Транспортный налог региональный или федеральный
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортный налог региональный или федеральный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие имущественные налоги платят физические лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ставки и льготы по транспортному налогу регулируются НК РФ, региональными законами (нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 56, ст. ст. 356, 356.1 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ставки и льготы по транспортному налогу регулируются НК РФ, региональными законами (нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 56, ст. ст. 356, 356.1 НК РФ).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Поскольку транспортный налог - региональный, конкретные ставки устанавливают власти регионов. Но базовые ставки по этому налогу установлены федеральным законодательством, а именно - пунктом 1 статьи 361 НК РФ.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Поскольку транспортный налог - региональный, конкретные ставки устанавливают власти регионов. Но базовые ставки по этому налогу установлены федеральным законодательством, а именно - пунктом 1 статьи 361 НК РФ.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 272-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баукина Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации"По транспортному налогу в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств, а пунктом 2 этой статьи предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за границы пятикратного уменьшения или увеличения средних налоговых ставок, закрепленных в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая установленные федеральным законодателем минимальные и максимальные пределы в отношении вводимых субъектами Российской Федерации конкретных размеров ставок транспортного налога, нет оснований утверждать, что на региональном уровне неограниченно завышаются ставки транспортного налога. Принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, пункт 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков. Кроме того, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вправе пересмотреть, в том числе в сторону понижения, размеры введенных ими ставок транспортного налога, если для этого возникнут необходимые обстоятельства.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баукина Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации"По транспортному налогу в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств, а пунктом 2 этой статьи предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за границы пятикратного уменьшения или увеличения средних налоговых ставок, закрепленных в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая установленные федеральным законодателем минимальные и максимальные пределы в отношении вводимых субъектами Российской Федерации конкретных размеров ставок транспортного налога, нет оснований утверждать, что на региональном уровне неограниченно завышаются ставки транспортного налога. Принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, пункт 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков. Кроме того, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вправе пересмотреть, в том числе в сторону понижения, размеры введенных ими ставок транспортного налога, если для этого возникнут необходимые обстоятельства.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 107-О
"По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.
"По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.
Статья: Льгота по имущественным налогам заявлена с опозданием: как ее применить задним числом
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 18)- все пенсионеры и предпенсионеры имеют право на федеральную льготу по налогу на имущество, налоговый вычет "шесть соток" по земельному налогу и региональные льготы по транспортному налогу <3>;
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 18)- все пенсионеры и предпенсионеры имеют право на федеральную льготу по налогу на имущество, налоговый вычет "шесть соток" по земельному налогу и региональные льготы по транспортному налогу <3>;
Ситуация: Платят ли пенсионеры транспортный налог и установлены ли льготы для них?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по транспортному налогу для пенсионеров могут быть установлены региональным законодательством, а также представительным органом федеральной территории "Сириус".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по транспортному налогу для пенсионеров могут быть установлены региональным законодательством, а также представительным органом федеральной территории "Сириус".
Статья: Участие публично-правовых территорий в гражданском обороте (на примере федеральной территории "Сириус")
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2024, N 3)Исполнительно-распорядительный орган публичной власти федеральной территории является традиционным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Судебная власть (третья ветвь власти) в федеральной территории Законом N 437-ФЗ не формируется. К полномочиям администрации ФТ "Сириус" относятся вопросы местного самоуправления, но финансовое обеспечение имеет региональное закрепление. В доход федеральной территории были переданы региональные источники: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог и налог на прибыль организаций. При этом гражданско-правовая конструкция предполагает возможность передачи органам публичной власти федеральной территории отдельных федеральных полномочий. На данном этапе этот концепт реализован не был. Важным элементом организации публичной власти федеральной территории является наделение ее нормотворческой компетенцией в круге вопросов региональных (субъектных) полномочий через процедуру согласования этого нормотворчества с Правительством Российской Федерации <4>.
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2024, N 3)Исполнительно-распорядительный орган публичной власти федеральной территории является традиционным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Судебная власть (третья ветвь власти) в федеральной территории Законом N 437-ФЗ не формируется. К полномочиям администрации ФТ "Сириус" относятся вопросы местного самоуправления, но финансовое обеспечение имеет региональное закрепление. В доход федеральной территории были переданы региональные источники: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог и налог на прибыль организаций. При этом гражданско-правовая конструкция предполагает возможность передачи органам публичной власти федеральной территории отдельных федеральных полномочий. На данном этапе этот концепт реализован не был. Важным элементом организации публичной власти федеральной территории является наделение ее нормотворческой компетенцией в круге вопросов региональных (субъектных) полномочий через процедуру согласования этого нормотворчества с Правительством Российской Федерации <4>.
Вопрос: Об установлении пониженных ставок и льгот по транспортному налогу для пенсионеров.
(Письмо Минфина России от 25.06.2025 N 03-05-06-04/62095)Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 25.06.2025 N 03-05-06-04/62095)Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос: Об установлении пониженной налоговой ставки и налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков по транспортному налогу.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 03-05-06-04/97541)Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 03-05-06-04/97541)Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц; об акцизах и транспортном налоге и отмене транспортного налога; об освобождении работодателей от уплаты страховых взносов за работников предпенсионного возраста.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Готовое решение: Как организации заполнить заявление о предоставлении льготы по транспортному или земельному налогу
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 5.5 проставьте код льготы по транспортному налогу в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения (пп. 5 п. 19 Порядка заполнения). Например, "20210", если применяете региональную льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога. Организациям, на которых зарегистрированы транспортные средства, имеющие место нахождения на федеральной территории "Сириус", рекомендуется приводить код 40300 (Письмо ФНС России от 11.04.2022 N БС-4-21/4331@).
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 5.5 проставьте код льготы по транспортному налогу в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения (пп. 5 п. 19 Порядка заполнения). Например, "20210", если применяете региональную льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога. Организациям, на которых зарегистрированы транспортные средства, имеющие место нахождения на федеральной территории "Сириус", рекомендуется приводить код 40300 (Письмо ФНС России от 11.04.2022 N БС-4-21/4331@).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по транспортному налогу преимущественно устанавливаются на региональном уровне. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены региональные льготы в отношении отдельных категорий граждан или транспортных средств.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по транспортному налогу преимущественно устанавливаются на региональном уровне. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены региональные льготы в отношении отдельных категорий граждан или транспортных средств.
Статья: Транспортный налог на электромобили
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)На федеральном уровне транспортный налог на "зеленые" машины в России не отменен. Однако власти регионов могут вводить свои льготы, в том числе и для машин с электродвигателем <4>. Региональные "электромобильные" послабления условно можно разделить на три группы:
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)На федеральном уровне транспортный налог на "зеленые" машины в России не отменен. Однако власти регионов могут вводить свои льготы, в том числе и для машин с электродвигателем <4>. Региональные "электромобильные" послабления условно можно разделить на три группы:
Вопрос: Об акцизах и транспортном налоге, а также о последствиях отмены транспортного налога.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.