Требование об устранении недостатков товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование об устранении недостатков товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка товара: Покупатель хочет устранения недостатков товара, выявленных в течение гарантийного срока
(КонсультантПлюс, 2025)Возможные причины частичного удовлетворения требования об устранении недостатков товара
(КонсультантПлюс, 2025)Возможные причины частичного удовлетворения требования об устранении недостатков товара
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Розничная купля-продажа: Покупатель хочет обязать устранить недостатки товара
(КонсультантПлюс, 2025)обращение с требованием об устранении недостатков товара в пределах установленного срока (претензией, уведомлением и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)обращение с требованием об устранении недостатков товара в пределах установленного срока (претензией, уведомлением и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Поставка товаровСтатья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров
(ред. от 24.06.2025)Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Однако суд апелляционной инстанции при определении окончания гарантийного срока не учел положения п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которыми в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Однако суд апелляционной инстанции при определении окончания гарантийного срока не учел положения п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которыми в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Ситуация: Какие сроки предусмотрены для предъявления и рассмотрения требований по недостаткам товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок предъявления требований по недостаткам товара зависит от того, установлен ли по нему гарантийный срок, срок службы или срок годности. Специальные сроки установлены в отношении технически сложных товаров. Срок рассмотрения требований по недостаткам товаров зависит от существа требования (устранение недостатков, замена товара, уменьшение покупной цены и т.д.).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок предъявления требований по недостаткам товара зависит от того, установлен ли по нему гарантийный срок, срок службы или срок годности. Специальные сроки установлены в отношении технически сложных товаров. Срок рассмотрения требований по недостаткам товаров зависит от существа требования (устранение недостатков, замена товара, уменьшение покупной цены и т.д.).
Ситуация: Как осуществляется гарантийный ремонт товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)После устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался, то есть на период со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара информация о дате такого обращения, дате передачи товара для ремонта, дате устранения недостатка с его описанием, об использованных деталях (материалах) и о дате выдачи отремонтированного товара предоставляется потребителю в письменной форме (п. 3 ст. 20 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)После устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался, то есть на период со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара информация о дате такого обращения, дате передачи товара для ремонта, дате устранения недостатка с его описанием, об использованных деталях (материалах) и о дате выдачи отремонтированного товара предоставляется потребителю в письменной форме (п. 3 ст. 20 Закона N 2300-1).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров
Готовое решение: Как согласовать условие о качестве товара в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Верховный Суд РФ указал, что покупатель сохраняет права, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (например, требование возместить расходы на устранение недостатков товара), когда недостатки в товаре были выявлены по истечении гарантийного срока, если их не устранили при гарантийном ремонте (п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, 3 (2024)).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Верховный Суд РФ указал, что покупатель сохраняет права, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (например, требование возместить расходы на устранение недостатков товара), когда недостатки в товаре были выявлены по истечении гарантийного срока, если их не устранили при гарантийном ремонте (п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, 3 (2024)).
Ситуация: Каков порядок взыскания неустойки потребителем?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных ситуациях потребитель вправе потребовать две и более неустойки. Например, если нарушены сроки удовлетворения требования об устранении недостатка некачественного товара, а затем не выполнено новое требование (замена товара или возврат денег за некачественный товар), потребитель имеет право на взыскание неустойки по каждому требованию. При этом неустойка по первому требованию взыскивается до предъявления нового требования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отдельных ситуациях потребитель вправе потребовать две и более неустойки. Например, если нарушены сроки удовлетворения требования об устранении недостатка некачественного товара, а затем не выполнено новое требование (замена товара или возврат денег за некачественный товар), потребитель имеет право на взыскание неустойки по каждому требованию. При этом неустойка по первому требованию взыскивается до предъявления нового требования.
Ситуация: Что делать при обнаружении недостатков в технически сложном товаре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, вы можете обратиться с требованием устранить недостатки товара. При этом способ устранения недостатков ТСТ выбирается продавцом и не свидетельствует о существенности таких недостатков (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 N 32-КГ18-33).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, вы можете обратиться с требованием устранить недостатки товара. При этом способ устранения недостатков ТСТ выбирается продавцом и не свидетельствует о существенности таких недостатков (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 N 32-КГ18-33).
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<73> Не всякое обращение к исполнителю или продавцу следует рассматривать как претензию в порядке досудебного разрешения спора. В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указано, что не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<73> Не всякое обращение к исполнителю или продавцу следует рассматривать как претензию в порядке досудебного разрешения спора. В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" указано, что не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с тем что требования по устранению недостатков товара ответчиком не удовлетворены, общество "ЭталонПромстрой" на основании соглашения от 02.11.2015, заключенного с обществом "Спецэлектромонтаж", обязалось само устранить недостатки и удержать стоимость устранения недостатков из суммы, подлежащей выплате обществу "Спецэлектромонтаж".
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с тем что требования по устранению недостатков товара ответчиком не удовлетворены, общество "ЭталонПромстрой" на основании соглашения от 02.11.2015, заключенного с обществом "Спецэлектромонтаж", обязалось само устранить недостатки и удержать стоимость устранения недостатков из суммы, подлежащей выплате обществу "Спецэлектромонтаж".