Требования к общежитиям
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к общежитиям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 Конституции РФ"Отменяя судебные акты, Судебная коллегия указала на то, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, поскольку сам по себе факт возникновения на стороне общества имущественного кризиса и возбуждение в связи с этим дела о его несостоятельности, с учетом положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, не являются обстоятельствами, влияющими на возможности удовлетворения личной потребности в жилье, не могут и не должны приводить к снижению уровня правовых гарантий граждан, длительное время проживающих в жилых помещениях, имеющих разумные ожидания относительно того, что здание в итоге поступит в муниципальную собственность и их отношения трансформируются в отношения социального найма с правом приватизации помещений в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Коллегией отмечено, что вопрос о судьбе помещений, расположенных в здании, должен был решаться судами так, как если бы общество надлежащим образом исполнило обязательства по заключенному с администрацией соглашению (общество начало процесс передачи общежития в муниципальную собственность, который предварялся приведением здания в надлежащее состояние, реконструкцией и созданием инфраструктуры, необходимой для его обеспечения коммунальными услугами). В этом случае бывшее общежитие стало бы отвечать требованиям, предъявляемым к жилищному фонду социального использования, который не включается в конкурсную массу и не подлежит реализации на торгах в силу абзаца второго пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации""Ввиду утраты домом, в котором расположены спорные жилые помещения, статуса общежития, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие часть жилого помещения, также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования пожарной безопасности, установленные относительно
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования пожарной безопасности, установленные относительно
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Обращая внимание на это обстоятельство, Е.С. Крюкова отмечает: "Судебная практика изобилует примерами обращений со стороны наймодателей к нанимателям служебных жилых помещений и помещений в общежитии с требованием об их выселении в связи с приобретением последними жилых помещений в собственность или по договору социального найма. В литературе отмечалось, что... в случае, когда граждане будут обеспечены жильем по договору социального найма или приобретут его в собственность, должно прекратиться их право проживать в специализированном жилищном фонде. Во избежание противоречивой судебной практики, учитывая наличие в законе исчерпывающего перечня оснований прекращения договора, решением обозначенной проблемы станет, на наш взгляд, закрепление среди оснований названного обстоятельства" <5>.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Обращая внимание на это обстоятельство, Е.С. Крюкова отмечает: "Судебная практика изобилует примерами обращений со стороны наймодателей к нанимателям служебных жилых помещений и помещений в общежитии с требованием об их выселении в связи с приобретением последними жилых помещений в собственность или по договору социального найма. В литературе отмечалось, что... в случае, когда граждане будут обеспечены жильем по договору социального найма или приобретут его в собственность, должно прекратиться их право проживать в специализированном жилищном фонде. Во избежание противоречивой судебной практики, учитывая наличие в законе исчерпывающего перечня оснований прекращения договора, решением обозначенной проблемы станет, на наш взгляд, закрепление среди оснований названного обстоятельства" <5>.
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее - центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее - центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.
"МР 2.1.0246-21. 2.1. Коммунальная гигиена. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021)8.2. Пункт 126 СанПиН 2.1.3684-21 регламентирует проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов, общежитий и центров временного размещения.
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021)8.2. Пункт 126 СанПиН 2.1.3684-21 регламентирует проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов, общежитий и центров временного размещения.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В общежитиях должны соблюдаться общие требования к жилым помещениям: надежность несущих и ограждающих конструкций; наличие и работоспособность инженерных сетей отопления, электроосвещения, водоснабжения, водоотведения, вентиляции; соответствие помещения требованиям санитарных норм.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В общежитиях должны соблюдаться общие требования к жилым помещениям: надежность несущих и ограждающих конструкций; наличие и работоспособность инженерных сетей отопления, электроосвещения, водоснабжения, водоотведения, вентиляции; соответствие помещения требованиям санитарных норм.
Статья: Умысел (dolus) и "природа человека" в системе критериев договорной ответственности
(Дождев Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 5)Умысел в этом понимании - это отрицательное требование к любому участнику оборота, требование конформности правилам общежития, цивильному праву: соблюдать нормы закона, нормы права неукоснительно - sine dolo malo <82> (cfr. sine fraude, sine fraudatione в формуле фидуциарного иска - Cic., de off., 3, 17, 70). Именно в этом смысле обсуждает соотношение явной небрежности (неосторожности) и умысла последний глава прокулианской школы Цельс в знаменитом фрагменте (D. 16, 3, 32: quod Nerva). Речь по-прежнему идет об отступлении от fides, от общих принципов, на которых строится гражданский оборот и все общежитие (= fraus). Соотношение умысла и вины как концептуальных оснований, управляющих вменением (квалификацией нарушения обязательства), стояло в центре внимания юристов прокулианской школы с самого раннего времени.
(Дождев Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 5)Умысел в этом понимании - это отрицательное требование к любому участнику оборота, требование конформности правилам общежития, цивильному праву: соблюдать нормы закона, нормы права неукоснительно - sine dolo malo <82> (cfr. sine fraude, sine fraudatione в формуле фидуциарного иска - Cic., de off., 3, 17, 70). Именно в этом смысле обсуждает соотношение явной небрежности (неосторожности) и умысла последний глава прокулианской школы Цельс в знаменитом фрагменте (D. 16, 3, 32: quod Nerva). Речь по-прежнему идет об отступлении от fides, от общих принципов, на которых строится гражданский оборот и все общежитие (= fraus). Соотношение умысла и вины как концептуальных оснований, управляющих вменением (квалификацией нарушения обязательства), стояло в центре внимания юристов прокулианской школы с самого раннего времени.
Статья: О правовом статусе нанимателей жилых помещений в бывших ведомственных общежитиях
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Правовой режим бывших ведомственных общежитий, не переданных в муниципальную собственность, не был урегулирован, на наш взгляд, ввиду законодательного запрета на их появление. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан <3>. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о разграничении государственной собственности также предписывалось передать жилищный фонд в ведение органов местного самоуправления <4>. Прямой запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества был установлен положениями и ранее действующего Указа Президента Российской Федерации <5>, а также ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>. Таким образом, в соответствии с требованиями закона включение общежитий в состав приватизируемого предприятиями имущественного комплекса не допускалось. На сохранение за пользователями жилых помещений в бывших общежитиях статуса нанимателей по договору социального найма вне зависимости от перехода государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации указывал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации <7>. Аналогичная позиция поддерживается и в научной литературе <8>.
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Правовой режим бывших ведомственных общежитий, не переданных в муниципальную собственность, не был урегулирован, на наш взгляд, ввиду законодательного запрета на их появление. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан <3>. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о разграничении государственной собственности также предписывалось передать жилищный фонд в ведение органов местного самоуправления <4>. Прямой запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества был установлен положениями и ранее действующего Указа Президента Российской Федерации <5>, а также ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>. Таким образом, в соответствии с требованиями закона включение общежитий в состав приватизируемого предприятиями имущественного комплекса не допускалось. На сохранение за пользователями жилых помещений в бывших общежитиях статуса нанимателей по договору социального найма вне зависимости от перехода государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации указывал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации <7>. Аналогичная позиция поддерживается и в научной литературе <8>.
Статья: Прием на работу вахтовика
(Овсянникова А.В.)
("Главная книга", 2024, N 1)Сначала надо ознакомиться с "вахтовыми" требованиями. В частности, работодатель должен создать для работников вахтовые поселки либо оплачивать им проживание в общежитиях/иных жилых помещениях <2>.
(Овсянникова А.В.)
("Главная книга", 2024, N 1)Сначала надо ознакомиться с "вахтовыми" требованиями. В частности, работодатель должен создать для работников вахтовые поселки либо оплачивать им проживание в общежитиях/иных жилых помещениях <2>.