Транспортные услуги коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортные услуги коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2024 N 88-8851/2024 (УИД 71MS0079-01-2023-001269-22)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки и штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчиком необоснованно были удержаны уплаченные им денежные средства при расторжении договора.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В стоимость тура вошли, в том числе услуги по перевозке заказчика по программе тура, тип трансфера - групповой, категория транспорта - автобус, а также дополнительные услуги - "гарантированный платеж от невыезда с покрытием Covid-19", являющийся аналогом страховки от невыезда от туроператора.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки и штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчиком необоснованно были удержаны уплаченные им денежные средства при расторжении договора.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В стоимость тура вошли, в том числе услуги по перевозке заказчика по программе тура, тип трансфера - групповой, категория транспорта - автобус, а также дополнительные услуги - "гарантированный платеж от невыезда с покрытием Covid-19", являющийся аналогом страховки от невыезда от туроператора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Во-первых, ключевые положения Постановления N 1073 повлекли ущемление прав потребителей, ограничив их право выбора между возвратом денежных средств и предоставлением равнозначного туристского продукта. Таким правом, к примеру, наделены европейские потребители: 13 мая 2020 г. Европейская комиссия приняла Рекомендацию N 2020/648 "О ваучерах, предлагаемых пассажирам и путешественникам в качестве альтернативы возврата стоимости отмененных поездок и транспортных услуг в связи с пандемией COVID-19", согласно которой туристы по своему усмотрению могут потребовать возместить им стоимость поездки или предоставить ваучер на услуги организатора туризма.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Во-первых, ключевые положения Постановления N 1073 повлекли ущемление прав потребителей, ограничив их право выбора между возвратом денежных средств и предоставлением равнозначного туристского продукта. Таким правом, к примеру, наделены европейские потребители: 13 мая 2020 г. Европейская комиссия приняла Рекомендацию N 2020/648 "О ваучерах, предлагаемых пассажирам и путешественникам в качестве альтернативы возврата стоимости отмененных поездок и транспортных услуг в связи с пандемией COVID-19", согласно которой туристы по своему усмотрению могут потребовать возместить им стоимость поездки или предоставить ваучер на услуги организатора туризма.
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В первый год пандемии, связанной с коронавирусной инфекцией (COVID-19), в отличие от кризиса 2014 г., в первую очередь пострадали сферы торговли и услуг, туризма, транспорта и т.д. При этом финансовая система практически не была затронута, главным образом благодаря проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политике. Это отчетливо видно из утвержденного Правительством РФ 17 марта 2020 г. Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, где в качестве основных направлений указаны обеспечение товарами первой необходимости и поддержка населения, отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также общесистемные меры, в числе которых было запланировано создание финансового резерва в размере до 300 млрд руб.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В первый год пандемии, связанной с коронавирусной инфекцией (COVID-19), в отличие от кризиса 2014 г., в первую очередь пострадали сферы торговли и услуг, туризма, транспорта и т.д. При этом финансовая система практически не была затронута, главным образом благодаря проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политике. Это отчетливо видно из утвержденного Правительством РФ 17 марта 2020 г. Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, где в качестве основных направлений указаны обеспечение товарами первой необходимости и поддержка населения, отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также общесистемные меры, в числе которых было запланировано создание финансового резерва в размере до 300 млрд руб.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
Статья: Влияние санкций на состояние логистического сектора Российской Федерации
(Аксенов И.А.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Развитие логистического сектора России сдерживает наличие проблем в транспортном комплексе страны. Особо проблемные моменты выявила пандемия новой коронавирусной инфекции. Как следствие, логистический сектор РФ отстает от логистического сектора развитых стран. Для динамичного развития данной отрасли принята и реализуется Транспортная стратегия РФ до 2030 г. <5>, Государственная программа "Развитие транспортной системы". Реализуемые в рамках данных программных документов мероприятия позволяют наращивать динамику российского рынка транспортно-логистических услуг. События 2022 г. оказали значительное влияние на рассматриваемую сферу.
(Аксенов И.А.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Развитие логистического сектора России сдерживает наличие проблем в транспортном комплексе страны. Особо проблемные моменты выявила пандемия новой коронавирусной инфекции. Как следствие, логистический сектор РФ отстает от логистического сектора развитых стран. Для динамичного развития данной отрасли принята и реализуется Транспортная стратегия РФ до 2030 г. <5>, Государственная программа "Развитие транспортной системы". Реализуемые в рамках данных программных документов мероприятия позволяют наращивать динамику российского рынка транспортно-логистических услуг. События 2022 г. оказали значительное влияние на рассматриваемую сферу.
Статья: Специальные меры, предпринимаемые государствами БРИКС в сфере правового регулирования налога на добавленную стоимость в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)С 1 января 2020 г. от налога на добавленную стоимость освобождаются налогоплательщики, предоставляющие услуги общественного транспорта, бытовые услуги, а также получающие доходы от предоставления населению услуг экспресс-доставки и услуг по проживанию <12>.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)С 1 января 2020 г. от налога на добавленную стоимость освобождаются налогоплательщики, предоставляющие услуги общественного транспорта, бытовые услуги, а также получающие доходы от предоставления населению услуг экспресс-доставки и услуг по проживанию <12>.
Статья: Обязательная вакцинация против COVID-19 и право на труд: юридические особенности и реализация
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Главные государственные санитарные врачи, в том числе субъектов РФ, руководствуясь подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (в ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе принимать подобного рода решения. Принимая во внимание эпидемиологическую ситуацию регионов, отреагировали на нее главные государственные санитарные врачи разных субъектов РФ, определив различные сроки для прививок по ее компонентам, в основном приходящиеся на период до 1 ноября 2021 г. Причем категории граждан, подпадающих под обязательную кампанию вакцинации, что характерно, в разных регионах страны почти одинаковы и охватывают собой значительную часть населения того или иного региона, а в совокупности - и всей страны. Так, например, применительно к Алтайскому краю, согласно Постановлению главного государственного санитарного врача N 4 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в данный перечень лиц включены: 1) работающие в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.); 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти и местного самоуправления, сотрудники органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Главные государственные санитарные врачи, в том числе субъектов РФ, руководствуясь подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (в ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе принимать подобного рода решения. Принимая во внимание эпидемиологическую ситуацию регионов, отреагировали на нее главные государственные санитарные врачи разных субъектов РФ, определив различные сроки для прививок по ее компонентам, в основном приходящиеся на период до 1 ноября 2021 г. Причем категории граждан, подпадающих под обязательную кампанию вакцинации, что характерно, в разных регионах страны почти одинаковы и охватывают собой значительную часть населения того или иного региона, а в совокупности - и всей страны. Так, например, применительно к Алтайскому краю, согласно Постановлению главного государственного санитарного врача N 4 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в данный перечень лиц включены: 1) работающие в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.); 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти и местного самоуправления, сотрудники органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вопрос: Какие организации входят в структуру жизнеобеспечения в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции; организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления; организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения; организаций системы нефтепродуктообеспечения; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций; организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции; организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления; организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения; организаций системы нефтепродуктообеспечения; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций; организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
Статья: Новый вектор правового регулирования туристской деятельности в цифровой экономике
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Современные тенденции, связанные с проявлениями новой коронавирусной инфекции и эпохой цифровизации, а также санкционными ограничениями, сегодня задают новый вектор развития правового регулирования туристской деятельности. Вот почему разработка привлекательных конкурентоспособных туристских продуктов и повышение качества туристических услуг, развитие гостиничной инфраструктуры и улучшение транспортного сообщения вместе с предоставлением туристского кэшбэка и субсидий на внутрирегиональные поездки будут стимулировать туристический спрос <24>.
(Чхутиашвили Л.В., Королев П.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)Современные тенденции, связанные с проявлениями новой коронавирусной инфекции и эпохой цифровизации, а также санкционными ограничениями, сегодня задают новый вектор развития правового регулирования туристской деятельности. Вот почему разработка привлекательных конкурентоспособных туристских продуктов и повышение качества туристических услуг, развитие гостиничной инфраструктуры и улучшение транспортного сообщения вместе с предоставлением туристского кэшбэка и субсидий на внутрирегиональные поездки будут стимулировать туристический спрос <24>.
Статья: Обеспечение безопасности туристов в условиях пандемии на примере Китая и Турции
(Лиханова В.В., Титова М.П.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Пандемия COVID-19 вызвала серьезные опасения у мировой туристической индустрии и нишевого рынка и повлияла на различные аспекты социальной жизни туристов: организацию путешествия; предоставление услуг; работу общественного транспорта; информационные технологии; общественные места и социальную дистанцию; на здоровье и гигиену. Туристы полагают, что пандемия COVID-19 создала небезопасные условия для путешествия и сократила количество их поездок за границу. Распространение эпидемии COVID-19 будет иметь более серьезные психологические, социальные и финансовые последствия, если она не будет быстро ликвидирована во всем мире.
(Лиханова В.В., Титова М.П.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)Пандемия COVID-19 вызвала серьезные опасения у мировой туристической индустрии и нишевого рынка и повлияла на различные аспекты социальной жизни туристов: организацию путешествия; предоставление услуг; работу общественного транспорта; информационные технологии; общественные места и социальную дистанцию; на здоровье и гигиену. Туристы полагают, что пандемия COVID-19 создала небезопасные условия для путешествия и сократила количество их поездок за границу. Распространение эпидемии COVID-19 будет иметь более серьезные психологические, социальные и финансовые последствия, если она не будет быстро ликвидирована во всем мире.
Статья: Отказ работников от вакцинации против COVID-19: новые проблемы и социально-правовые последствия
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Дополнительно осложняет непростую ситуацию, характеризующуюся невысокими темпами вакцинации, несовершенство правоприменения по ответственности работодателей, не обеспечивших вакцинацией против COVID-19 до 80% работников, работающих в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников органов власти и местного самоуправления, сотрудников органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Дополнительно осложняет непростую ситуацию, характеризующуюся невысокими темпами вакцинации, несовершенство правоприменения по ответственности работодателей, не обеспечивших вакцинацией против COVID-19 до 80% работников, работающих в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников органов власти и местного самоуправления, сотрудников органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Статья: О правовом регулировании системы динамического ценообразования провозной платы на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Внедрение технологии управления доходностью на железнодорожном транспорте, повышение клиентоориентированности железнодорожных пассажирских перевозок, расширение дерегулированного сегмента транспортных услуг являются важными направлениями развития конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в России. Одним из экономически значимых правовых механизмов регулирования стоимости проезда на железнодорожном транспорте стала система динамического ценообразования (далее - СДЦ) на билеты в поездах ОАО "РЖД". Впервые СДЦ была введена в качестве пилотного проекта ФАС России в 2013 г. Особенность СДЦ на железнодорожном транспорте заключается в том, что стоимость проезда формируется не по фиксированной (тарифное ценообразование), а по плавающей (гибкое ценообразование) цене, которая позволяет перевозчику сглаживать неравномерность пассажирских перевозок в течение года и получать дополнительную сверхприбыль, когда имеется повышенный спрос на транспортные услуги.
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Внедрение технологии управления доходностью на железнодорожном транспорте, повышение клиентоориентированности железнодорожных пассажирских перевозок, расширение дерегулированного сегмента транспортных услуг являются важными направлениями развития конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в России. Одним из экономически значимых правовых механизмов регулирования стоимости проезда на железнодорожном транспорте стала система динамического ценообразования (далее - СДЦ) на билеты в поездах ОАО "РЖД". Впервые СДЦ была введена в качестве пилотного проекта ФАС России в 2013 г. Особенность СДЦ на железнодорожном транспорте заключается в том, что стоимость проезда формируется не по фиксированной (тарифное ценообразование), а по плавающей (гибкое ценообразование) цене, которая позволяет перевозчику сглаживать неравномерность пассажирских перевозок в течение года и получать дополнительную сверхприбыль, когда имеется повышенный спрос на транспортные услуги.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между оказанием специализированных транспортных услуг для нужд Заказчика и их применением для предупреждения чрезвычайной ситуации, профилактики, предупреждения и ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции, а также вследствие возникших обстоятельств непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между оказанием специализированных транспортных услуг для нужд Заказчика и их применением для предупреждения чрезвычайной ситуации, профилактики, предупреждения и ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции, а также вследствие возникших обстоятельств непреодолимой силы.
Вопрос: Какие требования предъявляются к организациям, оказывающим услуги автомойки?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при функционировании автомоек обеспечить соблюдение и исполнение Рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 по организации работы предприятий сферы услуг в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 при условии выполнения мойки внешних элементов транспортных средств без оказания услуг по мойке салонов, багажников и агрегатных (моторных) отсеков;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при функционировании автомоек обеспечить соблюдение и исполнение Рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 по организации работы предприятий сферы услуг в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 при условии выполнения мойки внешних элементов транспортных средств без оказания услуг по мойке салонов, багажников и агрегатных (моторных) отсеков;