Требование об исключении коррупциогенного фактора
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование об исключении коррупциогенного фактора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)5. Недостаточная эффективность и распространенность практики применения требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора, предусмотренное ч. 3 ст. 4 Закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и п. п. 2 и 3 ст. 9.1 Закона о прокуратуре, в практике органов прокуратуры ряда субъектов РФ применяется достаточно редко либо вовсе не применяется. К примеру, на территории Москвы в период с 2020 по 2022 г. требование прокурора об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов (далее - требование прокурора) в органы муниципальной власти и их должностным лицам не вносилось <31>.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)5. Недостаточная эффективность и распространенность практики применения требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора, предусмотренное ч. 3 ст. 4 Закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и п. п. 2 и 3 ст. 9.1 Закона о прокуратуре, в практике органов прокуратуры ряда субъектов РФ применяется достаточно редко либо вовсе не применяется. К примеру, на территории Москвы в период с 2020 по 2022 г. требование прокурора об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов (далее - требование прокурора) в органы муниципальной власти и их должностным лицам не вносилось <31>.
Статья: Коррупциогенные факторы, возникающие при обеспечении некоторых прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В статье анализируются положения Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" об обеспечении некоторых прав подозреваемых и обвиняемых. Выявляются коррупциогенные факторы в ст. 18, 21 и 22 указанного Федерального закона. Раскрывается содержание коррупциогенных факторов в соответствии с Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Делается вывод о необходимости повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, своевременного внесения изменений в нормы, не отвечающие требованиям антикоррупционного законодательства. Вносятся предложения по исключению коррупциогенных факторов в положениях ст. 18, 21 и 22 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления".
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В статье анализируются положения Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" об обеспечении некоторых прав подозреваемых и обвиняемых. Выявляются коррупциогенные факторы в ст. 18, 21 и 22 указанного Федерального закона. Раскрывается содержание коррупциогенных факторов в соответствии с Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Делается вывод о необходимости повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, своевременного внесения изменений в нормы, не отвечающие требованиям антикоррупционного законодательства. Вносятся предложения по исключению коррупциогенных факторов в положениях ст. 18, 21 и 22 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления".
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 14.04.2015 N 1/364-П
(ред. от 19.04.2019)
"Об утверждении Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций и единых отраслевых методических указаний по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях"3.4. В Корпорации анализ процесса в объеме, предусмотренном пунктом 3.2 Указаний, в том числе составление Карты, на стадии разработки и согласования в установленном порядке проектов регламентирующих документов по реализуемым процессам или их актуализации осуществляется по указанию владельцев коррупционных рисков. При этом особое внимание исключению коррупциогенных факторов уделяется при издании регламентирующих документов во исполнение требований федерального законодательства.
(ред. от 19.04.2019)
"Об утверждении Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций и единых отраслевых методических указаний по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях"3.4. В Корпорации анализ процесса в объеме, предусмотренном пунктом 3.2 Указаний, в том числе составление Карты, на стадии разработки и согласования в установленном порядке проектов регламентирующих документов по реализуемым процессам или их актуализации осуществляется по указанию владельцев коррупционных рисков. При этом особое внимание исключению коррупциогенных факторов уделяется при издании регламентирующих документов во исполнение требований федерального законодательства.
Статья: Роль правового обеспечения развития современных цифровых технологий в снижении коррупциогенных рисков
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)- наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали, поскольку большинство людей, как свидетельствует практика, в случаях указанных противоречий отдает предпочтение нормам морали и нарушает правовые требования;
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)- наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали, поскольку большинство людей, как свидетельствует практика, в случаях указанных противоречий отдает предпочтение нормам морали и нарушает правовые требования;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Несоответствие обязательных требований принципам определенности и системности, наличие противоречий и дублирования между ними устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы административного усмотрения и создают условия необоснованного применения исключений из общих правил, что рассматривается в качестве коррупциогенных факторов <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Несоответствие обязательных требований принципам определенности и системности, наличие противоречий и дублирования между ними устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы административного усмотрения и создают условия необоснованного применения исключений из общих правил, что рассматривается в качестве коррупциогенных факторов <7>.
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Ведомственные правовые акты обязывают прокуроров вносить требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора и обеспечивать их рассмотрение с участием представителя прокуратуры (п. 2.24 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"). Только после отклонения соответствующего требования прокурор уполномочен обратиться в судебный орган.
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Ведомственные правовые акты обязывают прокуроров вносить требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора и обеспечивать их рассмотрение с участием представителя прокуратуры (п. 2.24 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"). Только после отклонения соответствующего требования прокурор уполномочен обратиться в судебный орган.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В данном качестве выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (ч. 2 ст. 1 Закона N 172-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В данном качестве выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (ч. 2 ст. 1 Закона N 172-ФЗ).
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" (далее - Указание) на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложена обязанность обеспечить эффективный надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, его упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства. При этом следует особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов, а также обеспечению принятия мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия (п. 1.4 Указания).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" (далее - Указание) на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложена обязанность обеспечить эффективный надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, его упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства. При этом следует особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов, а также обеспечению принятия мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия (п. 1.4 Указания).
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<8> Например, принцип открытости закупки, принцип равноправия, справедливости и отсутствия ограничения конкуренции применительно к участникам закупки, а также законодательный запрет устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<8> Например, принцип открытости закупки, принцип равноправия, справедливости и отсутствия ограничения конкуренции применительно к участникам закупки, а также законодательный запрет устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки.
Статья: Нравственное невежество как основа государственной девиантной деятельности
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Более проблематична ситуация с противодействием созданию условий для осуществления нравственного невежества участниками правоотношений. На сегодняшний день можно назвать только один конституционно-правовой деликт (и то без соответствующего законодательного оформления и признания), непосредственно связанный с противодействием введению в правовой порядок элементов нравственного невежества, - это принятие нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащих коррупциогенные факторы: 1) установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил; 2) включение неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям. Данный деликт можно вывести из положений Федерального закона об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <15>.
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Более проблематична ситуация с противодействием созданию условий для осуществления нравственного невежества участниками правоотношений. На сегодняшний день можно назвать только один конституционно-правовой деликт (и то без соответствующего законодательного оформления и признания), непосредственно связанный с противодействием введению в правовой порядок элементов нравственного невежества, - это принятие нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащих коррупциогенные факторы: 1) установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил; 2) включение неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям. Данный деликт можно вывести из положений Федерального закона об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <15>.