готовое решение: Как организовать ведение кадрового делопроизводства в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Если у организации есть свой архив, обычно документы передают туда. В этом случае ответственные лица, конкретные сроки и иные вопросы передачи документов в архив могут быть закреплены в отдельном локальном нормативном акте (например, о кадровом делопроизводстве). Также можно передать документы по договору на хранение в стороннюю специализированную организацию - с учетом установленных для нее нормативных требований. Например, есть специальные требования по оформлению акта приема передачи, описей дел при передаче документов в государственный архив. Это следует, в частности, из ч. 1 ст. 8 ТК РФ, ч. 2 ст. 13, ч. 5 ст. 14, ч. 4 ст. 18, ч. 3 ст. 21 Закона об архивном деле, п. п. 2, 5, пп. "в" п. 216 Правил, утвержденных Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77.
(КонсультантПлюс, 2025)Если у организации есть свой архив, обычно документы передают туда. В этом случае ответственные лица, конкретные сроки и иные вопросы передачи документов в архив могут быть закреплены в отдельном локальном нормативном акте (например, о кадровом делопроизводстве). Также можно передать документы по договору на хранение в стороннюю специализированную организацию - с учетом установленных для нее нормативных требований. Например, есть специальные требования по оформлению акта приема передачи, описей дел при передаче документов в государственный архив. Это следует, в частности, из ч. 1 ст. 8 ТК РФ, ч. 2 ст. 13, ч. 5 ст. 14, ч. 4 ст. 18, ч. 3 ст. 21 Закона об архивном деле, п. п. 2, 5, пп. "в" п. 216 Правил, утвержденных Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77.
Вопрос: Как придать юридическую силу документу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Придать юридическую силу документу можно следующими способами: соблюдение порядка принятия, соблюдение порядка оформления, нотариальное удостоверение, государственная регистрация.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Придать юридическую силу документу можно следующими способами: соблюдение порядка принятия, соблюдение порядка оформления, нотариальное удостоверение, государственная регистрация.