Требования к коллективному участнику
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к коллективному участнику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.4 "Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"В связи с этим, исходя из положений статьи 3.4 Закона о закупках, возможность установления в документации о закупке требований к документам и информации, предоставляемым коллективным участником, фактически отсутствует. Включение в документацию о закупке требований о предоставлении дополнительных документов и информации, прямо не предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках, без чего рассмотрение заявок коллективных участников невозможно, являлось бы прямым нарушением части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.4 "Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""Исходя из положений статьи 3.4 Закона о закупках возможность установления в документации о закупке требований к документам и информации, предоставляемым коллективным участником, фактически отсутствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности коллективного участия в закупке предусмотрены Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как предъявляются требования к коллективному участнику
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как предъявляются требования к коллективному участнику
Вопрос: О коллективном участии субъектов МСП в конкурентной закупке отдельными видами юрлиц в электронной форме.
(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775)Таким образом, по мнению Департамента, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.
(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775)Таким образом, по мнению Департамента, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)6. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)6. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)14. Если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)14. Если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Если участником закупки выступает коллективный участник (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такому коллективному участнику (группе лиц) в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Если участником закупки выступает коллективный участник (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такому коллективному участнику (группе лиц) в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
Готовое решение: Как принять участие в электронном аукционе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для участия в таких аукционах вам нужно иметь аккредитацию на электронной площадке, оператор которой включен в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. При аккредитации руководствуйтесь порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663. Указанное Постановление не исключает возможность участия коллективного участника в таких закупках (при этом отсутствуют исчерпывающие требования к составу и содержанию заявок). Положения Постановления N 1663, в том числе касающиеся данной аккредитации, применяются к каждому лицу, выступающему на стороне коллективного участника закупки (Письма Минфина России от 09.06.2023 N 24-01-09/53777, ФАС России от 07.07.2023 N 28/54163/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Для участия в таких аукционах вам нужно иметь аккредитацию на электронной площадке, оператор которой включен в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. При аккредитации руководствуйтесь порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663. Указанное Постановление не исключает возможность участия коллективного участника в таких закупках (при этом отсутствуют исчерпывающие требования к составу и содержанию заявок). Положения Постановления N 1663, в том числе касающиеся данной аккредитации, применяются к каждому лицу, выступающему на стороне коллективного участника закупки (Письма Минфина России от 09.06.2023 N 24-01-09/53777, ФАС России от 07.07.2023 N 28/54163/23).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В связи с изложенным суды пришли к верному выводу о том, что установление заявителем требования о том, что данные о среднесписочной численности работников членов коллективного участника не суммируются, является нарушением ч. 5 и 6 ст. 3 Закона 223-ФЗ <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В связи с изложенным суды пришли к верному выводу о том, что установление заявителем требования о том, что данные о среднесписочной численности работников членов коллективного участника не суммируются, является нарушением ч. 5 и 6 ст. 3 Закона 223-ФЗ <1>.
Статья: Положения о закупках: требования законодательства и проблемы применения
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Таким образом, по мнению авторов статьи, в рассматриваемом случае типовым положением установлены явно дискриминационные требования к коллективным участникам закупок, что влечет нарушение общих принципов проведения конкурентных процедур, установленных закупочным законодательством, а также приводит или может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Между тем заказчики при осуществлении закупочной процедуры должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки [5, 6]. Права коллективных участников не могут быть ограничены ведомственными актами, в частности типовым положением о закупке и закупочной документацией [7].
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Таким образом, по мнению авторов статьи, в рассматриваемом случае типовым положением установлены явно дискриминационные требования к коллективным участникам закупок, что влечет нарушение общих принципов проведения конкурентных процедур, установленных закупочным законодательством, а также приводит или может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Между тем заказчики при осуществлении закупочной процедуры должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки [5, 6]. Права коллективных участников не могут быть ограничены ведомственными актами, в частности типовым положением о закупке и закупочной документацией [7].
Статья: О некоторых разъяснениях применения законодательства о корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)В связи с противоположными мнениями Минфина и ФАС России мы рекомендуем корпоративным заказчикам максимально осторожно и тщательно прописывать в своих положениях о закупке, документации о закупке требования к коллективным участникам в спецторгах, оценке их показателей. ФАС России в разъяснении стандартно напоминает, что "наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона N 223-ФЗ возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы, исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела".
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)В связи с противоположными мнениями Минфина и ФАС России мы рекомендуем корпоративным заказчикам максимально осторожно и тщательно прописывать в своих положениях о закупке, документации о закупке требования к коллективным участникам в спецторгах, оценке их показателей. ФАС России в разъяснении стандартно напоминает, что "наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона N 223-ФЗ возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы, исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Заказчик не вправе оценивать заявку участника, являющегося коллективным участником, на предмет соответствия каждого члена консорциума требованиям, установленным в документации о проведении закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Заказчик не вправе оценивать заявку участника, являющегося коллективным участником, на предмет соответствия каждого члена консорциума требованиям, установленным в документации о проведении закупки.