Требования к качеству обрАзовательных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к качеству обрАзовательных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)8.2.1. Обязательные требования к качеству платных образовательных услуг (услуг по обучению)
(КонсультантПлюс, 2025)8.2.1. Обязательные требования к качеству платных образовательных услуг (услуг по обучению)
Путеводитель по договорной работе. Возмездное оказание услуг. Рекомендации по заключению договора2.2.1. Требования к качеству платных образовательных услуг
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В графе 4 (из графы 3) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и/или объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дошкольного образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных дошкольных образовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В графе 4 (из графы 3) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и/или объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дошкольного образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных дошкольных образовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
Приказ Росстата от 10.03.2025 N 114
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации" и указаний по ее заполнению"144. В графе 5 (из графы 4) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ общего образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных общеобразовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации" и указаний по ее заполнению"144. В графе 5 (из графы 4) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ общего образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных общеобразовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
Статья: К вопросу о необходимости теоретико-правового осмысления современного психологического туризма
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Всемирная история изобилует многочисленными примерами как добросовестного, так и недобросовестного использования достижений психологии в политических технологиях, имиджмейкинге, маркетинге и т.д. Не секрет, что даже имеющий соответствующее образование психолог может быть добропорядочным, ответственным, высококвалифицированным или же нет. К тому же, помимо профессиональных психологов, в любом обществе имеются лица, лишь выдающие себя за таковых (подчас не имеющие никакого профильного образования). Кроме того, сейчас несложно найти курсы и тренинги по ненаучным направлениям, но успешно маскирующимся под научность лишь под маской психологии, например, среди таковых встречаются: ведическая психология, психологическая эзотерика (в сугубо псевдонаучном ее понимании), парапсихология, астропсихология (под "астро" имеется в виду астрологическая), психонумерология и прочие. Однако хуже всего то, что по окончании таких курсов слушателям выдаются свидетельства, а также удостоверения и дипломы (в том числе о повышении квалификации и профессиональной переподготовке), либо вообще не имеющие к системе образования никакого отношения, либо имеющие, но чаще всего реализуемые в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, особенно осуществляемого по дистанционной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В целом дополнительное образование предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в РФ" <15>, оно направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека, интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и профессиональное совершенствование (ст. 2); входит в структуру системы образования (ст. 10); в целях его осуществления Закон предусматривает в качестве самостоятельного типа образовательных организаций такой тип, как организация дополнительного профессионального образования (ст. 23), при этом, как и любая иная аналогичная деятельность, она подлежит лицензированию (п. 18 ст. 2, ст. 91); дополнительное образование предполагает разработку образовательной программы (ст. 12, 13), также Закон предусматривает выдачу документа о квалификации по итогам ее освоения (то самое удостоверение или диплом) (ст. 60), при этом устанавливается, что квалификация, указанная в документе, дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью; к тому же по прямому указанию законодателя такое образование должно быть направлено на развитие человека, в том числе обеспечивающее соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76). Таким образом, сейчас в сфере образования сложилась ситуация, при которой организации дополнительного образования могут, формально соответствуя требованиям закона и осуществляя обучение по программам, соответствующим научным и педагогическим требованиям, параллельно реализовывать псевдонаучные программы или программы, содержащие элементы псевдонаучных теорий, тем самым дискредитируя отечественную систему образования, а вместе с ней и добросовестных участников образовательной деятельности, среди которых имеются иные организации, в том числе и дополнительного профессионального образования, стремящиеся обеспечить качество предоставляемых ими образовательных услуг. Мы убеждены, что сама система дополнительного образования, реализуемая посредством специализированных организаций, в том числе с применением дистанционных технологий, может быть не только удобной по форме для обучающихся, но и вполне эффективной. Вопрос только в том, как она организована и как контролируется. К сожалению, контрольная функция государства в сфере образования на настоящий момент не проявляет себя таким образом, как того хотелось бы, раз не отсекает ненаучные направления, не гарантирует качества всех без исключения предоставляемых образовательных услуг. Все это порождает ситуацию, когда воспользовавшийся такими образовательными услугами по якобы санкционированным государством образовательным программам, прошедший такое "обучение" субъект либо ввиду собственного заблуждения, в основе которого лежит необразованность, либо в силу заведомого, возможно сугубо корыстного, умысла может вводить в заблуждение других граждан, оказывая им в последующем услуги псевдонаучного характера. Более того, он имеет возможность предоставить документы, якобы подтверждающие его профессиональную квалификацию, с первого взгляда по форме соответствующие предусмотренным законом требованиям. Не следует игнорировать и тот факт, что многие такие образовательные программы представляют собой сплав ненаучных и одновременно научных представлений, оснащающих обучившегося методами практической психологии, пусть и различного качества, но для использования в целях манипуляции порой достаточного. Вспомним справедливое замечание Ю.В. Исмагиловой, касающееся гипноза: автор обращает внимание на то, что "фиксируется рост числа организаций, не только оказывающих услуги гипноза, но и осуществляющих подготовку специалистов-гипнологов", однако данная сфера должным образом не регулируется, не контролируется, что приводит к росту числа "центров гипноза" <16>, в которых далеко не всегда работают профессионалы с медицинским и психологическим образованием, соответственно, услуги таких работников могут принести вред человеку, а не пользу. Стоит подчеркнуть, что с точки зрения современной психологии любое целенаправленное и методичное воздействие на психику человека стоит рассматривать как в той или иной степени, с теми или иными показателями, но все же результативное. К тому же многочисленными, многолетними международными исследованиями в области психологии здоровья доказано <17>, что, влияя на психику человека, психолог (или лицо, обладающее психологическими знаниями) влияет на психологическое и психическое здоровье человека, а вместе с ним и на физическое (соматическое).
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Всемирная история изобилует многочисленными примерами как добросовестного, так и недобросовестного использования достижений психологии в политических технологиях, имиджмейкинге, маркетинге и т.д. Не секрет, что даже имеющий соответствующее образование психолог может быть добропорядочным, ответственным, высококвалифицированным или же нет. К тому же, помимо профессиональных психологов, в любом обществе имеются лица, лишь выдающие себя за таковых (подчас не имеющие никакого профильного образования). Кроме того, сейчас несложно найти курсы и тренинги по ненаучным направлениям, но успешно маскирующимся под научность лишь под маской психологии, например, среди таковых встречаются: ведическая психология, психологическая эзотерика (в сугубо псевдонаучном ее понимании), парапсихология, астропсихология (под "астро" имеется в виду астрологическая), психонумерология и прочие. Однако хуже всего то, что по окончании таких курсов слушателям выдаются свидетельства, а также удостоверения и дипломы (в том числе о повышении квалификации и профессиональной переподготовке), либо вообще не имеющие к системе образования никакого отношения, либо имеющие, но чаще всего реализуемые в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, особенно осуществляемого по дистанционной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В целом дополнительное образование предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в РФ" <15>, оно направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека, интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и профессиональное совершенствование (ст. 2); входит в структуру системы образования (ст. 10); в целях его осуществления Закон предусматривает в качестве самостоятельного типа образовательных организаций такой тип, как организация дополнительного профессионального образования (ст. 23), при этом, как и любая иная аналогичная деятельность, она подлежит лицензированию (п. 18 ст. 2, ст. 91); дополнительное образование предполагает разработку образовательной программы (ст. 12, 13), также Закон предусматривает выдачу документа о квалификации по итогам ее освоения (то самое удостоверение или диплом) (ст. 60), при этом устанавливается, что квалификация, указанная в документе, дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью; к тому же по прямому указанию законодателя такое образование должно быть направлено на развитие человека, в том числе обеспечивающее соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76). Таким образом, сейчас в сфере образования сложилась ситуация, при которой организации дополнительного образования могут, формально соответствуя требованиям закона и осуществляя обучение по программам, соответствующим научным и педагогическим требованиям, параллельно реализовывать псевдонаучные программы или программы, содержащие элементы псевдонаучных теорий, тем самым дискредитируя отечественную систему образования, а вместе с ней и добросовестных участников образовательной деятельности, среди которых имеются иные организации, в том числе и дополнительного профессионального образования, стремящиеся обеспечить качество предоставляемых ими образовательных услуг. Мы убеждены, что сама система дополнительного образования, реализуемая посредством специализированных организаций, в том числе с применением дистанционных технологий, может быть не только удобной по форме для обучающихся, но и вполне эффективной. Вопрос только в том, как она организована и как контролируется. К сожалению, контрольная функция государства в сфере образования на настоящий момент не проявляет себя таким образом, как того хотелось бы, раз не отсекает ненаучные направления, не гарантирует качества всех без исключения предоставляемых образовательных услуг. Все это порождает ситуацию, когда воспользовавшийся такими образовательными услугами по якобы санкционированным государством образовательным программам, прошедший такое "обучение" субъект либо ввиду собственного заблуждения, в основе которого лежит необразованность, либо в силу заведомого, возможно сугубо корыстного, умысла может вводить в заблуждение других граждан, оказывая им в последующем услуги псевдонаучного характера. Более того, он имеет возможность предоставить документы, якобы подтверждающие его профессиональную квалификацию, с первого взгляда по форме соответствующие предусмотренным законом требованиям. Не следует игнорировать и тот факт, что многие такие образовательные программы представляют собой сплав ненаучных и одновременно научных представлений, оснащающих обучившегося методами практической психологии, пусть и различного качества, но для использования в целях манипуляции порой достаточного. Вспомним справедливое замечание Ю.В. Исмагиловой, касающееся гипноза: автор обращает внимание на то, что "фиксируется рост числа организаций, не только оказывающих услуги гипноза, но и осуществляющих подготовку специалистов-гипнологов", однако данная сфера должным образом не регулируется, не контролируется, что приводит к росту числа "центров гипноза" <16>, в которых далеко не всегда работают профессионалы с медицинским и психологическим образованием, соответственно, услуги таких работников могут принести вред человеку, а не пользу. Стоит подчеркнуть, что с точки зрения современной психологии любое целенаправленное и методичное воздействие на психику человека стоит рассматривать как в той или иной степени, с теми или иными показателями, но все же результативное. К тому же многочисленными, многолетними международными исследованиями в области психологии здоровья доказано <17>, что, влияя на психику человека, психолог (или лицо, обладающее психологическими знаниями) влияет на психологическое и психическое здоровье человека, а вместе с ним и на физическое (соматическое).
Статья: Сравнительно-правовой анализ привлекательности образовательных программ юридических факультетов университетов двух столиц в контексте их конкурентоспособности
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)При анализе рынка образовательных услуг на территории Санкт-Петербурга и Москвы можно установить следующее. На рынке образовательных услуг города Санкт-Петербурга проявляется монополистический тип конкуренции, поскольку со стороны работодателей требования к уровню образования включают указание на СПбГУ и ВШЭ с учетом множества реализуемых вузами образовательных программ, при непостоянстве качества образовательных услуг. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе более трети национальных исследовательских вузов) <11>. Работодатели при указании желаемого уровня образования расширяют перечень допустимых учебных заведений, что говорит о наличии большего количества конкурентоспособных образовательных организаций, имеющих закрепившиеся позиции с учетом наличия бренда у вуза, и способствует созданию естественных барьеров для конкурентов (других региональных и федеральных вузов). Стоит указать на дифференциацию правового положения образовательных организаций высшего образования, во-первых, выделяя два "ведущих классических университета" России - МГУ и СПбГУ - и наделяя их особым правовым статусом, а во-вторых, устанавливая в отношении отдельных образовательных организаций категории "федеральный университет", "национальный исследовательский университет" и ставя их правовой статус в зависимость от установленной категории. Такое деление указывает на способность вуза выделить ограниченный набор приоритетов деятельности и сфокусироваться на нем, что позволяет сконцентрировать имеющийся потенциал на основных направлениях, востребованных на рынке, добиться конкурентных преимуществ в условиях ресурсных ограничений и усиливающейся конкуренции.
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)При анализе рынка образовательных услуг на территории Санкт-Петербурга и Москвы можно установить следующее. На рынке образовательных услуг города Санкт-Петербурга проявляется монополистический тип конкуренции, поскольку со стороны работодателей требования к уровню образования включают указание на СПбГУ и ВШЭ с учетом множества реализуемых вузами образовательных программ, при непостоянстве качества образовательных услуг. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе более трети национальных исследовательских вузов) <11>. Работодатели при указании желаемого уровня образования расширяют перечень допустимых учебных заведений, что говорит о наличии большего количества конкурентоспособных образовательных организаций, имеющих закрепившиеся позиции с учетом наличия бренда у вуза, и способствует созданию естественных барьеров для конкурентов (других региональных и федеральных вузов). Стоит указать на дифференциацию правового положения образовательных организаций высшего образования, во-первых, выделяя два "ведущих классических университета" России - МГУ и СПбГУ - и наделяя их особым правовым статусом, а во-вторых, устанавливая в отношении отдельных образовательных организаций категории "федеральный университет", "национальный исследовательский университет" и ставя их правовой статус в зависимость от установленной категории. Такое деление указывает на способность вуза выделить ограниченный набор приоритетов деятельности и сфокусироваться на нем, что позволяет сконцентрировать имеющийся потенциал на основных направлениях, востребованных на рынке, добиться конкурентных преимуществ в условиях ресурсных ограничений и усиливающейся конкуренции.
Статья: Механизм "регуляторной гильотины" в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В статье проведен анализ контрольно-надзорной и административной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора России) в отношении деятельности образовательных организаций высшего образования. В контексте обзора проверочных мероприятий дана оценка текущего уровня, а также перспектив эффективности реализации нормативной концепции дерегулирования и снижения административной нагрузки на подконтрольные субъекты в рамках обеспечения концептуальных (магистральных) положений административной реформы. Делается вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность в сфере образования должна сообразовываться с принципом стимулирования добросовестного соблюдения образовательными организациями обязательных требований. При формировании образовательными организациями практики устойчивого добросовестного поведения в рамках осуществления своей уставной деятельности у Рособрнадзора появляется возможность использовать меры стимулирования таких субъектов, направленные на решение задач по обеспечению социально-экономического развития отдельных территорий без снижения уровня качества предоставляемых ими образовательных услуг.
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В статье проведен анализ контрольно-надзорной и административной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора России) в отношении деятельности образовательных организаций высшего образования. В контексте обзора проверочных мероприятий дана оценка текущего уровня, а также перспектив эффективности реализации нормативной концепции дерегулирования и снижения административной нагрузки на подконтрольные субъекты в рамках обеспечения концептуальных (магистральных) положений административной реформы. Делается вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность в сфере образования должна сообразовываться с принципом стимулирования добросовестного соблюдения образовательными организациями обязательных требований. При формировании образовательными организациями практики устойчивого добросовестного поведения в рамках осуществления своей уставной деятельности у Рособрнадзора появляется возможность использовать меры стимулирования таких субъектов, направленные на решение задач по обеспечению социально-экономического развития отдельных территорий без снижения уровня качества предоставляемых ими образовательных услуг.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) организация, осуществляющая образовательную деятельность, лицо, зачисляемое на обучение, и физическое или юридическое лицо, обязующееся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, - если обучение лица, зачисляемого на обучение, будет оплачивать другое физическое или юридическое лицо. Следовательно, лицо, зачисляемое на обучение, должно быть указано в договоре в качестве его стороны. Аналогичные требования закреплены в Правилах оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства от 15.09.2020 N 1441.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) организация, осуществляющая образовательную деятельность, лицо, зачисляемое на обучение, и физическое или юридическое лицо, обязующееся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, - если обучение лица, зачисляемого на обучение, будет оплачивать другое физическое или юридическое лицо. Следовательно, лицо, зачисляемое на обучение, должно быть указано в договоре в качестве его стороны. Аналогичные требования закреплены в Правилах оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства от 15.09.2020 N 1441.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Фактические обстоятельства каждого конкретного налогового спора почти всегда уникальны, в связи с чем критерий "сравнимых обстоятельств" теряет свое значение в таких делах. Услуги, оказываемые конкретным представителем в каждом конкретном деле, отличаются по объему, качеству и цене, в связи с чем теряет смысл критерий их аналогичности. В каждом месте (регионе) имеются потенциальные представители стороны в суде (юридические фирмы, адвокатские образования, индивидуальные предприниматели и т.д.), отличающиеся материальными и людскими возможностями, опытом, квалификацией, специализацией, репутацией и, соответственно, ценой своих услуг. Выбор исполнителя услуг обусловлен требованиями заказчика к качеству и цене услуг, степенью доверия к услугодателю. Известность исполнителя - это одно из проявлений качества его работы, его репутации. Она служит дополнительным ориентиром для выбора заказчика услуг. Отказ суда от использования этого критерия трудно признать разумным <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Фактические обстоятельства каждого конкретного налогового спора почти всегда уникальны, в связи с чем критерий "сравнимых обстоятельств" теряет свое значение в таких делах. Услуги, оказываемые конкретным представителем в каждом конкретном деле, отличаются по объему, качеству и цене, в связи с чем теряет смысл критерий их аналогичности. В каждом месте (регионе) имеются потенциальные представители стороны в суде (юридические фирмы, адвокатские образования, индивидуальные предприниматели и т.д.), отличающиеся материальными и людскими возможностями, опытом, квалификацией, специализацией, репутацией и, соответственно, ценой своих услуг. Выбор исполнителя услуг обусловлен требованиями заказчика к качеству и цене услуг, степенью доверия к услугодателю. Известность исполнителя - это одно из проявлений качества его работы, его репутации. Она служит дополнительным ориентиром для выбора заказчика услуг. Отказ суда от использования этого критерия трудно признать разумным <1>.
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В настоящее время российский рынок труда испытывает нехватку специалистов как в отраслях материального производства (инженеров в промышленности и на транспорте, агрономов, зоотехников, технологов в агропромышленном комплексе), так и в сфере услуг (педагогов, медицинского персонала). Современной экономике требуются кадры высокой квалификации, поэтому рынок труда предъявляет высокие требования к качеству выпускников российских учреждений образования.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В настоящее время российский рынок труда испытывает нехватку специалистов как в отраслях материального производства (инженеров в промышленности и на транспорте, агрономов, зоотехников, технологов в агропромышленном комплексе), так и в сфере услуг (педагогов, медицинского персонала). Современной экономике требуются кадры высокой квалификации, поэтому рынок труда предъявляет высокие требования к качеству выпускников российских учреждений образования.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" для повышения качества проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда по решению организатора обучения может проводиться независимая проверка знаний требований охраны труда. Такая проверка проводится силами обучающих организаций, осуществляющих в установленном национальным законодательством порядке ведение образовательной деятельности (оказание образовательных услуг) в сфере профессионального образования по вопросам охраны труда и (или) безопасности производства (п. 10.3).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" для повышения качества проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда по решению организатора обучения может проводиться независимая проверка знаний требований охраны труда. Такая проверка проводится силами обучающих организаций, осуществляющих в установленном национальным законодательством порядке ведение образовательной деятельности (оказание образовательных услуг) в сфере профессионального образования по вопросам охраны труда и (или) безопасности производства (п. 10.3).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к специалисту по управлению рисками?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Согласно п. 3.4 Профессионального стандарта "Аудитор" (утв. Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н) (обобщенная трудовая функция "Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью") к специалисту по управлению рисками предъявляются следующие квалификационные требования:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Согласно п. 3.4 Профессионального стандарта "Аудитор" (утв. Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н) (обобщенная трудовая функция "Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью") к специалисту по управлению рисками предъявляются следующие квалификационные требования:
Статья: Недопустимость ограничения или устранения конкуренции как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере высшего образования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
Статья: Правовое регулирование юридической деятельности
(Сухов Э.В.)
("Юрист", 2024, N 5)Базовым требованием должно являться оконченное высшее юридическое образование, но этого, конечно, недостаточно для обеспечения качества юридических услуг.
(Сухов Э.В.)
("Юрист", 2024, N 5)Базовым требованием должно являться оконченное высшее юридическое образование, но этого, конечно, недостаточно для обеспечения качества юридических услуг.