Требование претензия по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование претензия по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Размещение информации в ЕИС при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... указал, что... в ЕИС размещена информация об исполнении [спорного - ред.] контракта... размещена претензия [предыдущего - ред.] заказчика о выплате пеней... в связи с нарушением срока поставки товара. Однако поскольку в системе kad.arbitr.ru размещено решение Арбитражного суда... которым отказано в иске... о взыскании с Общества пеней, и скан-образ указанного решения суда размещен в ЕИС... то такой контракт считается исполненным без применения штрафных санкций. Следовательно, основания для признания данного контракта не соответствующим условиям, установленным частью 8.1 статьи 96 Закона [N 44-ФЗ - ред.]... у Учреждения отсутствовали.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... указал, что... в ЕИС размещена информация об исполнении [спорного - ред.] контракта... размещена претензия [предыдущего - ред.] заказчика о выплате пеней... в связи с нарушением срока поставки товара. Однако поскольку в системе kad.arbitr.ru размещено решение Арбитражного суда... которым отказано в иске... о взыскании с Общества пеней, и скан-образ указанного решения суда размещен в ЕИС... то такой контракт считается исполненным без применения штрафных санкций. Следовательно, основания для признания данного контракта не соответствующим условиям, установленным частью 8.1 статьи 96 Закона [N 44-ФЗ - ред.]... у Учреждения отсутствовали.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неосновательное обогащение по недействительной сделке
(КонсультантПлюс, 2025)...Возражения истца сводятся к несогласию с установленной контрактом твердой ценой, между тем контракт заключен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и исполнен сторонами, поэтому истец не вправе ссылаться на его недействительность как на основание для освобождения от исполнения обязательств по нему.
(КонсультантПлюс, 2025)...Возражения истца сводятся к несогласию с установленной контрактом твердой ценой, между тем контракт заключен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и исполнен сторонами, поэтому истец не вправе ссылаться на его недействительность как на основание для освобождения от исполнения обязательств по нему.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор изменений в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, вступивших в силу с 19 июня 2025 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Если бы дело происходило после 19 июня 2025 г., заказчику достаточно было бы продекларировать по трем спорным позициям отсутствие в РРПП товаров с характеристиками, соответствующими его потребности, чтобы снять претензии о неисполнении им требований ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При этом объединение таких товаров в один лот с товарами, имеющимися в РРПП, в новых условиях не приводит к блокированию возможности применения ограничения, т.к. заказчик, как было указано в его возражении, сформировал лот из товаров, изготавливаемых российскими производителями (даже если некоторые из этих товаров отсутствуют в РРПП).
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Если бы дело происходило после 19 июня 2025 г., заказчику достаточно было бы продекларировать по трем спорным позициям отсутствие в РРПП товаров с характеристиками, соответствующими его потребности, чтобы снять претензии о неисполнении им требований ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При этом объединение таких товаров в один лот с товарами, имеющимися в РРПП, в новых условиях не приводит к блокированию возможности применения ограничения, т.к. заказчик, как было указано в его возражении, сформировал лот из товаров, изготавливаемых российскими производителями (даже если некоторые из этих товаров отсутствуют в РРПП).
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ размещать информацию о закупках в Единой информационной системе
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при исполнении контрактов, заключенных по результатам открытых и ряда закрытых электронных процедур закупки, претензионная работа (в том числе направление требований об уплате неустойки) ведется в ЕИС (ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при исполнении контрактов, заключенных по результатам открытых и ряда закрытых электронных процедур закупки, претензионная работа (в том числе направление требований об уплате неустойки) ведется в ЕИС (ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 481/пр
(ред. от 13.02.2023)
"Об утверждении Положения о Департаменте финансов и имущественных отношений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"6.6.7. Подписывает от своего имени по вопросам установленной компетенции письма, запросы, претензии, требования и уведомления, а также решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
(ред. от 13.02.2023)
"Об утверждении Положения о Департаменте финансов и имущественных отношений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"6.6.7. Подписывает от своего имени по вопросам установленной компетенции письма, запросы, претензии, требования и уведомления, а также решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Приказ Минстроя России от 24.09.2020 N 542/пр
"Об утверждении Положения о Департаменте реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"6.6.7. Подписывает от своего имени по вопросам установленной компетенции письма, запросы, претензии, требования и уведомления, а также решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
"Об утверждении Положения о Департаменте реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"6.6.7. Подписывает от своего имени по вопросам установленной компетенции письма, запросы, претензии, требования и уведомления, а также решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вопрос: Победитель аукциона направил информацию о трех контрактах, исполненных им без неустоек в течение 3 лет. При этом один из этих контрактов был расторгнут по соглашению сторон. Вправе ли участник закупки предоставлять такой контракт для целей применения ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Правовая оценка УФАС: в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе предоставить сведения о контрактах, исполненных им в течение трех лет до подачи заявки без применения неустоек (штрафов, пеней). Спорный контракт был расторгнут по соглашению сторон, в отсутствие у сторон взаимных претензий друг к другу, без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96, а также ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Отказ заказчика от заключения контракта с победителем аукциона являлся неправомерным <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Правовая оценка УФАС: в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе предоставить сведения о контрактах, исполненных им в течение трех лет до подачи заявки без применения неустоек (штрафов, пеней). Спорный контракт был расторгнут по соглашению сторон, в отсутствие у сторон взаимных претензий друг к другу, без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96, а также ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Отказ заказчика от заключения контракта с победителем аукциона являлся неправомерным <1>.
Статья: Уклонение участника закупки от заключения контракта
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Соответственно, поскольку победитель аукциона признан в установленном порядке уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе на основании части 8 статьи 51 Закона N 44-ФЗ получить сумму обеспечения заявки на участие в закупке, внесенную победителем аукциона.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Соответственно, поскольку победитель аукциона признан в установленном порядке уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе на основании части 8 статьи 51 Закона N 44-ФЗ получить сумму обеспечения заявки на участие в закупке, внесенную победителем аукциона.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает требований к форме документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, полагаем, что они могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такие электронные документы или образы (сканы) бумажных документов целесообразно приложить к претензии, направляемой контрагенту через ЕИС в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Если контракт заключен по результатам закрытых "бумажных" процедур или с единственным поставщиком (за исключением электронных малых закупок по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), также приложите подтверждающие документы к претензии, которую направляете в порядке, установленном контрактом.
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает требований к форме документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, полагаем, что они могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такие электронные документы или образы (сканы) бумажных документов целесообразно приложить к претензии, направляемой контрагенту через ЕИС в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Если контракт заключен по результатам закрытых "бумажных" процедур или с единственным поставщиком (за исключением электронных малых закупок по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), также приложите подтверждающие документы к претензии, которую направляете в порядке, установленном контрактом.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Согласно сведениям из ЕИС, участнику закупки при исполнении представленного им контракта предъявлено требование об уплате неустойки (штрафов, пени) в размере 838 107 руб. ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контракту, что подтверждается претензией от 12 декабря 2022 г. Участник закупки был признан не соответствующим требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Согласно сведениям из ЕИС, участнику закупки при исполнении представленного им контракта предъявлено требование об уплате неустойки (штрафов, пени) в размере 838 107 руб. ввиду ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контракту, что подтверждается претензией от 12 декабря 2022 г. Участник закупки был признан не соответствующим требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, при закупках немонтируемого оборудования заказчику необходимо учитывать требования о национальном режиме (ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617), а также требования о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), что в большинстве не исполняется на стадии проектирования и далее может повлечь за собой необходимость замены.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, при закупках немонтируемого оборудования заказчику необходимо учитывать требования о национальном режиме (ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617), а также требования о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), что в большинстве не исполняется на стадии проектирования и далее может повлечь за собой необходимость замены.
Статья: Проблемные вопросы организации государственной закупочной деятельности на электронных торговых площадках
(Федотова О.В., Бадиков Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Еще одной причиной можно назвать погрешности при получении товара. Однако для решения данной проблемы в законодательстве созданы условия, которые необходимо реализовывать на практике. Так, Федеральный закон N 44-ФЗ устанавливает, что организация получения товара, работ и услуг входит в обязанности заказчика. Таким образом, если заказчик не проверит товар, то возникнут некоторые трудности впоследствии с предъявлением рекламации поставщику. Закон, в свою очередь, определяет требования к процессу приема товара, а также созданию приемочной комиссии. Существует вдобавок положение, которое позволяет провести экспертизу товаров, работ и услуг, заказчик вправе привлечь экспертов или экспертные организации для установления качества поставленной продукции.
(Федотова О.В., Бадиков Д.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Еще одной причиной можно назвать погрешности при получении товара. Однако для решения данной проблемы в законодательстве созданы условия, которые необходимо реализовывать на практике. Так, Федеральный закон N 44-ФЗ устанавливает, что организация получения товара, работ и услуг входит в обязанности заказчика. Таким образом, если заказчик не проверит товар, то возникнут некоторые трудности впоследствии с предъявлением рекламации поставщику. Закон, в свою очередь, определяет требования к процессу приема товара, а также созданию приемочной комиссии. Существует вдобавок положение, которое позволяет провести экспертизу товаров, работ и услуг, заказчик вправе привлечь экспертов или экспертные организации для установления качества поставленной продукции.
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)В завершение статьи автор выражает надежду, что приведенная в ней информация будет полезна для лучшего понимания и безошибочной реализации требований Закона N 44-ФЗ в части сравнительного анализа действий участников контрактной системы, понимания последствий принятия одностороннего отказа от исполнения контракта и осуществления претензионной переписки.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)В завершение статьи автор выражает надежду, что приведенная в ней информация будет полезна для лучшего понимания и безошибочной реализации требований Закона N 44-ФЗ в части сравнительного анализа действий участников контрактной системы, понимания последствий принятия одностороннего отказа от исполнения контракта и осуществления претензионной переписки.
Готовое решение: Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы исключить претензии, рекомендуем определять остаточный срок годности периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо датой. Такой вывод можно сделать из разъяснений ФАС России в отношении закупок лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ. Полагаем, что такой подход можно применять и к товарам, закупаемым по Закону N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы исключить претензии, рекомендуем определять остаточный срок годности периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо датой. Такой вывод можно сделать из разъяснений ФАС России в отношении закупок лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ. Полагаем, что такой подход можно применять и к товарам, закупаемым по Закону N 223-ФЗ.
Статья: Обзор нарушений в ведении медицинскими учреждениями закупочной деятельности
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов (например, ошибочно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), претензионная работа в учреждении не производилась)
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов (например, ошибочно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), претензионная работа в учреждении не производилась)
Готовое решение: Как сформировать идентификационный код закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в дополнительном соглашении целесообразно указать ИКЗ - это позволит обеспечить взаимосвязь документов, предусмотренную ч. 2 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, а также снизит риск претензий контрольных органов. Так, на практике встречается позиция госорганов, осуществляющих ведомственный контроль в сфере закупок, о том, что неуказание ИКЗ в дополнительных соглашениях является нарушением (см., например, Письмо Минздрава России от 09.11.2023 N 22-6/И/2-20800).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в дополнительном соглашении целесообразно указать ИКЗ - это позволит обеспечить взаимосвязь документов, предусмотренную ч. 2 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, а также снизит риск претензий контрольных органов. Так, на практике встречается позиция госорганов, осуществляющих ведомственный контроль в сфере закупок, о том, что неуказание ИКЗ в дополнительных соглашениях является нарушением (см., например, Письмо Минздрава России от 09.11.2023 N 22-6/И/2-20800).