Трансграничное пространство доверия
Подборка наиболее важных документов по запросу Трансграничное пространство доверия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание цифровой процессуальной среды доверия: сервисы третьей доверенной стороны в процессуальных отношениях как источник "квазипреюдициальной" информации в цифровом пространстве
(Валеев Д.Х., Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 3)Сервисы третьей доверенной стороны как источник доказательственной информации в нашей литературе мало изучены, и имеющееся нормативное закрепление ограничивается лишь практикой Коллегии Евразийской экономической комиссии. Так, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. N 125 <12> определено понятие службы доверенной третьей стороны интегрированной системы как совокупности сервисов доверенной третьей стороны государств-членов и Комиссии, обеспечивающих единое трансграничное пространство доверия при обмене электронными документами в интегрированной системе. Соответственно, цель функционирования сервисов доверенной третьей стороны объясняется необходимостью создания цифровой среды доверия.
(Валеев Д.Х., Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 3)Сервисы третьей доверенной стороны как источник доказательственной информации в нашей литературе мало изучены, и имеющееся нормативное закрепление ограничивается лишь практикой Коллегии Евразийской экономической комиссии. Так, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2015 г. N 125 <12> определено понятие службы доверенной третьей стороны интегрированной системы как совокупности сервисов доверенной третьей стороны государств-членов и Комиссии, обеспечивающих единое трансграничное пространство доверия при обмене электронными документами в интегрированной системе. Соответственно, цель функционирования сервисов доверенной третьей стороны объясняется необходимостью создания цифровой среды доверия.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В ходе интеграционных процессов важно обеспечить формирование единой цифровой среды доверия не только в границах Российской Федерации, но и значительно шире - в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Соответственно, задача формирования единой цифровой среды доверия расширяется до формирования трансграничного пространства доверия.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В ходе интеграционных процессов важно обеспечить формирование единой цифровой среды доверия не только в границах Российской Федерации, но и значительно шире - в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Соответственно, задача формирования единой цифровой среды доверия расширяется до формирования трансграничного пространства доверия.
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 N 105
"О Стратегии развития трансграничного пространства доверия"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
"О Стратегии развития трансграничного пространства доверия"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.04.2024 N 41
"О вводе в эксплуатацию элементов трансграничного пространства доверия"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
"О вводе в эксплуатацию элементов трансграничного пространства доверия"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В перечне секторов единого рынка на пространстве ЕАЭС цифровые сектора отсутствуют (аналогично тому, как они отсутствуют в положениях ГАТС), однако в целом, в отличие от ВТО, на пространстве ЕАЭС работа в направлении цифровизации ведется. Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 N 21 сформирована "цифровая повестка" ЕАЭС. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 N 12 утверждены Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 г. Предполагаются регулирование оборота данных и работы цифровых платформ, развитие цифровой инфраструктуры, формирование трансграничного пространства доверия и т.д.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В перечне секторов единого рынка на пространстве ЕАЭС цифровые сектора отсутствуют (аналогично тому, как они отсутствуют в положениях ГАТС), однако в целом, в отличие от ВТО, на пространстве ЕАЭС работа в направлении цифровизации ведется. Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 N 21 сформирована "цифровая повестка" ЕАЭС. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 N 12 утверждены Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 г. Предполагаются регулирование оборота данных и работы цифровых платформ, развитие цифровой инфраструктуры, формирование трансграничного пространства доверия и т.д.
Статья: Содержательная трансформация понятия "транспортная инфраструктура" в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2022, N 10)В-пятых, легальные дефиниции, закрепленные в действующем законодательстве, не отражают тех технических и технологических новшеств, которые сегодня стремительно внедряются в транспортную сферу под влиянием цифровизации всех транспортных процессов. Данные в нормативных правовых актах дефиниции не в полной мере раскрывают значимость транспортной инфраструктуры для тех реалий, которые складываются в современном мире. Так, например, в разделе 4 Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г., утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12 (далее - Основные направления развития цифровой повестки ЕЭС 2017 г.), указывается на необходимость создания интероперабельной бесшовной цифровой инфраструктуры, перехода к сетям последнего поколения и развития трансграничных сервисов, трансграничного пространства доверия, а также обеспечение защищенности цифровых процессов. При этом в действующем законодательстве не содержится ответа на вопрос: каким образом соотносятся между собой закрепленные в действующем законодательстве понятия и их дефиниции.
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2022, N 10)В-пятых, легальные дефиниции, закрепленные в действующем законодательстве, не отражают тех технических и технологических новшеств, которые сегодня стремительно внедряются в транспортную сферу под влиянием цифровизации всех транспортных процессов. Данные в нормативных правовых актах дефиниции не в полной мере раскрывают значимость транспортной инфраструктуры для тех реалий, которые складываются в современном мире. Так, например, в разделе 4 Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г., утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12 (далее - Основные направления развития цифровой повестки ЕЭС 2017 г.), указывается на необходимость создания интероперабельной бесшовной цифровой инфраструктуры, перехода к сетям последнего поколения и развития трансграничных сервисов, трансграничного пространства доверия, а также обеспечение защищенности цифровых процессов. При этом в действующем законодательстве не содержится ответа на вопрос: каким образом соотносятся между собой закрепленные в действующем законодательстве понятия и их дефиниции.
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)В ЕАЭС проблематика международного электронного взаимодействия тоже на повестке дня. Унифицированные требования к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 96, однако в первую очередь они распространяются на электронное взаимодействие органов государственной власти стран ЕАЭС между собой и с Комиссией ЕАЭС, хотя физические и юридические лица также упоминаются среди возможных субъектов электронного взаимодействия (п. 13). Предполагается создание общей инфраструктуры, состоящей из государственных компонентов и интеграционного компонента (п. 10) <5>. Однако до настоящего времени создание инфраструктуры не завершено и единое пространство доверия не создано.
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)В ЕАЭС проблематика международного электронного взаимодействия тоже на повестке дня. Унифицированные требования к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 96, однако в первую очередь они распространяются на электронное взаимодействие органов государственной власти стран ЕАЭС между собой и с Комиссией ЕАЭС, хотя физические и юридические лица также упоминаются среди возможных субъектов электронного взаимодействия (п. 13). Предполагается создание общей инфраструктуры, состоящей из государственных компонентов и интеграционного компонента (п. 10) <5>. Однако до настоящего времени создание инфраструктуры не завершено и единое пространство доверия не создано.
Статья: Особенности правового регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами
(Ворникова Е.Д.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Во-вторых, подлежат применению международные источники правового регулирования, опосредованные главным образом членством России в ВТО и Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). В частности, на пространстве ЕАЭС существует единый рынок услуг, в секторах которого каждое государство-член действует на условиях взаимности, предоставляет лицам других государств-членов право на поставку и получение услуг без ограничений и в условиях признания разрешений и лицензий, выданных в других государствах-членах. Перечень секторов, в которых функционирует единый рынок, утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 110 <18>. В этом перечне цифровые сектора отсутствуют, однако в целом, в отличие от ВТО, на пространстве ЕАЭС ведется работа в направлении цифровизации. Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 21 сформирована "цифровая повестка" <19>, а решением Высшего евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12 утверждены Основные направления реализации до 2025 г. <20> Предполагается регулирование оборота данных и работы цифровых платформ, развитие цифровой инфраструктуры, формирование трансграничного пространства доверия и т.д.
(Ворникова Е.Д.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Во-вторых, подлежат применению международные источники правового регулирования, опосредованные главным образом членством России в ВТО и Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). В частности, на пространстве ЕАЭС существует единый рынок услуг, в секторах которого каждое государство-член действует на условиях взаимности, предоставляет лицам других государств-членов право на поставку и получение услуг без ограничений и в условиях признания разрешений и лицензий, выданных в других государствах-членах. Перечень секторов, в которых функционирует единый рынок, утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 110 <18>. В этом перечне цифровые сектора отсутствуют, однако в целом, в отличие от ВТО, на пространстве ЕАЭС ведется работа в направлении цифровизации. Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 21 сформирована "цифровая повестка" <19>, а решением Высшего евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12 утверждены Основные направления реализации до 2025 г. <20> Предполагается регулирование оборота данных и работы цифровых платформ, развитие цифровой инфраструктуры, формирование трансграничного пространства доверия и т.д.
Статья: Единый рынок Евразийского экономического союза: de jure, de facto, de lege ferenda
(Михалева Т.Н., Берман А.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В настоящий момент действует ряд актов стратегического характера по цифровой повестке, в том числе Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12. Также в Стратегии-2025 направление 5 посвящено цифровому пространству Союза и включает в себя девять основных сегментов цифровой трансформации, в том числе прослеживаемость товаров в ЕАЭС, трансграничное пространство доверия и электронный документооборот, интегрированная информационная система Союза, цифровые экосистемы (в т.ч. оборот данных, защита персональных данных), цифровая трансформация в сфере интеллектуальной собственности, электронная торговля и т.д.
(Михалева Т.Н., Берман А.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В настоящий момент действует ряд актов стратегического характера по цифровой повестке, в том числе Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12. Также в Стратегии-2025 направление 5 посвящено цифровому пространству Союза и включает в себя девять основных сегментов цифровой трансформации, в том числе прослеживаемость товаров в ЕАЭС, трансграничное пространство доверия и электронный документооборот, интегрированная информационная система Союза, цифровые экосистемы (в т.ч. оборот данных, защита персональных данных), цифровая трансформация в сфере интеллектуальной собственности, электронная торговля и т.д.