Транзитная зона аэропорта
Подборка наиболее важных документов по запросу Транзитная зона аэропорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интенсивность судебного контроля в России: международные стандарты, конституционные основы и практика административного судопроизводства
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На распространение доктрины интенсивности в российском административном судопроизводстве влияют международные стандарты прав человека. Гуманитарные по своей природе международно-правовые принципы и нормы исходят из необходимости обеспечения пропорции между значимостью права и тяжестью административных вмешательств в эти права. Такая идея прослеживается в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2020 г.), подготовленном Верховным Судом РФ <1>. Нижестоящим судам предписывается учитывать данные позиции при рассмотрении административных дел. Среди прочего в Обзоре раскрываются подходы Европейского суда по правам человека "в сфере административно-правовых отношений" по поводу условий длительного пребывания нескольких иностранцев в транзитной зоне аэропорта Шереметьево до рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища <2>. Квалифицируя такое пребывание в качестве лишения свободы, "следует исходить из конкретной ситуации в действительности и учитывать целый ряд факторов (таких, как тип, длительность, последствия и характер применения рассматриваемой меры). Разница между лишением и ограничением свободы заключается в степени и интенсивности мер, но они не отличаются по сути или природе. Одновременно важно признавать право государств согласно их международным обязательствам, контролировать свои границы и принимать меры в отношении иностранцев, обходящих иммиграционные ограничения". Верховный Суд РФ, ориентируясь на практику международного правосудия, подчеркивает необходимость принимать во внимание обозначенные факторы. Российские суды, столкнувшиеся с похожей ситуацией, в зависимости от их наличия или отсутствия могут изменять интенсивность судебного контроля административной меры по принудительному содержанию мигрантов в аэропортах. Стоит подчеркнуть, что вопросы миграции относятся к наиболее чувствительным аспектам национальной и международной политики. В российском деле оспаривались действия Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ по изъятию паспортов и ограничению свободы заявителей. По такой категории споров суды во многих странах не склонны вмешиваться в прерогативы органов безопасности и правопорядка. Однако в подобных делах затрагиваются наиболее основополагающие права, а их носители относятся к числу уязвимых категорий по международному праву (беженцы и лица, ищущие убежище).
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На распространение доктрины интенсивности в российском административном судопроизводстве влияют международные стандарты прав человека. Гуманитарные по своей природе международно-правовые принципы и нормы исходят из необходимости обеспечения пропорции между значимостью права и тяжестью административных вмешательств в эти права. Такая идея прослеживается в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2020 г.), подготовленном Верховным Судом РФ <1>. Нижестоящим судам предписывается учитывать данные позиции при рассмотрении административных дел. Среди прочего в Обзоре раскрываются подходы Европейского суда по правам человека "в сфере административно-правовых отношений" по поводу условий длительного пребывания нескольких иностранцев в транзитной зоне аэропорта Шереметьево до рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища <2>. Квалифицируя такое пребывание в качестве лишения свободы, "следует исходить из конкретной ситуации в действительности и учитывать целый ряд факторов (таких, как тип, длительность, последствия и характер применения рассматриваемой меры). Разница между лишением и ограничением свободы заключается в степени и интенсивности мер, но они не отличаются по сути или природе. Одновременно важно признавать право государств согласно их международным обязательствам, контролировать свои границы и принимать меры в отношении иностранцев, обходящих иммиграционные ограничения". Верховный Суд РФ, ориентируясь на практику международного правосудия, подчеркивает необходимость принимать во внимание обозначенные факторы. Российские суды, столкнувшиеся с похожей ситуацией, в зависимости от их наличия или отсутствия могут изменять интенсивность судебного контроля административной меры по принудительному содержанию мигрантов в аэропортах. Стоит подчеркнуть, что вопросы миграции относятся к наиболее чувствительным аспектам национальной и международной политики. В российском деле оспаривались действия Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ по изъятию паспортов и ограничению свободы заявителей. По такой категории споров суды во многих странах не склонны вмешиваться в прерогативы органов безопасности и правопорядка. Однако в подобных делах затрагиваются наиболее основополагающие права, а их носители относятся к числу уязвимых категорий по международному праву (беженцы и лица, ищущие убежище).
Ситуация: Каков порядок временного ввоза на территорию ЕАЭС товаров для личного пользования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Не подлежат таможенному декларированию ТЛП, перемещаемые в сопровождаемом багаже физического лица, следующего воздушным транспортом транзитом через таможенную территорию Союза, если такое лицо после прибытия на эту территорию убывает с нее, не покидая транзитной зоны международного аэропорта (п. 2 ст. 260 ТК ЕАЭС).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Не подлежат таможенному декларированию ТЛП, перемещаемые в сопровождаемом багаже физического лица, следующего воздушным транспортом транзитом через таможенную территорию Союза, если такое лицо после прибытия на эту территорию убывает с нее, не покидая транзитной зоны международного аэропорта (п. 2 ст. 260 ТК ЕАЭС).
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)условия содержания в транзитной зоне аэропорта
(подготовлен Верховным Судом РФ)условия содержания в транзитной зоне аэропорта
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В случае, если имеет место вывоз/ввоз наличных денежных средств физическим лицом, хотя и следующим из одного государства - члена Союза в другое (другие) государство - член Союза, однако совершающим остановку в транзитной, трансферной зоне международного аэропорта третьего государства, норма подпункта 5 пункта 1 статьи 25 Договора от 29 мая 2014 года в отношении указанного лица не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 3 - 4 и 22 статьи 4 Главы 1 ТК ТС:
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В случае, если имеет место вывоз/ввоз наличных денежных средств физическим лицом, хотя и следующим из одного государства - члена Союза в другое (другие) государство - член Союза, однако совершающим остановку в транзитной, трансферной зоне международного аэропорта третьего государства, норма подпункта 5 пункта 1 статьи 25 Договора от 29 мая 2014 года в отношении указанного лица не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 3 - 4 и 22 статьи 4 Главы 1 ТК ТС:
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 329 ТК ЕАЭС личный таможенный досмотр - форма таможенного контроля, осуществляемая при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 329 ТК ЕАЭС личный таможенный досмотр - форма таможенного контроля, осуществляемая при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.
Статья: Реализация прав иностранных граждан в России: вынужденная миграция, административная ответственность
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Также важно создавать надлежащие условия лицам, желающим получить временное убежище или статус беженца. В частности, недопустимо, чтобы, ожидая получения временного убежища, лицо находилось на протяжении длительного срока в транзитной зоне аэропорта, как следует из приведенного в статье примера.
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Также важно создавать надлежащие условия лицам, желающим получить временное убежище или статус беженца. В частности, недопустимо, чтобы, ожидая получения временного убежища, лицо находилось на протяжении длительного срока в транзитной зоне аэропорта, как следует из приведенного в статье примера.
Статья: Правовое регулирование вынужденной миграции на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития
(Егорова Е.Н., Гукепшев А.А.)
("Миграционное право", 2023, N 2)Внимания заслуживает также Постановление Парламентской Ассамблеи ОДКБ (далее - ПА ОДКБ) от 27 ноября 2014 г. N 7-4. В соответствии с этим актом ПА ОДКБ рекомендовала государствам - членам ОДКБ принять некоторые меры, направленные на гармонизацию национальных законодательств, имеющих в качестве предмета своего регулирования процессы вынужденной миграции: ввести ускоренные процедуры рассмотрения необоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств (заявлений) о предоставлении убежища; совместить процедуры признания беженцем и предоставления дополнительных форм защиты; установить четкие и единые критерии предоставления дополнительной формы предоставления убежища; упростить и ускорить процедуры обжалования отрицательных решений, а также обеспечить применение отсрочек исполнения решения об отказе в предоставлении убежища на период обжалования отрицательных решений по ходатайствам; ввести специальную процедуру рассмотрения ходатайств, поданных в транзитных зонах международных аэропортов; определить на законодательном уровне понятие "безопасных стран происхождения"; установить минимальные процессуальные стандарты и гарантии в рамках процедур данной сферы и др. Стоит отметить, что ПА ОДКБ признала в качестве передового опыт правового регулирования вынужденной миграции в ЕС <10>.
(Егорова Е.Н., Гукепшев А.А.)
("Миграционное право", 2023, N 2)Внимания заслуживает также Постановление Парламентской Ассамблеи ОДКБ (далее - ПА ОДКБ) от 27 ноября 2014 г. N 7-4. В соответствии с этим актом ПА ОДКБ рекомендовала государствам - членам ОДКБ принять некоторые меры, направленные на гармонизацию национальных законодательств, имеющих в качестве предмета своего регулирования процессы вынужденной миграции: ввести ускоренные процедуры рассмотрения необоснованных или носящих характер злоупотребления ходатайств (заявлений) о предоставлении убежища; совместить процедуры признания беженцем и предоставления дополнительных форм защиты; установить четкие и единые критерии предоставления дополнительной формы предоставления убежища; упростить и ускорить процедуры обжалования отрицательных решений, а также обеспечить применение отсрочек исполнения решения об отказе в предоставлении убежища на период обжалования отрицательных решений по ходатайствам; ввести специальную процедуру рассмотрения ходатайств, поданных в транзитных зонах международных аэропортов; определить на законодательном уровне понятие "безопасных стран происхождения"; установить минимальные процессуальные стандарты и гарантии в рамках процедур данной сферы и др. Стоит отметить, что ПА ОДКБ признала в качестве передового опыт правового регулирования вынужденной миграции в ЕС <10>.