Традиционное природопользование
Подборка наиболее важных документов по запросу Традиционное природопользование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа"2. На территории Камчатского края могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа"2. На территории Камчатского края могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Как владеют и распоряжаются особо охраняемыми природными территориями
(КонсультантПлюс, 2025)традиционное природопользование коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей (пп. "е" п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 24 Закона об особо охраняемых природных территориях).
(КонсультантПлюс, 2025)традиционное природопользование коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей (пп. "е" п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 24 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В ФЗ об охране озера Байкал предусмотрена возможность создания территорий традиционного природопользования. Хотя они не направлены на консервативную охрану природной среды, их режим предполагает осуществление неистощительного природопользования и сохранение биологического разнообразия. В связи с этим территории традиционного природопользования по их интегрированности в режим БПТ можно отнести к вышеперечисленным территориям и зонам.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В ФЗ об охране озера Байкал предусмотрена возможность создания территорий традиционного природопользования. Хотя они не направлены на консервативную охрану природной среды, их режим предполагает осуществление неистощительного природопользования и сохранение биологического разнообразия. В связи с этим территории традиционного природопользования по их интегрированности в режим БПТ можно отнести к вышеперечисленным территориям и зонам.
Статья: Экономико-правовое развитие коренных народов арктических стран: предпосылки и возможности
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В частности, значимым является опыт США, где коренные народы (например, на Аляске) активно вовлечены в коммерческую деятельность, отличную от традиционного хозяйствования, а также в рыночные отношения, что произошло во многом благодаря принятому в 1971 г. Закону штата Аляска "Об урегулировании территориальных требований коренных жителей Аляски" <6>. Основные положения данного Закона были направлены на создание "корпораций коренных народов", т.е. коммерческих организаций, которые не наделялись особыми гарантиями со стороны государства, но получили право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности и распоряжаться доходами, а также участвовать в принятии решений по использованию земель и ресурсов недр на территории штата. Часть земель и участков недр была передана в частную собственность представителям коренных народов с ограничением на передачу права третьим лицам в течение двадцатилетнего периода <7>. Принципиальным отличием Закона от других "этнических" актов стало то, что он создал основу для интеграции аборигенных народов в рыночную экономику и намеренно не создавал никаких этнических институтов и систем прав. Созданные экономико-правовые механизмы способствовали решению социальных проблем коренных народов Севера и обеспечили их встраивание в экономические и политические процессы американского общества, при этом сохраняя территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Пройдя сложный путь адаптации к рыночным условиям, приобретения новых знаний и компетенций, коренные народы, объединенные в корпорации, стали получать доходы от добычи полезных ископаемых, находящихся на территориях их проживания, а также от инвестиционной деятельности. В настоящее время коренные жители арктических территорий США занимаются разнообразной экономической деятельностью, не связанной с традиционным образом жизни, например туристическим и гостиничным бизнесом, строительством, услугами в сфере сервиса и обслуживания. Некоторые корпорации принимают участие в разработке нефтяных месторождений, занимаются банковской деятельностью, лесопользованием, промышленной добычей рыбных ресурсов <8>. При этом сохраняется традиционное природопользование и, даже не являясь экономически выгодным, поддерживается и государством, и коренными сообществами, поскольку позволяет сохранить уникальную культуру.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В частности, значимым является опыт США, где коренные народы (например, на Аляске) активно вовлечены в коммерческую деятельность, отличную от традиционного хозяйствования, а также в рыночные отношения, что произошло во многом благодаря принятому в 1971 г. Закону штата Аляска "Об урегулировании территориальных требований коренных жителей Аляски" <6>. Основные положения данного Закона были направлены на создание "корпораций коренных народов", т.е. коммерческих организаций, которые не наделялись особыми гарантиями со стороны государства, но получили право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности и распоряжаться доходами, а также участвовать в принятии решений по использованию земель и ресурсов недр на территории штата. Часть земель и участков недр была передана в частную собственность представителям коренных народов с ограничением на передачу права третьим лицам в течение двадцатилетнего периода <7>. Принципиальным отличием Закона от других "этнических" актов стало то, что он создал основу для интеграции аборигенных народов в рыночную экономику и намеренно не создавал никаких этнических институтов и систем прав. Созданные экономико-правовые механизмы способствовали решению социальных проблем коренных народов Севера и обеспечили их встраивание в экономические и политические процессы американского общества, при этом сохраняя территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Пройдя сложный путь адаптации к рыночным условиям, приобретения новых знаний и компетенций, коренные народы, объединенные в корпорации, стали получать доходы от добычи полезных ископаемых, находящихся на территориях их проживания, а также от инвестиционной деятельности. В настоящее время коренные жители арктических территорий США занимаются разнообразной экономической деятельностью, не связанной с традиционным образом жизни, например туристическим и гостиничным бизнесом, строительством, услугами в сфере сервиса и обслуживания. Некоторые корпорации принимают участие в разработке нефтяных месторождений, занимаются банковской деятельностью, лесопользованием, промышленной добычей рыбных ресурсов <8>. При этом сохраняется традиционное природопользование и, даже не являясь экономически выгодным, поддерживается и государством, и коренными сообществами, поскольку позволяет сохранить уникальную культуру.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 10 комментируемой статьи говорится о том, что одним из основополагающих принципов регулирования градостроительных отношений является сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что объединение этих двух разных объектов в одном пункте вызывает некоторое сомнение. Прежде всего, вряд ли термин "объекты историко-культурного наследия" следовало использовать в данном случае. Он раскрывается в ст. 16 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты), которые могут использоваться только в соответствии с их назначением.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 10 комментируемой статьи говорится о том, что одним из основополагающих принципов регулирования градостроительных отношений является сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что объединение этих двух разных объектов в одном пункте вызывает некоторое сомнение. Прежде всего, вряд ли термин "объекты историко-культурного наследия" следовало использовать в данном случае. Он раскрывается в ст. 16 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты), которые могут использоваться только в соответствии с их назначением.
Статья: Законодательное регулирование территориальных и организационных основ местного управления в селах Турецкой Республики
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Согласно статье 4 Закона о селе в состав территории поселения входят: 1) исторически сложившиеся земли деревни (села); 2) прилегающие земли общего пользования; 3) территории традиционного природопользования населения соответствующего села; 4) земли для развития поселения; 5) земли, не принадлежащие селу и находящиеся в собственности другой деревни или частного владельца.
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Согласно статье 4 Закона о селе в состав территории поселения входят: 1) исторически сложившиеся земли деревни (села); 2) прилегающие земли общего пользования; 3) территории традиционного природопользования населения соответствующего села; 4) земли для развития поселения; 5) земли, не принадлежащие селу и находящиеся в собственности другой деревни или частного владельца.
Статья: О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 3.2 ч. 1 ст. 11 131-ФЗ);
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Демографические характеристики коренного малочисленного населения обусловлены следующими проблемами социально-экономического характера: "безработица, низкий уровень жизни, ограниченный доступ к услугам отраслей социальной сферы, а также загрязнение окружающей среды, сокращение площадей территорий традиционного природопользования" <1>, алкоголизм и высокий суицидальный уровень <2>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Демографические характеристики коренного малочисленного населения обусловлены следующими проблемами социально-экономического характера: "безработица, низкий уровень жизни, ограниченный доступ к услугам отраслей социальной сферы, а также загрязнение окружающей среды, сокращение площадей территорий традиционного природопользования" <1>, алкоголизм и высокий суицидальный уровень <2>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);
Статья: Подходы к правовому регулированию климатических прав и обязанностей в России и за рубежом
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)В зарубежной юридической литературе исследуется влияние климатических изменений на такие права человека, как право на здоровую окружающую среду, право на жизнь, право на здоровье, право на адекватную пищу, право на воду, право на адекватное жилище, права коренных народов на осуществление традиционного природопользования, право на развитие <2>.
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)В зарубежной юридической литературе исследуется влияние климатических изменений на такие права человека, как право на здоровую окружающую среду, право на жизнь, право на здоровье, право на адекватную пищу, право на воду, право на адекватное жилище, права коренных народов на осуществление традиционного природопользования, право на развитие <2>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законодатель предусматривает льготные условия использования водных объектов коренными малочисленными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока нашей страны в рамках их традиционного природопользования. В этих случаях согласно ст. 11 ВК РФ не предписано заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно следует пояснить, что данные льготы не распространяются, к примеру, на предпринимательскую деятельность представителей коренных малочисленных народов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законодатель предусматривает льготные условия использования водных объектов коренными малочисленными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока нашей страны в рамках их традиционного природопользования. В этих случаях согласно ст. 11 ВК РФ не предписано заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно следует пояснить, что данные льготы не распространяются, к примеру, на предпринимательскую деятельность представителей коренных малочисленных народов.