Торговый агрегатор
Подборка наиболее важных документов по запросу Торговый агрегатор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 433, 450, 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 12, 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами пользования торговой площадкой "Wildberries" пришел к выводу, что договор купли-продажи спорного товара был заключен между покупателем С. и продавцом ООО "Элемент", а ООО "Вайлдберриз", как агрегатор, являлся в данных правоотношениях организацией, предоставившей потребителю в отношении определенного товара возможность ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, произвести его предварительную оплату. Информацию о себе и продавце спорного товара, содержащую необходимые и предусмотренные законом сведения, ООО "Вайлдберриз" до сведений истца довело."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на цифровой образ
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Современная цифровая среда многообразна и представлена информационными системами, предназначенными для удовлетворения различных социальных интересов. Так, официальные информационные системы (государственные информационные системы и т.п.) обеспечивают потребности публичного управления и осуществление субъективных прав граждан во взаимоотношениях с органами власти. Экономические информационные системы (торговые агрегаторы, цифровые экосистемы, инвестиционные платформы и т.п.) применяются для повышения эффективности бизнес-проектов путем выстраивания оптимальных систем осуществления субъектами корпоративных прав и удовлетворения имущественных интересов. Первые и вторые предназначены для непосредственного осуществления юридических полномочий и/или субъективных прав, а потому должны ясно и определенно "раскрывать" образ субъекта через юридически значимые для этого характеристики. Для каждой из таких систем важно обеспечить достоверность образующих цифровой образ субъекта сведений, которые релевантны для функционирования системы и для ее участников, как то: характеристика субъекта с точки зрения его правового статуса (имя, возраст, право- и дееспособность, наличие лицензий или иных разрешений), с точки зрения качеств (деловых, репутационных и т.п.) участника определенного вида экономической деятельности. Интерес в достоверности цифрового образа обнаруживается у всех субъектов, связанных с функционированием такой информационной системы, что должно быть отражено в правовом режиме образующих цифровой образ сведений, в основу которого должны быть положены два правовых элемента: субъективное право субъекта на цифровой образ и презумпция добросовестности лица, полагавшегося на раскрытые посредством такого образа сведения при совершении юридических действий.
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Современная цифровая среда многообразна и представлена информационными системами, предназначенными для удовлетворения различных социальных интересов. Так, официальные информационные системы (государственные информационные системы и т.п.) обеспечивают потребности публичного управления и осуществление субъективных прав граждан во взаимоотношениях с органами власти. Экономические информационные системы (торговые агрегаторы, цифровые экосистемы, инвестиционные платформы и т.п.) применяются для повышения эффективности бизнес-проектов путем выстраивания оптимальных систем осуществления субъектами корпоративных прав и удовлетворения имущественных интересов. Первые и вторые предназначены для непосредственного осуществления юридических полномочий и/или субъективных прав, а потому должны ясно и определенно "раскрывать" образ субъекта через юридически значимые для этого характеристики. Для каждой из таких систем важно обеспечить достоверность образующих цифровой образ субъекта сведений, которые релевантны для функционирования системы и для ее участников, как то: характеристика субъекта с точки зрения его правового статуса (имя, возраст, право- и дееспособность, наличие лицензий или иных разрешений), с точки зрения качеств (деловых, репутационных и т.п.) участника определенного вида экономической деятельности. Интерес в достоверности цифрового образа обнаруживается у всех субъектов, связанных с функционированием такой информационной системы, что должно быть отражено в правовом режиме образующих цифровой образ сведений, в основу которого должны быть положены два правовых элемента: субъективное право субъекта на цифровой образ и презумпция добросовестности лица, полагавшегося на раскрытые посредством такого образа сведения при совершении юридических действий.
Статья: Формирование законодательства об электронной коммерции в России
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Попытка решить указанные выше задачи была предпринята в марте 2024 г., когда Государственной Думой РФ в первом чтении был рассмотрен законопроект N 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <8> (далее - законопроект N 568223-8). Вряд ли можно назвать содержание данного документа удачным. Законопроект N 568223-8 не касается оказания услуг и работ. В нем нет положений о разрешении споров между покупателем и продавцом на платформе, а используемые в нем дефиниции - недоработаны. Правда, законопроект уделяет внимание урегулированию прав и обязанностей продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и операторов платформ, что является положительным моментом, ведь потребность в таком шаге имеется уже достаточно давно.
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Попытка решить указанные выше задачи была предпринята в марте 2024 г., когда Государственной Думой РФ в первом чтении был рассмотрен законопроект N 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <8> (далее - законопроект N 568223-8). Вряд ли можно назвать содержание данного документа удачным. Законопроект N 568223-8 не касается оказания услуг и работ. В нем нет положений о разрешении споров между покупателем и продавцом на платформе, а используемые в нем дефиниции - недоработаны. Правда, законопроект уделяет внимание урегулированию прав и обязанностей продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и операторов платформ, что является положительным моментом, ведь потребность в таком шаге имеется уже достаточно давно.
Нормативные акты
Статья: Применение альтернативных способов урегулирования споров маркетплейсами (информационными посредниками) в качестве альтернативы судопроизводству
(Лопатина С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Под информационными посредниками будут пониматься лица, которые на основании ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ <1> могут осуществлять передачу информации, обеспечивать возможность размещения материала, предоставлять возможность доступа к материалу или информации с использованием сети Интернет <2>. Применение термина в отношении владельцев торговых агрегаторов обосновывается судебной практикой. Информационными посредниками были признаны владельцы и операторы таких крупнейших маркетплейсов России <3> (что обусловило их выбор), как Ozon <4>, Wildberries <5>, Яндекс.Маркет <6>. С развитием маркетплейсов, принятием ими на себя новых ролей (продажа товаров/услуг) Верховный Суд РФ в п. 77 Постановления от 23 апреля 2019 г. N 10 <7> указал: для установления статуса информационного посредника в случае осуществления лицом нескольких видов деятельности статус должен устанавливаться отдельно в отношении каждого вида деятельности.
(Лопатина С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Под информационными посредниками будут пониматься лица, которые на основании ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ <1> могут осуществлять передачу информации, обеспечивать возможность размещения материала, предоставлять возможность доступа к материалу или информации с использованием сети Интернет <2>. Применение термина в отношении владельцев торговых агрегаторов обосновывается судебной практикой. Информационными посредниками были признаны владельцы и операторы таких крупнейших маркетплейсов России <3> (что обусловило их выбор), как Ozon <4>, Wildberries <5>, Яндекс.Маркет <6>. С развитием маркетплейсов, принятием ими на себя новых ролей (продажа товаров/услуг) Верховный Суд РФ в п. 77 Постановления от 23 апреля 2019 г. N 10 <7> указал: для установления статуса информационного посредника в случае осуществления лицом нескольких видов деятельности статус должен устанавливаться отдельно в отношении каждого вида деятельности.
Статья: Электронная (дистанционная) торговля и ее элементы: анализ действующего регулирования и законодательных инициатив
(Савенко Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Позднее, в 2024 г., был инициирован законопроект N 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части введения правового регулирования деятельности агрегаторов информации о товарах) <29>.
(Савенко Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Позднее, в 2024 г., был инициирован законопроект N 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части введения правового регулирования деятельности агрегаторов информации о товарах) <29>.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Е.А. Абросимова отмечает, что агрегаторы, являясь организаторами торгового оборота, предоставляют услуги, направленные на вступление в договорные правоотношения участниками рынка <149>. Агрегаторы обеспечивают включение субъектов в цифровую экосистему. Можно ли охарактеризовать пользовательское соглашение как организационный договор?
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Е.А. Абросимова отмечает, что агрегаторы, являясь организаторами торгового оборота, предоставляют услуги, направленные на вступление в договорные правоотношения участниками рынка <149>. Агрегаторы обеспечивают включение субъектов в цифровую экосистему. Можно ли охарактеризовать пользовательское соглашение как организационный договор?
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками проекта Закона 2019 г. N 173-ФЗ, на рынке платежных услуг также получили распространение бизнес-модели эквайринга, в рамках которых платежные агрегаторы на основании договоров с банками обеспечивают обработку информации по операциям с платежными картами, электронными кошельками в пользу торгово-сервисных предприятий (по экспертным оценкам - до 40 тысяч) и участвуют в расчетах по таким операциям; в целях развития инфраструктуры эквайринга и повышения его доступности для предприятий малого и среднего бизнеса предлагается регулировать деятельность платежных агрегаторов как банковских платежных агентов. Законопроектом устанавливаются обязанности платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении перевода денежных средств; для случаев участия платежного агрегатора в расчетах с торгово-сервисными предприятиями законопроектом дополнительно предусмотрена обязанность платежного агрегатора по использованию отдельного специального банковского счета, а также установлен его режим.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками проекта Закона 2019 г. N 173-ФЗ, на рынке платежных услуг также получили распространение бизнес-модели эквайринга, в рамках которых платежные агрегаторы на основании договоров с банками обеспечивают обработку информации по операциям с платежными картами, электронными кошельками в пользу торгово-сервисных предприятий (по экспертным оценкам - до 40 тысяч) и участвуют в расчетах по таким операциям; в целях развития инфраструктуры эквайринга и повышения его доступности для предприятий малого и среднего бизнеса предлагается регулировать деятельность платежных агрегаторов как банковских платежных агентов. Законопроектом устанавливаются обязанности платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении перевода денежных средств; для случаев участия платежного агрегатора в расчетах с торгово-сервисными предприятиями законопроектом дополнительно предусмотрена обязанность платежного агрегатора по использованию отдельного специального банковского счета, а также установлен его режим.