Требование о репатриации валютной выручки
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование о репатриации валютной выручки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Однако вопрос 5 Обзора N 1 относится к вопросам применения гражданского законодательства. Следует учитывать, что публично-правовая обязанность, установленная частью 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, не может быть подменена гражданско-правовым волеизъявлением сторон, то есть правоотношения, возникающие между резидентом и государством в части исполнения обязанности по обеспечению требования о репатриации (получению) иностранной валюты и валюты РФ от внешнеторговой деятельности, не регулируется ГК РФ, и подлежит исполнению в том порядке, который установлен валютным законодательством."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Дополнительное соглашение от 10.06.2019 N 6 к договору заключено после истечения срока возврата денежных средств за непереданные резиденту товары, установленного согласно условиям договора, что свидетельствует о наличии нарушений требования пункта 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ о репатриации (получении) иностранной валюты и валюты РФ от внешнеторговой деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Резидент РФ и нерезидент заключили международный контракт. Контракт поставлен на учет в уполномоченном банке. Нужно ли предоставлять в уполномоченный банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты, если в настоящее время требование о репатриации разрешено не исполнять?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
Приказ ФТС России от 20.03.2020 N 281
"Об утверждении Порядка формирования и опубликования списка организаций, в отношении которых в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года не применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле требования к репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2020 N 59319)Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2020 г. N 59319
"Об утверждении Порядка формирования и опубликования списка организаций, в отношении которых в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года не применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле требования к репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2020 N 59319)Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2020 г. N 59319
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Идет естественный процесс обновления валютного законодательства стран - членов ЕАЭС. Несмотря на то что российский Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" вступил в силу 17 апреля 2004 г., к 2021 г. он выдержал уже почти 60 редакций. Внесенные изменения были связаны с совершенствованием понятийного аппарата, расширением перечня разрешенных валютных операций резидентов, отменой ряда ограничений, связанных с использованием резидентами своих счетов, открытых в банках и иных организациях финансового рынка за рубежом, уточнением и в определенной степени смягчением требования репатриации рублевой и валютной выручки при внешнеторговой деятельности.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Идет естественный процесс обновления валютного законодательства стран - членов ЕАЭС. Несмотря на то что российский Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" вступил в силу 17 апреля 2004 г., к 2021 г. он выдержал уже почти 60 редакций. Внесенные изменения были связаны с совершенствованием понятийного аппарата, расширением перечня разрешенных валютных операций резидентов, отменой ряда ограничений, связанных с использованием резидентами своих счетов, открытых в банках и иных организациях финансового рынка за рубежом, уточнением и в определенной степени смягчением требования репатриации рублевой и валютной выручки при внешнеторговой деятельности.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Режим валютного регулирования отражает наличие в стране валютного рынка и выражается в той или иной степени интенсивности государственного регулирования валютных операций. Так, в России с принятием первого Федерального закона от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" постепенно стала проводиться либерализация валютной политики. Сначала валютная политика характеризовалась интенсивным регулированием валютных отношений (совершение валютных операций допускалось при определенных валютных ограничениях, например требованиях о репатриации валютной выручки, об обязательной продаже части валютной выручки, о получении разрешений на приобретение иностранной валюты, о резервировании валюты, установлении порядка совершения валютных операций, открытия и ведения валютных счетов и т.п.), затем многие из указанных ограничений были отменены. Таким образом, государство регулировало процесс образования, распределения и использования валютных ресурсов на территории страны в целях защиты финансового положения страны, накопления валютных резервов, обеспечения стабильности курса национальной валюты, выравнивания платежного баланса, других задач.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Режим валютного регулирования отражает наличие в стране валютного рынка и выражается в той или иной степени интенсивности государственного регулирования валютных операций. Так, в России с принятием первого Федерального закона от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" постепенно стала проводиться либерализация валютной политики. Сначала валютная политика характеризовалась интенсивным регулированием валютных отношений (совершение валютных операций допускалось при определенных валютных ограничениях, например требованиях о репатриации валютной выручки, об обязательной продаже части валютной выручки, о получении разрешений на приобретение иностранной валюты, о резервировании валюты, установлении порядка совершения валютных операций, открытия и ведения валютных счетов и т.п.), затем многие из указанных ограничений были отменены. Таким образом, государство регулировало процесс образования, распределения и использования валютных ресурсов на территории страны в целях защиты финансового положения страны, накопления валютных резервов, обеспечения стабильности курса национальной валюты, выравнивания платежного баланса, других задач.
Статья: Правовое регулирование редомициляции в Российской Федерации
(Кондукторов А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)2. Валютное регулирование. Валютно-правовой режим международной компании урегулирован наиболее просто и непротиворечиво. Действующее законодательство РФ, в первую очередь Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <21>, содержит закрытый перечень ограничений на совершение валютных операций. часть из них распространяется на лиц, обладающих статусом валютного резидента РФ. Организации, не являющиеся резидентами, вынуждены претерпевать значительно меньшее количество валютных ограничений. Подпункт "е.1" п. 7 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона устанавливает, что редомицилированные в РФ иностранные организации признаются нерезидентами, что автоматически исключает применение к ним подавляющего числа валютных ограничений. В частности, нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации (как со счетов в иностранных банках на счета в российских банках, так и наоборот); на нерезидентов не распространяются требования о репатриации валюты; ограничения на совершение валютных операций между нерезидентами и резидентами также фактически отсутствуют.
(Кондукторов А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)2. Валютное регулирование. Валютно-правовой режим международной компании урегулирован наиболее просто и непротиворечиво. Действующее законодательство РФ, в первую очередь Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <21>, содержит закрытый перечень ограничений на совершение валютных операций. часть из них распространяется на лиц, обладающих статусом валютного резидента РФ. Организации, не являющиеся резидентами, вынуждены претерпевать значительно меньшее количество валютных ограничений. Подпункт "е.1" п. 7 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона устанавливает, что редомицилированные в РФ иностранные организации признаются нерезидентами, что автоматически исключает применение к ним подавляющего числа валютных ограничений. В частности, нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации (как со счетов в иностранных банках на счета в российских банках, так и наоборот); на нерезидентов не распространяются требования о репатриации валюты; ограничения на совершение валютных операций между нерезидентами и резидентами также фактически отсутствуют.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Российские юридические лица и индивидуальные предприниматели - участники ВЭД при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяют требование о репатриации валютной выручки (подпункт "б" пункта 4 Указа N 529 <14>). При этом они вправе исполнять обязательства по внешнеторговым договорам (контрактам) любым разрешенным российским законодательством способом. В то же время законодательство не ограничивает российских участников ВЭД в уступке прав требования нерезиденту с "дисконтом", в том числе и размером такого "дисконта".
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Российские юридические лица и индивидуальные предприниматели - участники ВЭД при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяют требование о репатриации валютной выручки (подпункт "б" пункта 4 Указа N 529 <14>). При этом они вправе исполнять обязательства по внешнеторговым договорам (контрактам) любым разрешенным российским законодательством способом. В то же время законодательство не ограничивает российских участников ВЭД в уступке прав требования нерезиденту с "дисконтом", в том числе и размером такого "дисконта".
Статья: О причинах криминализации деяний, предусмотренных ст. 193 и 193.1 УК РФ
(Савченко М.М.)
("Российский судья", 2022, N 10)Проект Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта", разрабатываемый Минфином Российской Федерации, свидетельствует о меньшей степени общественной опасности преступного деяния, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
(Савченко М.М.)
("Российский судья", 2022, N 10)Проект Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта", разрабатываемый Минфином Российской Федерации, свидетельствует о меньшей степени общественной опасности преступного деяния, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дополнительно следует отметить, что 1 июля 2021 года в Закон о валютном регулировании и валютном контроле были внесены поправки, направленные на поэтапную либерализацию требований о репатриации валютной выручки для отдельных категорий экспортеров <534>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дополнительно следует отметить, что 1 июля 2021 года в Закон о валютном регулировании и валютном контроле были внесены поправки, направленные на поэтапную либерализацию требований о репатриации валютной выручки для отдельных категорий экспортеров <534>.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Требования о репатриации валюты резидентами - участниками ВЭД по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым нерезидентам передают товары, оказывают услуги, выполняют для них работы, передают им результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), исполняются в установленном размере, но не менее суммы валюты, подлежащей обязательной продаже (пп. "а" п. 1 Указа N 430).
(КонсультантПлюс, 2025)Требования о репатриации валюты резидентами - участниками ВЭД по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым нерезидентам передают товары, оказывают услуги, выполняют для них работы, передают им результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), исполняются в установленном размере, но не менее суммы валюты, подлежащей обязательной продаже (пп. "а" п. 1 Указа N 430).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указание на иностранную валюту введено в абз. 2 ч. 5 комментируемой статьи с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ <166>, принятым в рамках освобождения резидентов-экспортеров несырьевого неэнергетического экспорта от обязанности по репатриации валютной выручки. В отношении данного дополнения разработчиками его проекта отмечалось, что одновременно с отменой для несырьевого экспорта требования о репатриации иностранной валюты в Россию законопроектом предусматривается возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета экспортеров, открытые в банках за пределами территории России (см. комментарий к ст. 19 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указание на иностранную валюту введено в абз. 2 ч. 5 комментируемой статьи с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ <166>, принятым в рамках освобождения резидентов-экспортеров несырьевого неэнергетического экспорта от обязанности по репатриации валютной выручки. В отношении данного дополнения разработчиками его проекта отмечалось, что одновременно с отменой для несырьевого экспорта требования о репатриации иностранной валюты в Россию законопроектом предусматривается возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета экспортеров, открытые в банках за пределами территории России (см. комментарий к ст. 19 Закона).
Интервью: Корпоративные и смежные риски при организации бизнеса в ОАЭ, Гонконге, Сингапуре: на что нужно обратить внимание
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)4. Для финансирования торговых иностранных компаний появляется также опция получения авансового платежа по договору поставки. Вместе с тем необходимо отслеживать и при необходимости продлевать сроки планируемого авансирования с целью соблюдения требований о репатриации валюты.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)4. Для финансирования торговых иностранных компаний появляется также опция получения авансового платежа по договору поставки. Вместе с тем необходимо отслеживать и при необходимости продлевать сроки планируемого авансирования с целью соблюдения требований о репатриации валюты.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 236: Просим рассмотреть возможность дополнить непосредственно нормы валютного законодательства таким образом, чтобы однозначно и на постоянной основе закрепить следующее: получение резидентом платежа от российского банка по банковской гарантии (в том числе выданной против контргарантии другого банка) является достаточным для соблюдения резидентом требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки и о возврате аванса, уплаченного нерезиденту.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 236: Просим рассмотреть возможность дополнить непосредственно нормы валютного законодательства таким образом, чтобы однозначно и на постоянной основе закрепить следующее: получение резидентом платежа от российского банка по банковской гарантии (в том числе выданной против контргарантии другого банка) является достаточным для соблюдения резидентом требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки и о возврате аванса, уплаченного нерезиденту.