Требования к ликвидационному балансу
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к ликвидационному балансу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Отказ в регистрации ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...вывод суда апелляционной инстанции об обязанности ликвидатора включить в промежуточный ликвидационный баланс требования кредиторов, о которых ему известно, вне зависимости от того, было ли заявлено о них кредиторами после публикации информации о предстоящей ликвидации, является правильным.
(КонсультантПлюс, 2025)...вывод суда апелляционной инстанции об обязанности ликвидатора включить в промежуточный ликвидационный баланс требования кредиторов, о которых ему известно, вне зависимости от того, было ли заявлено о них кредиторами после публикации информации о предстоящей ликвидации, является правильным.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Полномочия ликвидатора
(КонсультантПлюс, 2025)"...акционерный коммерческий банк... обратился... с исковым заявлением об обязании ликвидатора... включить в промежуточный ликвидационный баланс требование истца...
(КонсультантПлюс, 2025)"...акционерный коммерческий банк... обратился... с исковым заявлением об обязании ликвидатора... включить в промежуточный ликвидационный баланс требование истца...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Уполномоченный орган управления страховой организации, в отношении которой органом страхового надзора принято решение об отзыве всех лицензий по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2.1 настоящей статьи, принявший решение о ее ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) страховой организации, утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс страховой организации. Ликвидационный баланс страховой организации составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) и подлежит согласованию с органом страхового надзора. Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования органом страхового надзора устанавливаются нормативным актом органа страхового надзора. Срок согласования органом страхового надзора ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в орган страхового надзора ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами органа страхового надзора. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) страховой организации обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности страховой организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких документов, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с органом страхового надзора, с указанием срока хранения таких документов.
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"Уполномоченный орган управления страховой организации, в отношении которой органом страхового надзора принято решение об отзыве всех лицензий по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2.1 настоящей статьи, принявший решение о ее ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) страховой организации, утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс страховой организации. Ликвидационный баланс страховой организации составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) и подлежит согласованию с органом страхового надзора. Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования органом страхового надзора устанавливаются нормативным актом органа страхового надзора. Срок согласования органом страхового надзора ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в орган страхового надзора ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами органа страхового надзора. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) страховой организации обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности страховой организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких документов, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с органом страхового надзора, с указанием срока хранения таких документов.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Ликвидационный баланс страховой организации составляется конкурсным управляющим и подлежит согласованию с контрольным органом. Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования контрольным органом устанавливаются нормативным актом контрольного органа. Срок согласования контрольным органом ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в контрольный орган ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами контрольного органа.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Ликвидационный баланс страховой организации составляется конкурсным управляющим и подлежит согласованию с контрольным органом. Требования к ликвидационному балансу, порядок и сроки составления ликвидационного баланса, порядок его согласования контрольным органом устанавливаются нормативным актом контрольного органа. Срок согласования контрольным органом ликвидационного баланса не может превышать тридцать дней со дня поступления в контрольный орган ликвидационного баланса и всех прилагаемых к нему документов, установленных нормативными актами контрольного органа.
Ситуация: Каков порядок ликвидации ТСЖ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)после окончания срока предъявления требований кредиторами составляют промежуточный ликвидационный баланс.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)после окончания срока предъявления требований кредиторами составляют промежуточный ликвидационный баланс.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)После окончания срока предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс. Окончательный ликвидационный баланс будет составлен после завершения всех расчетов с кредиторами.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)После окончания срока предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс. Окончательный ликвидационный баланс будет составлен после завершения всех расчетов с кредиторами.
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)промежуточный ликвидационный баланс - после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Специальной формы этого документа нет, поэтому воспользуйтесь формой, определенной организацией на основе стандартного образца (п. 62 ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", Письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). К балансу приложите расшифровку, в которой приведите:
(КонсультантПлюс, 2025)промежуточный ликвидационный баланс - после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Специальной формы этого документа нет, поэтому воспользуйтесь формой, определенной организацией на основе стандартного образца (п. 62 ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", Письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). К балансу приложите расшифровку, в которой приведите:
Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- после окончания срока предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (в случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом) (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- после окончания срока предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (в случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом) (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
Готовое решение: Как заплатить налог на УСН и сдать декларацию при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Его форма не утверждена. При его составлении можно руководствоваться ФСБУ 4/2023 (Письмо ФНС России от 23.04.2025 N ЗГ-2-1/6878@).
(КонсультантПлюс, 2025)После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Его форма не утверждена. При его составлении можно руководствоваться ФСБУ 4/2023 (Письмо ФНС России от 23.04.2025 N ЗГ-2-1/6878@).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий представляет в суд: отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (ст. 147 Закона о банкротстве). Так, суд кассационной инстанции указал, что, поскольку в судебном заседании о результатах проведения конкурсного производства конкурсным управляющим не были представлены отчет о результатах проведения конкурсного производства, ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов и другие документы, суд правомерно продлил срок конкурсного производства и отстранил конкурсного управляющего от исполнения обязанностей <1>. В другом случае суд необоснованно продлил срок конкурсного производства со ссылкой на непредставление конкурсным управляющим сведений о передаче документов длительного хранения в архив и справки или акта об уничтожении печатей и штампов должника, поскольку для окончания конкурсного производства, возбужденного в отношении отсутствующего должника, представление указанных сведений законом не предусмотрено <2>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий представляет в суд: отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (ст. 147 Закона о банкротстве). Так, суд кассационной инстанции указал, что, поскольку в судебном заседании о результатах проведения конкурсного производства конкурсным управляющим не были представлены отчет о результатах проведения конкурсного производства, ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов и другие документы, суд правомерно продлил срок конкурсного производства и отстранил конкурсного управляющего от исполнения обязанностей <1>. В другом случае суд необоснованно продлил срок конкурсного производства со ссылкой на непредставление конкурсным управляющим сведений о передаче документов длительного хранения в архив и справки или акта об уничтожении печатей и штампов должника, поскольку для окончания конкурсного производства, возбужденного в отношении отсутствующего должника, представление указанных сведений законом не предусмотрено <2>.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена для ликвидационной комиссии (ликвидатора) при ликвидации юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) несут гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные учредителям (участникам) ликвидируемого юрлица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ. То есть они отвечают за совершение недобросовестных и неразумных действий при осуществлении процедуры ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Например, ликвидатор будет отвечать за убытки, причиненные кредитору необоснованным отказом во включении его требований в промежуточный ликвидационный баланс.
(КонсультантПлюс, 2025)Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) несут гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные учредителям (участникам) ликвидируемого юрлица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ. То есть они отвечают за совершение недобросовестных и неразумных действий при осуществлении процедуры ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Например, ликвидатор будет отвечать за убытки, причиненные кредитору необоснованным отказом во включении его требований в промежуточный ликвидационный баланс.