Транспортный налог Карелия
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортный налог Карелия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2025 N 10-КАД25-7-К6
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пеней; 3) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 4) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Истец ссылается на неуплату ответчиком спорного налога в установленный законом срок.
Решение: Требования оставлены без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом, для данной категории административных дел.Новое правовое регулирование не внесло существенных изменений в регламентацию порядка и сроков взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установленную в пункте 3 статьи 48 НК РФ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2024 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия").
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пеней; 3) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 4) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Истец ссылается на неуплату ответчиком спорного налога в установленный законом срок.
Решение: Требования оставлены без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом, для данной категории административных дел.Новое правовое регулирование не внесло существенных изменений в регламентацию порядка и сроков взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установленную в пункте 3 статьи 48 НК РФ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2024 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия").
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 75-КГ16-15
Обстоятельства: Определением отказано в принятии искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу.
Решение: Определение отменено, материал по исковому заявлению направлен в суд для решения вопроса о принятии искового заявления, поскольку выводы нижестоящих судов о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не основаны на законе.В обоснование иска Инспекция указала, что в 2011 году за Гричаниченко Э.С. было зарегистрировано транспортное средство марки <...>, <...> года выпуска, в связи с чем с указанного периода Гричаниченко Э.С. являлась плательщиком транспортного налога. Гричаниченко Э.С. умерла 26 июня 2012 г. Поскольку при жизни налогоплательщика образовалась задолженность по налогу в размере 1 800 руб., а Гричаниченко Г.В. является наследником Гричаниченко Э.С., принявшим наследство, к нему в порядке материального правопреемства перешла обязанность по уплате транспортного налога в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Обстоятельства: Определением отказано в принятии искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу.
Решение: Определение отменено, материал по исковому заявлению направлен в суд для решения вопроса о принятии искового заявления, поскольку выводы нижестоящих судов о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не основаны на законе.В обоснование иска Инспекция указала, что в 2011 году за Гричаниченко Э.С. было зарегистрировано транспортное средство марки <...>, <...> года выпуска, в связи с чем с указанного периода Гричаниченко Э.С. являлась плательщиком транспортного налога. Гричаниченко Э.С. умерла 26 июня 2012 г. Поскольку при жизни налогоплательщика образовалась задолженность по налогу в размере 1 800 руб., а Гричаниченко Г.В. является наследником Гричаниченко Э.С., принявшим наследство, к нему в порядке материального правопреемства перешла обязанность по уплате транспортного налога в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении гражданам, получающим социальную пенсию, льгот по транспортному налогу в Республике Карелия.
(Письмо ФНС России от 17.01.2017 N БС-19-21/8)Вопрос: О предоставлении гражданам, получающим социальную пенсию, льгот по транспортному налогу в Республике Карелия.
(Письмо ФНС России от 17.01.2017 N БС-19-21/8)Вопрос: О предоставлении гражданам, получающим социальную пенсию, льгот по транспортному налогу в Республике Карелия.
"Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Учитывая изложенное, кассационная инстанция посчитала правильным вывод суда первой инстанции о неподведомственности арбитражному суду заявления организации о признании недействующей статьи 6 раздела 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в части установления повышенных ставок транспортного налога.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Учитывая изложенное, кассационная инстанция посчитала правильным вывод суда первой инстанции о неподведомственности арбитражному суду заявления организации о признании недействующей статьи 6 раздела 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в части установления повышенных ставок транспортного налога.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 107-О
"По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"Статьей 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" предусмотрены более высокие ставки налога на владельцев транспортных средств, чем в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", причем не в твердом размере, а в процентном отношении к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Сроки уплаты налога данным Законом Республики Карелия не закреплены.
"По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"Статьей 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" предусмотрены более высокие ставки налога на владельцев транспортных средств, чем в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", причем не в твердом размере, а в процентном отношении к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Сроки уплаты налога данным Законом Республики Карелия не закреплены.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1 апреля 2022 года налоговый орган направил К. требование в срок до 5 мая того же года уплатить задолженность по суммам пени, начисленным на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, транспортному налогу за 2014 и 2017 - 2019 годы, земельному налогу за 2014 - 2020 годы и страховым взносам за 2020 и 2021 годы. Судебным приказом мирового судьи от 20 сентября 2022 года данная задолженность с нее взыскана, но ею поданы возражения относительно его исполнения, и 28 апреля 2023 года судебный приказ отменен. В связи с этим налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании задолженности. Указанным решением городского суда иск удовлетворен.
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1 апреля 2022 года налоговый орган направил К. требование в срок до 5 мая того же года уплатить задолженность по суммам пени, начисленным на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, транспортному налогу за 2014 и 2017 - 2019 годы, земельному налогу за 2014 - 2020 годы и страховым взносам за 2020 и 2021 годы. Судебным приказом мирового судьи от 20 сентября 2022 года данная задолженность с нее взыскана, но ею поданы возражения относительно его исполнения, и 28 апреля 2023 года судебный приказ отменен. В связи с этим налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании задолженности. Указанным решением городского суда иск удовлетворен.
Статья: Когда ИП лучше "притвориться" обычным "физиком"
(Бычков А.)
("Арсенал предпринимателя", 2014, N 4)5. Дело о взыскании с ИП транспортного налога и пеней подлежит рассмотрению в арбитражном суде лишь в случае использования транспорта в предпринимательской деятельности. В арбитражном суде рассматриваются не все споры с участием ИП, а только те, что связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности (п. 3 Судебной практики по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за I полугодие 2010 г. (без даты и номера) и др.).
(Бычков А.)
("Арсенал предпринимателя", 2014, N 4)5. Дело о взыскании с ИП транспортного налога и пеней подлежит рассмотрению в арбитражном суде лишь в случае использования транспорта в предпринимательской деятельности. В арбитражном суде рассматриваются не все споры с участием ИП, а только те, что связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности (п. 3 Судебной практики по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за I полугодие 2010 г. (без даты и номера) и др.).
Статья: Правовая аргументация при выработке правовых позиций конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Законодательство и экономика", N 11, 2004)Оспариваемая правовая норма Закона Республики Карелия позволяла налоговым органам взимать транспортный налог с автовладельцев авансом за весь текущий год без учета последующего после уплаты налога снятия транспортного средства с учета.
(Гошуляк В.В.)
("Законодательство и экономика", N 11, 2004)Оспариваемая правовая норма Закона Республики Карелия позволяла налоговым органам взимать транспортный налог с автовладельцев авансом за весь текущий год без учета последующего после уплаты налога снятия транспортного средства с учета.
Статья: Младенец за рулем
(Ермолинская Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 4)Суд указал, что на момент вынесения постановления автотранспортные средства были зарегистрированы за должником. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности на вещь у приобретателя возникает с момента ее передачи. Как установлено в судебном заседании, должником принято обязательство на оплату транспортного налога, автотранспорт из фактического владения должника не выбывал, доказательств того, что транспорт поставлен на баланс нового собственника, в суд представлено не было.
(Ермолинская Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 4)Суд указал, что на момент вынесения постановления автотранспортные средства были зарегистрированы за должником. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности на вещь у приобретателя возникает с момента ее передачи. Как установлено в судебном заседании, должником принято обязательство на оплату транспортного налога, автотранспорт из фактического владения должника не выбывал, доказательств того, что транспорт поставлен на баланс нового собственника, в суд представлено не было.
Статья: Обзор документов, опубликованных в июле 2002 года
("Расчет", 2002, N 8)Конституционный Суд признал неконституционным п.5 ст.6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". Он фактически позволял региональным властям устанавливать любые ставки налога с владельцев транспортных средств. О последствиях этого решения читайте в рубрике "События" на с. 20.
("Расчет", 2002, N 8)Конституционный Суд признал неконституционным п.5 ст.6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". Он фактически позволял региональным властям устанавливать любые ставки налога с владельцев транспортных средств. О последствиях этого решения читайте в рубрике "События" на с. 20.
"Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Монография"
(Васильева Н.В.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("НОРМА", 2017)<2> См. Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О "По жалобе гражданина Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с транспортных средств на 2001 год"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 107-О "По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. N 272-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баукина В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации".
(Васильева Н.В.)
(под ред. Е.Ю. Грачевой)
("НОРМА", 2017)<2> См. Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О "По жалобе гражданина Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с транспортных средств на 2001 год"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 107-О "По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. N 272-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баукина В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья: Какую ставку транспортного налога применять?
(Елисова И.Н.)
("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 1)Транспортный налог на территории Республики Карелия, где и находится больница, введен Законом от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". В нем и установлены конкретные ставки транспортного налога для данного региона.
(Елисова И.Н.)
("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 1)Транспортный налог на территории Республики Карелия, где и находится больница, введен Законом от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". В нем и установлены конкретные ставки транспортного налога для данного региона.
Статья: Законодательные условия привлечения иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации
(Залата К.В., Буздалина О.Б.)
("Налоговый вестник", 2000, N 2)В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 13.05.1997 N 195-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Республики Карелия", в соответствии с которым иностранные юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально - экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств.
(Залата К.В., Буздалина О.Б.)
("Налоговый вестник", 2000, N 2)В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 13.05.1997 N 195-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Республики Карелия", в соответствии с которым иностранные юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально - экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств.
Вопрос: Где следует производить уплату транспортного налога организациям, на которых зарегистрированы суда внутреннего плавания?
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Таким образом, на основании положений п. 1 ст. 363 и п. 5 ст. 83 НК РФ уплата транспортного налога в отношении каждого конкретного судна внутреннего плавания должна производиться организациями, на которых зарегистрированы эти транспортные средства, по месту нахождения ГРСИ, осуществившей регистрацию данного судна.
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Таким образом, на основании положений п. 1 ст. 363 и п. 5 ст. 83 НК РФ уплата транспортного налога в отношении каждого конкретного судна внутреннего плавания должна производиться организациями, на которых зарегистрированы эти транспортные средства, по месту нахождения ГРСИ, осуществившей регистрацию данного судна.
Статья: Налоговиков обязали вернуть излишне уплаченный налог
("Бизнес-адвокат", 2003, N 19)В соответствии с Определением КС РФ "По жалобе гражданина Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 104-О и ст. 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 г." и Определением КС РФ "По запросу КС Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 107-О положения Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 9 октября 1991 г. N 1759-1, позволяющие законодательным органам субъектов РФ увеличивать ставку налога с владельцев транспортных средств, они признаны неконституционными и, соответственно, не подлежащими применению.
("Бизнес-адвокат", 2003, N 19)В соответствии с Определением КС РФ "По жалобе гражданина Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 104-О и ст. 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 г." и Определением КС РФ "По запросу КС Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 10 апреля 2002 г. N 107-О положения Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 9 октября 1991 г. N 1759-1, позволяющие законодательным органам субъектов РФ увеличивать ставку налога с владельцев транспортных средств, они признаны неконституционными и, соответственно, не подлежащими применению.