Транспортировка опасных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортировка опасных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель, также ответственный за соблюдение экологических норм, вместо транспортировки опасных отходов (отработанной серной кислоты, осадка сточных вод) до места их использования или захоронения дал указание выбросить их на не предназначенный для этого земельный участок, что повлекло загрязнение окружающей среды и угрозу здоровью людей
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель, также ответственный за соблюдение экологических норм, вместо транспортировки опасных отходов (отработанной серной кислоты, осадка сточных вод) до места их использования или захоронения дал указание выбросить их на не предназначенный для этого земельный участок, что повлекло загрязнение окружающей среды и угрозу здоровью людей
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 318 "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, налогоплательщик осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов IV класса опасности, конечным результатом которой является захоронение соответствующего вида отходов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, налогоплательщик осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов IV класса опасности, конечным результатом которой является захоронение соответствующего вида отходов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какой порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какой порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности. Получение лицензии на транспортирование отходов V класса опасности, как и получение специальной лицензии на вывоз строительных отходов, не предусмотрено. Это следует из п. 1 ст. 9 Закона об отходах, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.
(КонсультантПлюс, 2025)Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности. Получение лицензии на транспортирование отходов V класса опасности, как и получение специальной лицензии на вывоз строительных отходов, не предусмотрено. Это следует из п. 1 ст. 9 Закона об отходах, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
"СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*"
(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/7)
(ред. от 14.12.2023)12.6 Сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов
(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/7)
(ред. от 14.12.2023)12.6 Сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
Статья: Проблемы международной и личной ответственности за незаконный оборот опасных отходов в странах Центральной и Западной Африки: региональный стандарт международно-правового регулирования
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Правовое регулирование оборота опасных отходов и ответственности за него - региональные правила. Универсальный стандарт регулирования перемещения опасных отходов, предусмотренный Базельской конвенцией <3>, устраивал не все страны. Например, африканские государства желали ввести полный запрет на трансграничные перевозки опасных отходов, так как они считали, что Базельской конвенцией не предусмотрено достаточных институциональных и технологических средств, необходимых для эффективного контроля за трансграничными перевозками опасных отходов <4>. В конечном итоге, чтобы защитить свой континент от незаконных перевозок опасных отходов, в 1991 г. странами Африканского Союза была разработана Бамакская конвенция <5> о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки, которая конкретизировала и развила положения Базельской конвенции применительно к Африканскому континенту. Она вступила в силу в 1998 г.
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Правовое регулирование оборота опасных отходов и ответственности за него - региональные правила. Универсальный стандарт регулирования перемещения опасных отходов, предусмотренный Базельской конвенцией <3>, устраивал не все страны. Например, африканские государства желали ввести полный запрет на трансграничные перевозки опасных отходов, так как они считали, что Базельской конвенцией не предусмотрено достаточных институциональных и технологических средств, необходимых для эффективного контроля за трансграничными перевозками опасных отходов <4>. В конечном итоге, чтобы защитить свой континент от незаконных перевозок опасных отходов, в 1991 г. странами Африканского Союза была разработана Бамакская конвенция <5> о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки, которая конкретизировала и развила положения Базельской конвенции применительно к Африканскому континенту. Она вступила в силу в 1998 г.
Статья: Муниципальное звено системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, структура и организация деятельности
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- осуществляет сбор, транспортировку опасных отходов в специализированные учреждения в рамках действующего законодательства.
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- осуществляет сбор, транспортировку опасных отходов в специализированные учреждения в рамках действующего законодательства.
Статья: Об особенностях привлечения к административной ответственности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 г., отмечается, что природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном (абз. 1 - 7 п. 2.1). Транспортировка отходов (согласно тем же Временным правилам) должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям (п. 2.6).
(Боев А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 2)Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 г., отмечается, что природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном (абз. 1 - 7 п. 2.1). Транспортировка отходов (согласно тем же Временным правилам) должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим инструкциям (п. 2.6).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)III. Особенности лицензируемого вида деятельности по сбору,
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)III. Особенности лицензируемого вида деятельности по сбору,
Статья: Проблемы международной и личной ответственности за незаконный оборот опасных отходов в странах Центральной и Западной Африки: национальный уровень правового регулирования
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 3)На национальном уровне управление опасными отходами в Камеруне может быть скорректировано как с точки зрения нормативных актов, так и с точки зрения вовлеченных в него субъектов. Во-первых, одной из проблем регулирования оборота опасных отходов можно назвать разрозненность нормативных актов, что приводит к большому количеству положений и вероятности противоречий между ними. Поэтому важно закрепить правовой режим обращения с опасными отходами посредством единого акта. Во-вторых, необходимо усилить регулирование трансграничных перевозок опасных отходов. Например, запрет на импорт должен сопровождаться правилами, предусматривающими процедуру досмотра судов или любых других подозрительных транспортных средств, и возможностью уполномоченных сотрудников контрольных органов принимать меры по возвращению судна в пункт назначения или ликвидации отходов. В-третьих, производители опасных отходов самостоятельно должны прилагать усилия для соблюдения правил обращения с отходами, даже в тех случаях, когда они не являются ясными. Иными словами, даже в отсутствие четких правовых норм о сортировке, сборе, транспортировке и удалении опасных отходов, но с условием соблюдения принципа экологической рациональности соответствующие мероприятия должны проводиться таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде и здоровью человека.
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 3)На национальном уровне управление опасными отходами в Камеруне может быть скорректировано как с точки зрения нормативных актов, так и с точки зрения вовлеченных в него субъектов. Во-первых, одной из проблем регулирования оборота опасных отходов можно назвать разрозненность нормативных актов, что приводит к большому количеству положений и вероятности противоречий между ними. Поэтому важно закрепить правовой режим обращения с опасными отходами посредством единого акта. Во-вторых, необходимо усилить регулирование трансграничных перевозок опасных отходов. Например, запрет на импорт должен сопровождаться правилами, предусматривающими процедуру досмотра судов или любых других подозрительных транспортных средств, и возможностью уполномоченных сотрудников контрольных органов принимать меры по возвращению судна в пункт назначения или ликвидации отходов. В-третьих, производители опасных отходов самостоятельно должны прилагать усилия для соблюдения правил обращения с отходами, даже в тех случаях, когда они не являются ясными. Иными словами, даже в отсутствие четких правовых норм о сортировке, сборе, транспортировке и удалении опасных отходов, но с условием соблюдения принципа экологической рациональности соответствующие мероприятия должны проводиться таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде и здоровью человека.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
Статья: Проблемы международной и личной ответственности за незаконный оборот опасных отходов в странах Центральной и Западной Африки: универсальный стандарт международно-правового регулирования
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Ввоз опасных отходов является значительной проблемой для африканских государств, поскольку захоронение и утилизация производятся без надлежащего соблюдения правил безопасности, что крайне неблагоприятно воздействует на здоровье человека и на окружающую среду стран Африки, а опосредованно - всего мира. Очевидно, что одним из наиболее эффективных способов решения описанной проблемы является выстраивание грамотной правовой политики в части регулирования ответственности за незаконный оборот опасных отходов на различных уровнях. Для этого видится необходимым проанализировать особенности, выявить преимущества и недостатки такого рода правового регулирования, в первую очередь на международном универсальном уровне. Соответствующие нормы закреплены в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении 1989 г. <5>, участниками которой является 187 государств, включая все африканские государства, за исключением Анголы и Южного Судана.
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Ввоз опасных отходов является значительной проблемой для африканских государств, поскольку захоронение и утилизация производятся без надлежащего соблюдения правил безопасности, что крайне неблагоприятно воздействует на здоровье человека и на окружающую среду стран Африки, а опосредованно - всего мира. Очевидно, что одним из наиболее эффективных способов решения описанной проблемы является выстраивание грамотной правовой политики в части регулирования ответственности за незаконный оборот опасных отходов на различных уровнях. Для этого видится необходимым проанализировать особенности, выявить преимущества и недостатки такого рода правового регулирования, в первую очередь на международном универсальном уровне. Соответствующие нормы закреплены в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении 1989 г. <5>, участниками которой является 187 государств, включая все африканские государства, за исключением Анголы и Южного Судана.
Статья: Структура и организация деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- осуществляет сбор, транспортировку опасных отходов в специализированные учреждения в рамках действующего законодательства.
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- осуществляет сбор, транспортировку опасных отходов в специализированные учреждения в рамках действующего законодательства.