Трансфертное ценообрАзование контролируемые сделки
Подборка наиболее важных документов по запросу Трансфертное ценообрАзование контролируемые сделки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).
Статья: Правовые основы выбора метода трансфертного ценообразования
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Ключевые слова: налогообложение, международное налогообложение, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки, методы трансфертного ценообразования.
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Ключевые слова: налогообложение, международное налогообложение, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки, методы трансфертного ценообразования.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафовСм. Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки
Статья: О новейших изменениях по вопросам трансфертного ценообразования
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.