Транснациональные корпорации
Подборка наиболее важных документов по запросу Транснациональные корпорации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"7. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"7. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809
"Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.
"Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.
Статья: Особенности фармацевтического рынка в современных условиях
(Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Переходя к анализу фармацевтического рынка России, отметим, что современные экономические процессы характеризуются усилением взаимозависимости и взаимовлияния субъектов мировой экономики, ростом масштаба транснациональных связей, расширением географии торговых отношений, расширением и дифференциацией производимой продукции, интеграцией рынков товаров, капитала и труда, объединением рынков продуктов, выпускаемых на доминирующих рынках транснациональных корпораций, возрастанием роли межгосударственного регулирования рынков, глобальной стандартизацией производства и дистрибуции. Все это в полной мере отражается и на сфере обращения медицинских товаров во всем мире.
(Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Переходя к анализу фармацевтического рынка России, отметим, что современные экономические процессы характеризуются усилением взаимозависимости и взаимовлияния субъектов мировой экономики, ростом масштаба транснациональных связей, расширением географии торговых отношений, расширением и дифференциацией производимой продукции, интеграцией рынков товаров, капитала и труда, объединением рынков продуктов, выпускаемых на доминирующих рынках транснациональных корпораций, возрастанием роли межгосударственного регулирования рынков, глобальной стандартизацией производства и дистрибуции. Все это в полной мере отражается и на сфере обращения медицинских товаров во всем мире.
Статья: Государственный капитализм и интервенция публичного права в гражданское законодательство (на примере специальных инвестиционных соглашений)
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)История мирового экономического порядка свидетельствует о том, что на протяжении XIX - XX вв. формирование международных отношений покоилось на либеральных началах, предполагающих свободное инвестирование в экономику развивающихся государств транснациональными корпорациями. Однако проповедуемый развитыми странами либерализм привел к кризису колониальной системы и постепенному осознанию развивающимися государствами необходимости вытеснения колониального права и замены его национальными законами <10>. Другим следствием этого кризиса стала инвестиционная политика вновь возникающих государств, основанная на мобилизации государственного капитала и его направлении в собственную экономику. Сильнейший импульс был придан идее государственного капитализма и концептуализации этой идеи вследствие появления в конце XX века на международном рынке капиталов такого игрока, как Китайская Народная Республика <11>. Концепция государственного капитализма предполагает, что основным источником, питающим экономику, являются бюджетные инвестиции, которые создают точки роста и предполагают кумулятивный эффект от соединения с частными инвестициями национальных инвесторов и иностранными инвестициями. Обоснование этого тезиса в российской правовой традиции усиливается вследствие того, что в нашем отечестве экономический этатизм основан на традиционных для нашего общества представлениях о социальной справедливости, обеспечить которую наиболее эффективно способно только государство <12>. Таким образом, рыночная экономика в нашем государстве не отвергается, но приобретает характер социальной рыночной, реализация которой возможна на основе парадигмы государственного капитализма <13>. Особым образом идея государственного капитализма возрастает в период кризисов, с которыми государству приходится регулярно сталкиваться в силу их объективной предопределенности <14>.
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)История мирового экономического порядка свидетельствует о том, что на протяжении XIX - XX вв. формирование международных отношений покоилось на либеральных началах, предполагающих свободное инвестирование в экономику развивающихся государств транснациональными корпорациями. Однако проповедуемый развитыми странами либерализм привел к кризису колониальной системы и постепенному осознанию развивающимися государствами необходимости вытеснения колониального права и замены его национальными законами <10>. Другим следствием этого кризиса стала инвестиционная политика вновь возникающих государств, основанная на мобилизации государственного капитала и его направлении в собственную экономику. Сильнейший импульс был придан идее государственного капитализма и концептуализации этой идеи вследствие появления в конце XX века на международном рынке капиталов такого игрока, как Китайская Народная Республика <11>. Концепция государственного капитализма предполагает, что основным источником, питающим экономику, являются бюджетные инвестиции, которые создают точки роста и предполагают кумулятивный эффект от соединения с частными инвестициями национальных инвесторов и иностранными инвестициями. Обоснование этого тезиса в российской правовой традиции усиливается вследствие того, что в нашем отечестве экономический этатизм основан на традиционных для нашего общества представлениях о социальной справедливости, обеспечить которую наиболее эффективно способно только государство <12>. Таким образом, рыночная экономика в нашем государстве не отвергается, но приобретает характер социальной рыночной, реализация которой возможна на основе парадигмы государственного капитализма <13>. Особым образом идея государственного капитализма возрастает в период кризисов, с которыми государству приходится регулярно сталкиваться в силу их объективной предопределенности <14>.
Статья: Искусственный интеллект, финансовые услуги, потребитель: правовые средства противодействия манипулированию
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Но при этом указанная вторичность не должна пониматься как что-либо более важное, нежели традиционные объекты защиты прав потребителей, поскольку искусственный интеллект способен сделать потребителя как "слабую сторону" более уязвимым в традиционных аспектах отношений с профессиональной стороной договора в силу как технологических преимуществ машинного интеллекта в сравнении с человеческим (в частности, ниже речь пойдет об алгоритмическом манипулировании), так и порождаемых использованием искусственного интеллекта юридических проблем. Одна из них - дискутируемая в настоящее время проблема правосубъектности искусственного интеллекта, опасность которой состоит в числе прочего в том, что за ней стоит не объективная реальность, а субъективный экономический интерес "крупных производителей высокоточной продукции, борющихся за... минимизацию собственной ответственности перед потребителем" <7>. Еще более драматичные перспективы связаны не только с потенциальным допущением правосубъектности искусственного интеллекта, но и с обостряющимся в связи с этим риском потери субъектности самим человеком. Как утверждает С.А. Синицын, "...задачи современного капитализма двуедины и не ограничиваются целью максимизации прибыли: стратегия транснациональных корпораций сосредоточена на получении тотального контроля над всеми сферами общества, и свободный и самодостаточный человек является препятствием к этому (курсив мой. - А.В.)" <8>.
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Но при этом указанная вторичность не должна пониматься как что-либо более важное, нежели традиционные объекты защиты прав потребителей, поскольку искусственный интеллект способен сделать потребителя как "слабую сторону" более уязвимым в традиционных аспектах отношений с профессиональной стороной договора в силу как технологических преимуществ машинного интеллекта в сравнении с человеческим (в частности, ниже речь пойдет об алгоритмическом манипулировании), так и порождаемых использованием искусственного интеллекта юридических проблем. Одна из них - дискутируемая в настоящее время проблема правосубъектности искусственного интеллекта, опасность которой состоит в числе прочего в том, что за ней стоит не объективная реальность, а субъективный экономический интерес "крупных производителей высокоточной продукции, борющихся за... минимизацию собственной ответственности перед потребителем" <7>. Еще более драматичные перспективы связаны не только с потенциальным допущением правосубъектности искусственного интеллекта, но и с обостряющимся в связи с этим риском потери субъектности самим человеком. Как утверждает С.А. Синицын, "...задачи современного капитализма двуедины и не ограничиваются целью максимизации прибыли: стратегия транснациональных корпораций сосредоточена на получении тотального контроля над всеми сферами общества, и свободный и самодостаточный человек является препятствием к этому (курсив мой. - А.В.)" <8>.
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в ИТ-компаниях в санкционных условиях
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)1. Великороссов В.В., Чайковская Л.А., Филин С.А. Современные транснациональные корпорации и их налогообложение при трансфертном ценообразовании // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 993 - 1007. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.993.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)1. Великороссов В.В., Чайковская Л.А., Филин С.А. Современные транснациональные корпорации и их налогообложение при трансфертном ценообразовании // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 993 - 1007. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.993.
Статья: К вопросу о формировании понятия "цифровой суверенитет"
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)С этой точки зрения необходимо осознавать, что (или кто) является основной угрозой ограничения цифрового суверенитета. Как отмечают Романовский Г.Б. и Романовская О.В., трансграничность цифрового мира приводит к постепенному размыванию национальной юрисдикции <14>. По мнению ряда зарубежных ученых, определенные субъекты в цифровом пространстве заставляют себе подчиняться, навязывать свои законы и создавать видимость того, что их следует исполнять <15>. Очевидно, что речь идет о крупных транснациональных корпорациях, которые фактически присвоили определенные атрибуты суверенитета благодаря их доминирующему положению в киберпространстве. Так, Павел Дуров, создатель и владелец популярного мессенджера Telegram, в 2024 г. в своем интервью <16> сообщил о том, что больше опасается не преследования со стороны какого-либо государства за отказ от сотрудничества, а гнева тех корпораций, которые размещают приложения для смартфонов на своих торговых площадках.
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)С этой точки зрения необходимо осознавать, что (или кто) является основной угрозой ограничения цифрового суверенитета. Как отмечают Романовский Г.Б. и Романовская О.В., трансграничность цифрового мира приводит к постепенному размыванию национальной юрисдикции <14>. По мнению ряда зарубежных ученых, определенные субъекты в цифровом пространстве заставляют себе подчиняться, навязывать свои законы и создавать видимость того, что их следует исполнять <15>. Очевидно, что речь идет о крупных транснациональных корпорациях, которые фактически присвоили определенные атрибуты суверенитета благодаря их доминирующему положению в киберпространстве. Так, Павел Дуров, создатель и владелец популярного мессенджера Telegram, в 2024 г. в своем интервью <16> сообщил о том, что больше опасается не преследования со стороны какого-либо государства за отказ от сотрудничества, а гнева тех корпораций, которые размещают приложения для смартфонов на своих торговых площадках.
Статья: Место цифровой экономики в когнитивной карте условий и факторов обеспечения научно-технологического развития и технологического суверенитета Российской Федерации
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)Цифровизация, в том числе и цифровая экономика, на наш взгляд, играет одну из ведущих ролей среди факторов, отрицательно сказывающихся на технологическом суверенитете России. Потеряв изначальную цель стать удобным инструментом для людей, она преобразовалась в основной вектор развития как отдельных государств, так и всей мировой экономики. Негативное влияние цифровизации связано с возможностью монополизации важнейших цифровых технологий и инфраструктуры крупными транснациональными корпорациями, действующими в интересах своих организаций, а не стран, гражданами которых они являются. Важно подчеркнуть, что особенность цифровизации заключается в невозможности контроля над виртуальными субъектами традиционными государственными методами, что требует разработки новых правовых механизмов и стратегий для защиты технологического суверенитета страны.
(Колесников К.Д.)
("Современное право", 2025, N 6)Цифровизация, в том числе и цифровая экономика, на наш взгляд, играет одну из ведущих ролей среди факторов, отрицательно сказывающихся на технологическом суверенитете России. Потеряв изначальную цель стать удобным инструментом для людей, она преобразовалась в основной вектор развития как отдельных государств, так и всей мировой экономики. Негативное влияние цифровизации связано с возможностью монополизации важнейших цифровых технологий и инфраструктуры крупными транснациональными корпорациями, действующими в интересах своих организаций, а не стран, гражданами которых они являются. Важно подчеркнуть, что особенность цифровизации заключается в невозможности контроля над виртуальными субъектами традиционными государственными методами, что требует разработки новых правовых механизмов и стратегий для защиты технологического суверенитета страны.
Статья: Корпорации в своем праве
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)2. Транснациональные корпорации - тоже государства?
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)2. Транснациональные корпорации - тоже государства?
Статья: Защита чести и достоинства от информации, размещенной в запрещенных социальных сетях: анализ судебной практики
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2025, N 3)Решением Тверского районного суда города Москвы (дело N 02-2473/2022 от 21 марта 2022 г.) по делу впервые в российской юридической практике была запрещена деятельность крупной транснациональной корпорации Meta Platforms Inc. - владельца крупнейших социальных медиа "Фейсбук" (Facebook) и "Инстаграм" (Instagram) <1>.
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2025, N 3)Решением Тверского районного суда города Москвы (дело N 02-2473/2022 от 21 марта 2022 г.) по делу впервые в российской юридической практике была запрещена деятельность крупной транснациональной корпорации Meta Platforms Inc. - владельца крупнейших социальных медиа "Фейсбук" (Facebook) и "Инстаграм" (Instagram) <1>.
Статья: Параллельный импорт в санкционных условиях: особенности учета и налогообложения
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)Россия в сложившихся условиях продолжает значительно зависеть от импорта. Ранее, чтобы привезти в Россию товар на продажу, требовалось разрешение производителя. За ввоз продукции без разрешения правообладателя импортеру могли бы быть предъявлены многомиллионные штрафы, а импортированный товар могли уничтожить. Но после того, как многие иностранные компании, в том числе транснациональные корпорации, ушли из России, перед Правительством Российской Федерации встал выбор - иметь дефицит некоторых товаров или разрешить параллельный импорт [1]. Выбрали второй вариант.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)Россия в сложившихся условиях продолжает значительно зависеть от импорта. Ранее, чтобы привезти в Россию товар на продажу, требовалось разрешение производителя. За ввоз продукции без разрешения правообладателя импортеру могли бы быть предъявлены многомиллионные штрафы, а импортированный товар могли уничтожить. Но после того, как многие иностранные компании, в том числе транснациональные корпорации, ушли из России, перед Правительством Российской Федерации встал выбор - иметь дефицит некоторых товаров или разрешить параллельный импорт [1]. Выбрали второй вариант.
Статья: Международно-правовая квалификация делинквентного поведения транснациональной корпорации на глобальном инвестиционно-финансовом рынке в структуре транснациональной организованной преступности
(Абдулазизов М.К.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)"Международное публичное и частное право", 2025, N 2
(Абдулазизов М.К.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 2)"Международное публичное и частное право", 2025, N 2