Транспортировка отходов 4 класса опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортировка отходов 4 класса опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Ссылки ответчика на то, что вывоз отходов осуществлялся не истцом, а обществом с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" по договору об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов и передаче на размещение от 01.11.2021 N 44, апелляционным судом признаются необоснованными, поскольку по условиям указанного договора обществом "ТехноПарк" осуществлялся вывоз отходов производства и потребления 4-5 классов опасности, тогда как по смыслу правовых дефиниций, приведенных в статье 1 Закона N 89-ФЗ, понятие отходов производства и потребления не тождественно понятию ТКО."
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2024 N 16АП-3664/2024 по делу N А15-4443/2020
Требование: О взыскании задолженности и пени по арендной плате по договору аренды земельного участка, расторжении договора аренды земельного участка, обязании вернуть земельный участок по акту приема-передачи в установленный срок.
Решение: Требование удовлетворено в части.Следовательно, истцом в материалы дела не представил сведения, позволяющие однозначно и достоверно установить фактическое осуществление обществом деятельности по размещению отходов на спорном земельном участке. Наличие у ООО "Клеан Сити" лицензии N(05)-5180-СТО от 05.02.2018 на осуществление деятельности по обращению с отходами (сбор отходов 4 класса опасности, транспортирование отходов 4 класса опасности, обработка отходов 4 класса опасности) само по себе не свидетельствует о возможности использования указанного земельного участка (или его фактическом использовании) в соответствии с целями его предоставления - для хранения отходов, поскольку размещение отходов, под которым понимается хранение и захоронение отходов, является самостоятельным лицензируемым видом деятельности, осуществление которой в выданной обществу лицензией не предусмотрена.
Требование: О взыскании задолженности и пени по арендной плате по договору аренды земельного участка, расторжении договора аренды земельного участка, обязании вернуть земельный участок по акту приема-передачи в установленный срок.
Решение: Требование удовлетворено в части.Следовательно, истцом в материалы дела не представил сведения, позволяющие однозначно и достоверно установить фактическое осуществление обществом деятельности по размещению отходов на спорном земельном участке. Наличие у ООО "Клеан Сити" лицензии N(05)-5180-СТО от 05.02.2018 на осуществление деятельности по обращению с отходами (сбор отходов 4 класса опасности, транспортирование отходов 4 класса опасности, обработка отходов 4 класса опасности) само по себе не свидетельствует о возможности использования указанного земельного участка (или его фактическом использовании) в соответствии с целями его предоставления - для хранения отходов, поскольку размещение отходов, под которым понимается хранение и захоронение отходов, является самостоятельным лицензируемым видом деятельности, осуществление которой в выданной обществу лицензией не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс?
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Так, при организации приема отходов от физических лиц компании-утилизаторы не могут принять их в качестве отходов, поскольку организациям запрещено осуществлять транспортирование отходов 1 - 4-го классов опасности без наличия паспорта отхода (ст. 16 Закона N 89-ФЗ). В этих условиях любая деятельность по сбору и транспортированию отходов от физических лиц оказывается де-юре незаконной, ведь у физических лиц отсутствуют паспорта опасных отходов.
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Так, при организации приема отходов от физических лиц компании-утилизаторы не могут принять их в качестве отходов, поскольку организациям запрещено осуществлять транспортирование отходов 1 - 4-го классов опасности без наличия паспорта отхода (ст. 16 Закона N 89-ФЗ). В этих условиях любая деятельность по сбору и транспортированию отходов от физических лиц оказывается де-юре незаконной, ведь у физических лиц отсутствуют паспорта опасных отходов.
Статья: Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Так, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям неоднократно неправомерно отказывало предпринимателю в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности. По результатам рассмотрения направленных прокурором материалов следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 169 УК и ч. 1 ст. 286 УК <3>.
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Так, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям неоднократно неправомерно отказывало предпринимателю в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности. По результатам рассмотрения направленных прокурором материалов следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 169 УК и ч. 1 ст. 286 УК <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
Вопрос: Как получить лицензию на вывоз ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)Лицензирующими органами являются Росприроднадзор и его территориальные органы (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. 2 Положения N 2290, п. 10 Административного регламента N 464).
(Консультация эксперта, 2025)Лицензирующими органами являются Росприроднадзор и его территориальные органы (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. 2 Положения N 2290, п. 10 Административного регламента N 464).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.3. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 1 ст. 9, ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.3. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 1 ст. 9, ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Вопрос: Может ли организация заключить договор о вывозе ТКО с физическим лицом - не ИП?
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми у работников исполнителя, привлекаемых к оказанию услуг по договору, необходимо подтвердить наличие профессиональной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы, подтверждающие обучение работников по программе Повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности) - сертификаты, подтверждающие обучение работников по программе повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности, - представляется участником во второй части заявки (далее - Требование).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми у работников исполнителя, привлекаемых к оказанию услуг по договору, необходимо подтвердить наличие профессиональной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы, подтверждающие обучение работников по программе Повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности) - сертификаты, подтверждающие обучение работников по программе повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности, - представляется участником во второй части заявки (далее - Требование).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Сбор отходов IV класса опасности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Сбор отходов IV класса опасности.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)За отсутствие аппаратуры спутниковой навигации на мусоровозе может наступить административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юрлиц - от 30 000 до 40 000 руб.
(КонсультантПлюс, 2025)За отсутствие аппаратуры спутниковой навигации на мусоровозе может наступить административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юрлиц - от 30 000 до 40 000 руб.