Требование росприроднадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование росприроднадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению истца (предприятия), требование ответчика (Управления Росприроднадзора) о доначислении платы за НВОС является незаконным.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению истца (предприятия), требование ответчика (Управления Росприроднадзора) о доначислении платы за НВОС является незаконным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Письмо Росприроднадзора от 8 декабря 2023 г.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Письмо Росприроднадзора от 8 декабря 2023 г.
Готовое решение: Уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если исправления не требуются, то направьте пояснения по обнаруженным расхождениям в ответ на требование Росприроднадзора. А если вы не согласны с фактами, изложенными в требовании, вы можете направить свои возражения (п. п. 64, 65 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Если исправления не требуются, то направьте пояснения по обнаруженным расхождениям в ответ на требование Росприроднадзора. А если вы не согласны с фактами, изложенными в требовании, вы можете направить свои возражения (п. п. 64, 65 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Нормативные акты
Приказ Росприроднадзора от 14.01.2022 N 16
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2022 N 67454)Зарегистрировано в Минюсте России 24 февраля 2022 г. N 67454
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2022 N 67454)Зарегистрировано в Минюсте России 24 февраля 2022 г. N 67454
Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 N 115
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67560)Зарегистрировано в Минюсте России 28 февраля 2022 г. N 67560
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 N 67560)Зарегистрировано в Минюсте России 28 февраля 2022 г. N 67560
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Росприроднадзор и его территориальные органы контролируют соблюдение требований, определенных в п. 9 Положения о земельном надзоре, в отношении всех земель. Исключение - земли, которые поднадзорны Россельхознадзору, участки, предоставленные организациям, подведомственным ФСБ России, а также ФСО России и подведомственным ей организациям. Однако на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и в границах их охранных зон, соблюдение указанных требований контролирует Росприроднадзор (п. 10 названного Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Росприроднадзор и его территориальные органы контролируют соблюдение требований, определенных в п. 9 Положения о земельном надзоре, в отношении всех земель. Исключение - земли, которые поднадзорны Россельхознадзору, участки, предоставленные организациям, подведомственным ФСБ России, а также ФСО России и подведомственным ей организациям. Однако на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и в границах их охранных зон, соблюдение указанных требований контролирует Росприроднадзор (п. 10 названного Положения).
Готовое решение: Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если вы не сдадите декларацию в течение девяти месяцев после окончания срока ее подачи, то вам выставят требование представить декларацию, погасить задолженность и уплатить пени. В таком случае сдать декларацию и погасить долг нужно не позднее 15 календарных дней со дня получения требования, иначе Росприроднадзор начнет взыскивать задолженность и пени в судебном порядке (п. 73 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если вы не сдадите декларацию в течение девяти месяцев после окончания срока ее подачи, то вам выставят требование представить декларацию, погасить задолженность и уплатить пени. В таком случае сдать декларацию и погасить долг нужно не позднее 15 календарных дней со дня получения требования, иначе Росприроднадзор начнет взыскивать задолженность и пени в судебном порядке (п. 73 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Информация: О начале подачи заявлений о подтверждении соответствия лицензиатов лицензионным требованиям
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)Ответы на часто задаваемые вопросы по подтверждению соответствия лицензиата лицензионным требованиям размещены на сайте Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/activity/services/gu/28130/.
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)Ответы на часто задаваемые вопросы по подтверждению соответствия лицензиата лицензионным требованиям размещены на сайте Росприроднадзора https://rpn.gov.ru/activity/services/gu/28130/.
Готовое решение: Взыскание задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас выявят занижение платы или несвоевременную (неполную) уплату по плате за НВОС, вам выставят требование. В нем укажут сумму недоимки и начисленные пени (п. п. 70, 73 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Рекомендованная форма требования о доначислении и довнесении платы приведена в Письме Росприроднадзора от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198.
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас выявят занижение платы или несвоевременную (неполную) уплату по плате за НВОС, вам выставят требование. В нем укажут сумму недоимки и начисленные пени (п. п. 70, 73 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). Рекомендованная форма требования о доначислении и довнесении платы приведена в Письме Росприроднадзора от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В свою очередь, дозволение классифицировать вещество в качестве отхода, равно как и в качестве побочного продукта, напротив, должно означать юридическое равенство в выборе порядка классификации вещества для хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых оно образовалось. Иными словами, хозяйствующему субъекту должны быть предоставлены равные права по классификации вещества в качестве отхода либо в качестве побочного продукта. В противном случае презумпция опасности образуемых веществ не может быть преодолена хозяйствующим субъектом самостоятельно, о чем свидетельствуют судебные акты по спорам с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Как правило, контролирующий орган в ходе проведения проверки самостоятельно квалифицирует образование у хозяйствующего субъекта отходов по результатам количественных химических анализов, тем самым лишая его права на идентификацию вещества. Однако, поскольку такое полномочие, в отличие от, например, подобных полномочий органов таможенного контроля <15>, не закреплено за Росприроднадзором, при выявлении нарушения обязательных требований Росприроднадзор, в частности, использует следующие формулировки: "не предоставлены материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности, норматив образования данного отхода не установлен в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ" <16>; "осуществление лицензируемых видов деятельности в отсутствие лицензии в нарушение статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ, пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>. Контролирующий орган, не устанавливая факт образования веществ, обладающих полезными свойствами либо утративших их, тем самым подменяет требования, предъявляемые к хозяйствующему субъекту с опорой на производные доказательства.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В свою очередь, дозволение классифицировать вещество в качестве отхода, равно как и в качестве побочного продукта, напротив, должно означать юридическое равенство в выборе порядка классификации вещества для хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых оно образовалось. Иными словами, хозяйствующему субъекту должны быть предоставлены равные права по классификации вещества в качестве отхода либо в качестве побочного продукта. В противном случае презумпция опасности образуемых веществ не может быть преодолена хозяйствующим субъектом самостоятельно, о чем свидетельствуют судебные акты по спорам с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Как правило, контролирующий орган в ходе проведения проверки самостоятельно квалифицирует образование у хозяйствующего субъекта отходов по результатам количественных химических анализов, тем самым лишая его права на идентификацию вещества. Однако, поскольку такое полномочие, в отличие от, например, подобных полномочий органов таможенного контроля <15>, не закреплено за Росприроднадзором, при выявлении нарушения обязательных требований Росприроднадзор, в частности, использует следующие формулировки: "не предоставлены материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности, норматив образования данного отхода не установлен в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ" <16>; "осуществление лицензируемых видов деятельности в отсутствие лицензии в нарушение статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ, пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>. Контролирующий орган, не устанавливая факт образования веществ, обладающих полезными свойствами либо утративших их, тем самым подменяет требования, предъявляемые к хозяйствующему субъекту с опорой на производные доказательства.
Информация: Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)При этом в ходе проверочных мероприятий, предметом которых является оценка исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, Росприроднадзором фиксируются факты не устранения выявленных нарушений, непринятия мер контролируемыми лицами, направленных на устранение нарушений, а в отдельных субъектах Российской Федерации - ухудшение качества сбрасываемых сточных вод.
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)При этом в ходе проверочных мероприятий, предметом которых является оценка исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, Росприроднадзором фиксируются факты не устранения выявленных нарушений, непринятия мер контролируемыми лицами, направленных на устранение нарушений, а в отдельных субъектах Российской Федерации - ухудшение качества сбрасываемых сточных вод.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Росприроднадзора о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Росприроднадзора о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Росприроднадзор и его территориальные органы контролируют соблюдение требований, определенных в п. 9 Положения о земельном надзоре, в отношении всех земель. Исключение - земли, которые поднадзорны Россельхознадзору, и участки, предоставленные организациям, подведомственным ФСБ России (п. 10 названного Положения).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Росприроднадзор и его территориальные органы контролируют соблюдение требований, определенных в п. 9 Положения о земельном надзоре, в отношении всех земель. Исключение - земли, которые поднадзорны Россельхознадзору, и участки, предоставленные организациям, подведомственным ФСБ России (п. 10 названного Положения).