Трансграничное перемещение отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Трансграничное перемещение отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Рекуперация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Уведомлении о трансграничном перемещении отходов (Приложение N 1 к Приказу Минприроды России от 02.11.2021 N 823) перечислены следующие операции по рекуперации:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Уведомлении о трансграничном перемещении отходов (Приложение N 1 к Приказу Минприроды России от 02.11.2021 N 823) перечислены следующие операции по рекуперации:
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 N 550
"Об утверждении Правил трансграничного перемещения отходов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил трансграничного перемещения отходов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суд учел разъяснения, данные в Письме Росприроднадзора от 28.05.2021 N СЖ-10-01-29/16216, согласно которым Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, включенных в раздел 2.3 Перечня и приложение N 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442), в рамках Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 N 558), в котором определены порядок, сроки, последовательность действий (административных процедур) уполномоченного органа при предоставлении соответствующей государственной услуги.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суд учел разъяснения, данные в Письме Росприроднадзора от 28.05.2021 N СЖ-10-01-29/16216, согласно которым Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, включенных в раздел 2.3 Перечня и приложение N 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442), в рамках Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 N 558), в котором определены порядок, сроки, последовательность действий (административных процедур) уполномоченного органа при предоставлении соответствующей государственной услуги.
Статья: О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс?
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)В данном контексте необходимо отметить, что в рамках приведенных определений значительная доля веществ (предположительно называемых отходами, например опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, код ФККО 30529111205) по завершении производственного цикла сохраняют ряд полезных свойств и могут быть использованы иным образом, отличающимся от первоначально предполагаемого назначения. Следовательно, такие вещества имеют право называться продукцией (сырьем, материалами или товарами) и обладать стоимостью (ценностью). В свою очередь, невозможность дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях должна свидетельствовать о том, что данное вещество относится к категории отхода. Но если вернуться к определению, сформулированному в Законе N 89-ФЗ, то отходы - это вещества, которые удаляются или предназначены для удаления, что является волевым признаком классификации (т.е. зависящим от волеизъявления субъекта). Объект же при этом может и не утрачивать свои потребительские свойства, в связи с чем образуется правовая неопределенность - остается неясным, считать то или иное вещество или предмет его товаром или отходом <5>. В качестве иллюстрации вывода о неоднозначной классификации отходов и продукции в рамках правового регулирования приведем пример из правоприменительной практики, возникшей при импорте веществ, которые специально уполномоченный орган считал необходимым классифицировать как отход, а их импортер как продукцию. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2017 года по делу N А40-206749/2016 удовлетворены требования заявителя о признании недействительным письма Росприроднадзора и обязании восстановить нарушенные права ООО "ПрофЦемент-Вектор" в виде присвоения сланцевой золе, ввозимой на территорию РФ с территории Эстонской Республики, статуса "продукт", на который разрешение на трансграничное перемещение отходов не требуется. При рассмотрении данного дела исследовался вопрос об отнесении материала к отходам или товарам, правовые разграничения этих понятий.
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)В данном контексте необходимо отметить, что в рамках приведенных определений значительная доля веществ (предположительно называемых отходами, например опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, код ФККО 30529111205) по завершении производственного цикла сохраняют ряд полезных свойств и могут быть использованы иным образом, отличающимся от первоначально предполагаемого назначения. Следовательно, такие вещества имеют право называться продукцией (сырьем, материалами или товарами) и обладать стоимостью (ценностью). В свою очередь, невозможность дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях должна свидетельствовать о том, что данное вещество относится к категории отхода. Но если вернуться к определению, сформулированному в Законе N 89-ФЗ, то отходы - это вещества, которые удаляются или предназначены для удаления, что является волевым признаком классификации (т.е. зависящим от волеизъявления субъекта). Объект же при этом может и не утрачивать свои потребительские свойства, в связи с чем образуется правовая неопределенность - остается неясным, считать то или иное вещество или предмет его товаром или отходом <5>. В качестве иллюстрации вывода о неоднозначной классификации отходов и продукции в рамках правового регулирования приведем пример из правоприменительной практики, возникшей при импорте веществ, которые специально уполномоченный орган считал необходимым классифицировать как отход, а их импортер как продукцию. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2017 года по делу N А40-206749/2016 удовлетворены требования заявителя о признании недействительным письма Росприроднадзора и обязании восстановить нарушенные права ООО "ПрофЦемент-Вектор" в виде присвоения сланцевой золе, ввозимой на территорию РФ с территории Эстонской Республики, статуса "продукт", на который разрешение на трансграничное перемещение отходов не требуется. При рассмотрении данного дела исследовался вопрос об отнесении материала к отходам или товарам, правовые разграничения этих понятий.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В альтернативном электронном виде в настоящее время предоставляется гораздо больше государственных и муниципальных услуг: 1) организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня; 2) выдача разрешений (на трансграничное перемещение отходов; на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и др.); 3) выдача заключений (на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.); 4) согласования (согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации и др.); 5) регистрационно-учетные действия (государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и др.); и др. <7>
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В альтернативном электронном виде в настоящее время предоставляется гораздо больше государственных и муниципальных услуг: 1) организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня; 2) выдача разрешений (на трансграничное перемещение отходов; на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и др.); 3) выдача заключений (на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.); 4) согласования (согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации и др.); 5) регистрационно-учетные действия (государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и др.); и др. <7>
Статья: Основные функции ФТС России в рамках обеспечения экологической безопасности страны
(Аверин А.В., Гусаров А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Действующие механизмы обеспечения комплексной экологической безопасности направлены на минимизацию использования так называемых экологически чувствительных товаров, т.е. таких товаров, перемещение которых может способствовать снижению качества окружающей среды. Обычно к ним относят озоноразрушающие и ядовитые вещества, используемые в промышленности, а также отходы <2>. И если транзит собственно опасных веществ связан с тем, что они незаменимы в некоторых производственных процессах, то проблема транзита отходов имеет больше детерминант. По большей части она возникла из-за разницы стандартов утилизации отходов в развитых и развивающихся странах. Поскольку экологические стандарты развивающихся стран не такие строгие, вектор международного транзита отходов направлен именно в их сторону. Во многом эта проблема актуальна и для стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках интеграционного объединения было принято Соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории ЕАЭС <3>. Однако аналогичные документы по иным видам отходов пока что не разработаны, что предопределяет их неопределенный правовой статус. Кроме того, препятствием для таможенного контроля в рассматриваемой сфере является дисгармонизация положений национальных правовых актов ЕАЭС между собой, заключающаяся в существовании конкурирующих подходов по вопросам классификации отходов, терминологии, конечной цели их использования и проч.
(Аверин А.В., Гусаров А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)Действующие механизмы обеспечения комплексной экологической безопасности направлены на минимизацию использования так называемых экологически чувствительных товаров, т.е. таких товаров, перемещение которых может способствовать снижению качества окружающей среды. Обычно к ним относят озоноразрушающие и ядовитые вещества, используемые в промышленности, а также отходы <2>. И если транзит собственно опасных веществ связан с тем, что они незаменимы в некоторых производственных процессах, то проблема транзита отходов имеет больше детерминант. По большей части она возникла из-за разницы стандартов утилизации отходов в развитых и развивающихся странах. Поскольку экологические стандарты развивающихся стран не такие строгие, вектор международного транзита отходов направлен именно в их сторону. Во многом эта проблема актуальна и для стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках интеграционного объединения было принято Соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории ЕАЭС <3>. Однако аналогичные документы по иным видам отходов пока что не разработаны, что предопределяет их неопределенный правовой статус. Кроме того, препятствием для таможенного контроля в рассматриваемой сфере является дисгармонизация положений национальных правовых актов ЕАЭС между собой, заключающаяся в существовании конкурирующих подходов по вопросам классификации отходов, терминологии, конечной цели их использования и проч.
Статья: Проблемы международной и личной ответственности за незаконный оборот опасных отходов в странах Центральной и Западной Африки: региональный стандарт международно-правового регулирования
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье произведен сравнительный анализ правовых режимов универсальных и региональных международных договоров, касающихся вопросов трансграничного перемещения опасных отходов в свете возрастающей тенденции к размещению в странах Африки отходов, произведенных в более экономически развитых государствах. Выявлено, что с принятием регионального международного договора были ужесточены рамки правового регулирования их перемещения. Также рассмотрены предпосылки создания и оценена эффективность функционирования нового регионального судебного органа, к подсудности которого отнесены преступления, связанные с незаконным оборотом опасных отходов.
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье произведен сравнительный анализ правовых режимов универсальных и региональных международных договоров, касающихся вопросов трансграничного перемещения опасных отходов в свете возрастающей тенденции к размещению в странах Африки отходов, произведенных в более экономически развитых государствах. Выявлено, что с принятием регионального международного договора были ужесточены рамки правового регулирования их перемещения. Также рассмотрены предпосылки создания и оценена эффективность функционирования нового регионального судебного органа, к подсудности которого отнесены преступления, связанные с незаконным оборотом опасных отходов.