Требования к экологу
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к экологу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2025 N 17АП-4018/2025(1)-АКу по делу N А50-2396/2025
Требование: О взыскании убытков в размере стоимости утраченных изделий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Удовлетворяя требования общества "РИКО", суд исходил из доказанности факта поставки обществом УЗЖБИ "Эколог" БСНС по договору N 15 от 01.07.2021 товара ненадлежащего качества (в том числе, труб Т.160.50-2 (3,5) в количестве 2 штук) и наличия у общества "РИКО" права требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, поскольку соответствующее право прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 475 ГК РФ.
Требование: О взыскании убытков в размере стоимости утраченных изделий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Удовлетворяя требования общества "РИКО", суд исходил из доказанности факта поставки обществом УЗЖБИ "Эколог" БСНС по договору N 15 от 01.07.2021 товара ненадлежащего качества (в том числе, труб Т.160.50-2 (3,5) в количестве 2 штук) и наличия у общества "РИКО" права требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, поскольку соответствующее право прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 475 ГК РФ.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 по делу N 88-10646/2024 (УИД 03RS0006-01-2023-000069-96)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) Об обязании заключить трудовой договор; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Ответчик не заключил с истцом трудовой договор, заработную плату в полном объеме не выплатил.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено.Поскольку исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность доказать законность увольнения работника возлагается на работодателя, при этом произвольное прекращение трудовых отношений с работником не допускается, а ненадлежащее выполнение работодателем обязанности оформления трудовых отношений не может являться основанием для отказа в защите нарушенных трудовых прав работника, суд руководствуясь ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил требования истца о восстановлении на работе в прежней должности в ООО СМУ-1 "Эколог БСНС" со взысканием среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) Об обязании заключить трудовой договор; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Ответчик не заключил с истцом трудовой договор, заработную плату в полном объеме не выплатил.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено.Поскольку исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность доказать законность увольнения работника возлагается на работодателя, при этом произвольное прекращение трудовых отношений с работником не допускается, а ненадлежащее выполнение работодателем обязанности оформления трудовых отношений не может являться основанием для отказа в защите нарушенных трудовых прав работника, суд руководствуясь ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил требования истца о восстановлении на работе в прежней должности в ООО СМУ-1 "Эколог БСНС" со взысканием среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Энергетика, экономика и право в Арктической зоне России
(Баттахов П.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Необходимо понимать, что после таких экологических требований от разных органов государственной власти, экологов и граждан к производственным компаниям поступает ряд вопросов относительно природных ресурсов, которые имеют статус общенационального достояния страны, переходят в государственный или частный сектор. Длительные противоречия между различными субъектами в вопросах экологии, экономики, энергетики и права требуют поиска решений, где приоритетом должны стать национальные интересы и благополучие будущих поколений. Природные богатства должны принадлежать народу России как гарант существования суверенного государства. Следовательно, нужно принимать соответствующие нормативные правовые акты для развития общественных отношений на территории Арктической зоны России.
(Баттахов П.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Необходимо понимать, что после таких экологических требований от разных органов государственной власти, экологов и граждан к производственным компаниям поступает ряд вопросов относительно природных ресурсов, которые имеют статус общенационального достояния страны, переходят в государственный или частный сектор. Длительные противоречия между различными субъектами в вопросах экологии, экономики, энергетики и права требуют поиска решений, где приоритетом должны стать национальные интересы и благополучие будущих поколений. Природные богатства должны принадлежать народу России как гарант существования суверенного государства. Следовательно, нужно принимать соответствующие нормативные правовые акты для развития общественных отношений на территории Арктической зоны России.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Так, в Ставрополье суд принял к производству коллективный иск экологов к местной Думе с требованием о признании не соответствующими федеральному законодательству ряда статей краевого Закона об особо охраняемых природных территориях, при этом позиция истцов усиливается тем, что в защиту прав неопределенного круга лиц выступил местный прокурор, протест которого изначально был отклонен органами власти, что и послужило причиной для его обращения в суд. Все административные истцы (экологи) как общественные активисты и граждане имеют гарантированное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду, соответственно, выступая против произвольных действий органа власти, они имеют общий интерес, основанный на одном и том же факте - нарушении их конституционного права.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Так, в Ставрополье суд принял к производству коллективный иск экологов к местной Думе с требованием о признании не соответствующими федеральному законодательству ряда статей краевого Закона об особо охраняемых природных территориях, при этом позиция истцов усиливается тем, что в защиту прав неопределенного круга лиц выступил местный прокурор, протест которого изначально был отклонен органами власти, что и послужило причиной для его обращения в суд. Все административные истцы (экологи) как общественные активисты и граждане имеют гарантированное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду, соответственно, выступая против произвольных действий органа власти, они имеют общий интерес, основанный на одном и том же факте - нарушении их конституционного права.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"21. Для правильного разрешения вопросов, требующих специальных знаний, в том числе в области определения источника происхождения вреда, механизма его причинения, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, по делу могут проводиться соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других (статья 79 ГПК РФ, статья 82 АПК РФ).
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"21. Для правильного разрешения вопросов, требующих специальных знаний, в том числе в области определения источника происхождения вреда, механизма его причинения, его размера, объема необходимых восстановительных работ, возможности и сроках их проведения, по делу могут проводиться соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других (статья 79 ГПК РФ, статья 82 АПК РФ).
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)Инженер по охране окружающей среды (эколог): высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 27.03.2018)Инженер по охране окружающей среды (эколог): высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Статья: Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
(Муталиева Л.С., Меньшиков А.В., Илло Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Невозможность для координационных органов принимать нормативные правовые акты, а также принимать управленческие решения или акты правоприменения послужила основанием для передачи полномочия по признанию обстановки в качестве чрезвычайной ситуации от комиссий единоличным органам власти. Согласно действующим нормативным правовым актам, решение о введении чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает руководитель соответствующего публично-правового образования. Мнение членов комиссии носит рекомендательный характер. Тем не менее в сложных обстоятельствах руководители опираются на мнение членов комиссии. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, причиняющих вред окружающей среде, необходимо участие в деятельности комиссии руководителей соответствующих специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности. При этом анализ состава членов вышеуказанных комиссий в отдельных регионах свидетельствует об отсутствии в составе комиссий специалистов-экологов. Предложенная нами мера послужит реальным механизмом реализации экологического менеджмента - при принятии решения о введении режима чрезвычайной ситуации будет учтено мнение специалиста эколога. Мы согласны с авторами статьи, рассматривающими особенности экологического надзора в Российской Федерации, которые отмечают необходимость усиления полномочий специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности <4>. Более того, считаем целесообразным осуществление в отношении всех членов таких комиссий обучения по программам обеспечения экологической безопасности. В настоящее время установлено требование о прохождении обучения членов комиссий не менее одного раза в пять лет, но требования к программе обучения также не сформулированы <5>.
(Муталиева Л.С., Меньшиков А.В., Илло Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Невозможность для координационных органов принимать нормативные правовые акты, а также принимать управленческие решения или акты правоприменения послужила основанием для передачи полномочия по признанию обстановки в качестве чрезвычайной ситуации от комиссий единоличным органам власти. Согласно действующим нормативным правовым актам, решение о введении чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает руководитель соответствующего публично-правового образования. Мнение членов комиссии носит рекомендательный характер. Тем не менее в сложных обстоятельствах руководители опираются на мнение членов комиссии. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, причиняющих вред окружающей среде, необходимо участие в деятельности комиссии руководителей соответствующих специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности. При этом анализ состава членов вышеуказанных комиссий в отдельных регионах свидетельствует об отсутствии в составе комиссий специалистов-экологов. Предложенная нами мера послужит реальным механизмом реализации экологического менеджмента - при принятии решения о введении режима чрезвычайной ситуации будет учтено мнение специалиста эколога. Мы согласны с авторами статьи, рассматривающими особенности экологического надзора в Российской Федерации, которые отмечают необходимость усиления полномочий специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности <4>. Более того, считаем целесообразным осуществление в отношении всех членов таких комиссий обучения по программам обеспечения экологической безопасности. В настоящее время установлено требование о прохождении обучения членов комиссий не менее одного раза в пять лет, но требования к программе обучения также не сформулированы <5>.
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации при разведке и добыче нефти и газа в условиях санкционных ограничений
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)2. Изменить систему подготовки целевых специалистов-экологов в сфере недропользования в системе подготовки кадров высшего образования, в том числе увеличить квоту по целевому набору бакалавров и специалистов для подготовки высококвалифицированных отраслевых рабочих кадров с высшим геологическим образованием с одновременной возможностью получения дополнительного гуманитарного образования (концепция будущих управленцев в нефтегазовом комплексе = базовая техническая специальность (геология, геофизика, геоэкология и др.) + гуманитарная специальность (экономика, право), что особенно актуально для подготовки специалистов-экологов в сфере недропользования со знанием специфики законодательства Арктической зоны Российской Федерации).
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)2. Изменить систему подготовки целевых специалистов-экологов в сфере недропользования в системе подготовки кадров высшего образования, в том числе увеличить квоту по целевому набору бакалавров и специалистов для подготовки высококвалифицированных отраслевых рабочих кадров с высшим геологическим образованием с одновременной возможностью получения дополнительного гуманитарного образования (концепция будущих управленцев в нефтегазовом комплексе = базовая техническая специальность (геология, геофизика, геоэкология и др.) + гуманитарная специальность (экономика, право), что особенно актуально для подготовки специалистов-экологов в сфере недропользования со знанием специфики законодательства Арктической зоны Российской Федерации).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инженеру по охране окружающей среды (экологу)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инженеру по охране окружающей среды (экологу)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инженеру по охране окружающей среды (экологу)?
Статья: Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)Списание СИЗ, утративших целостность или защитные свойства, испорченных, утраченных или пропавших из установленных мест хранения до окончания нормативного срока эксплуатации, производится в порядке, установленном работодателем, иными словами согласно требованиям, определенным бухгалтерией компании.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)Списание СИЗ, утративших целостность или защитные свойства, испорченных, утраченных или пропавших из установленных мест хранения до окончания нормативного срока эксплуатации, производится в порядке, установленном работодателем, иными словами согласно требованиям, определенным бухгалтерией компании.
Статья: Иррациональная экология: правовой аспект
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Не секрет, что в результате таких эпидемий и пандемии резко возрастает количество опасных отходов класса "Б" (маски, перчатки, одноразовая одежда медицинского персонала, средства гигиены заболевших и др.), в отношении которых действуют специальные требования, касающиеся способов и методов обеззараживания, временного хранения и транспортировки. Любые другие виды утилизации этих отходов недопустимы <17>. Они не подлежат переработке и могут быть утилизированы только путем сжигания. Использованные маски и перчатки в огромном количестве выбрасываются населением и поступают на полигоны как твердые бытовые отходы. Все это существенно увеличивает негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения от сжигания отходов атмосферного воздуха, воды, почвы и накопления отходов. Экологи бьют тревогу <18>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Не секрет, что в результате таких эпидемий и пандемии резко возрастает количество опасных отходов класса "Б" (маски, перчатки, одноразовая одежда медицинского персонала, средства гигиены заболевших и др.), в отношении которых действуют специальные требования, касающиеся способов и методов обеззараживания, временного хранения и транспортировки. Любые другие виды утилизации этих отходов недопустимы <17>. Они не подлежат переработке и могут быть утилизированы только путем сжигания. Использованные маски и перчатки в огромном количестве выбрасываются населением и поступают на полигоны как твердые бытовые отходы. Все это существенно увеличивает негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения от сжигания отходов атмосферного воздуха, воды, почвы и накопления отходов. Экологи бьют тревогу <18>.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Транспортные прокуроры проверяли исполнение законодательства, направленного на предотвращение загрязнения моря. Ущерб окружающей среде причиняется в результате разливов нефти вследствие аварий с танкерами и нарушений технологии при бункеровке топлива, сброса сточных вод, мусора, балластных вод. Основой нормативной базы, регламентирующей соответствующие требования, является заключенная в Лондоне Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ/MARPOL) <16>. Документы, прилагаемые к ней, регламентируют вопросы о сообщениях об инцидентах, связанных со сбросом с судов вредных веществ, контроле при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, вредных веществ, перевозимых в упаковке; о сбросе сточных вод и мусора с судов, загрязнении воздушной среды; требованиях к журналам нефтяных и грузовых операций, к реестру, акту о соответствии, накладной на поставку бункерного топлива и др. Проверки исполнения соответствующих требований проводились и на внутреннем водном транспорте.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Транспортные прокуроры проверяли исполнение законодательства, направленного на предотвращение загрязнения моря. Ущерб окружающей среде причиняется в результате разливов нефти вследствие аварий с танкерами и нарушений технологии при бункеровке топлива, сброса сточных вод, мусора, балластных вод. Основой нормативной базы, регламентирующей соответствующие требования, является заключенная в Лондоне Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ/MARPOL) <16>. Документы, прилагаемые к ней, регламентируют вопросы о сообщениях об инцидентах, связанных со сбросом с судов вредных веществ, контроле при перевозке ядовитых жидких веществ наливом, вредных веществ, перевозимых в упаковке; о сбросе сточных вод и мусора с судов, загрязнении воздушной среды; требованиях к журналам нефтяных и грузовых операций, к реестру, акту о соответствии, накладной на поставку бункерного топлива и др. Проверки исполнения соответствующих требований проводились и на внутреннем водном транспорте.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Эффективное функционирование экотроп требует значительных бюджетных вложений как на этапе их создания, так и на стадии эксплуатации. Однако выделяемых из федерального бюджета средств недостаточно для поддержания данной инфраструктуры в надлежащем состоянии. Ограниченные финансовые ресурсы затрудняют установку информационных стендов, создание безопасных переходов и мест отдыха, что снижает образовательную и рекреационную ценность экотроп в границах ООПТ. Наряду с этим часто фиксируется перегрузка инфраструктуры (большой поток посетителей требует дополнительных ресурсов для обслуживания экотроп) и конфликты интересов (между экологами, отстаивающими цели сохранения уникальных природных комплексов, и коммерческими интересами туроператоров).
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Эффективное функционирование экотроп требует значительных бюджетных вложений как на этапе их создания, так и на стадии эксплуатации. Однако выделяемых из федерального бюджета средств недостаточно для поддержания данной инфраструктуры в надлежащем состоянии. Ограниченные финансовые ресурсы затрудняют установку информационных стендов, создание безопасных переходов и мест отдыха, что снижает образовательную и рекреационную ценность экотроп в границах ООПТ. Наряду с этим часто фиксируется перегрузка инфраструктуры (большой поток посетителей требует дополнительных ресурсов для обслуживания экотроп) и конфликты интересов (между экологами, отстаивающими цели сохранения уникальных природных комплексов, и коммерческими интересами туроператоров).
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)Также часто отмечается, что само требование официального опубликования является не просто элементом некоего порядка опубликования, а базовым конституционным требованием <2>. При этом необходимость официального опубликования нормативных правовых актов в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ вытекает из требований определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, выводимыми из конституционных принципов правового государства, верховенства закона, юридического равенства и справедливости <3>.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)Также часто отмечается, что само требование официального опубликования является не просто элементом некоего порядка опубликования, а базовым конституционным требованием <2>. При этом необходимость официального опубликования нормативных правовых актов в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ вытекает из требований определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, выводимыми из конституционных принципов правового государства, верховенства закона, юридического равенства и справедливости <3>.
Статья: К вопросу о месте и значении лесного права в правовой системе Российской Федерации
(Клюканова Л.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<8> Колбасов О.С. Завещание экологам // Журнал российского права. 2000. N 5/6. С. 89 - 90.
(Клюканова Л.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<8> Колбасов О.С. Завещание экологам // Журнал российского права. 2000. N 5/6. С. 89 - 90.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Между тем в настоящее время уполномоченные органы Росприроднадзора не считают описание технологий в ИТС НДТ основанием для отказа от применения требования о необходимости получения положительного заключения ГЭЭ. Это приводит к невозможности использования уже прошедшей апробацию технологии (в том числе включенной в ИТС НДТ) без указанного заключения <14>.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Между тем в настоящее время уполномоченные органы Росприроднадзора не считают описание технологий в ИТС НДТ основанием для отказа от применения требования о необходимости получения положительного заключения ГЭЭ. Это приводит к невозможности использования уже прошедшей апробацию технологии (в том числе включенной в ИТС НДТ) без указанного заключения <14>.