Торговля табачными изделиями
Подборка наиболее важных документов по запросу Торговля табачными изделиями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Проект о введении лицензий на розничную продажу сигарет внесен в Госдуму (01.10.2025)
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- о реализации товаров, свободная продажа которых запрещена, в том числе о реализации алкогольной продукции, табачных изделий, этилированного бензина, изделий из драгоценных металлов и камней, агрохимикатов, донорских органов, огнестрельного боевого оружия, лекарственных средств и медицинских изделий без рецептов, продаже устройств, препятствующих видеофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- о реализации товаров, свободная продажа которых запрещена, в том числе о реализации алкогольной продукции, табачных изделий, этилированного бензина, изделий из драгоценных металлов и камней, агрохимикатов, донорских органов, огнестрельного боевого оружия, лекарственных средств и медицинских изделий без рецептов, продаже устройств, препятствующих видеофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
Последние изменения: Соблюдение правил розничной торговли
(КонсультантПлюс, 2025)Введена административная ответственность за несоблюдение других запретов, в том числе в области розничной торговли табачными изделиями, табачной и никотинсодержащей продукцией, помимо указанной в специальных составах КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Введена административная ответственность за несоблюдение других запретов, в том числе в области розничной торговли табачными изделиями, табачной и никотинсодержащей продукцией, помимо указанной в специальных составах КоАП РФ.
Статья: Вопросы предупреждения незаконного оборота табачной продукции
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)В юридической литературе серьезное внимание уделяется проблеме предупреждения оборота сфальсифицированной и контрафактной (произведенной с нарушением исключительных прав) продукции <1>. В последние годы возросла актуальность предупреждения незаконного оборота табака и табачных изделий. Внесены значительные изменения в концептуальные документы, законодательство и правоприменительную практику. В 2019 г. была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу <2>. Концепция разработана в соответствии со ст. 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Утверждение Конвенции явилось необходимой составляющей демографической политики России на формирование здорового образа жизни, мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактики курения табака, сокращения показателей смертности. В Концепции употребление табака рассматривается в качестве одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. Несравненно больший вред приносит использование сфальсифицированной и контрафактной табачной продукции. Как отмечено к Концепции, основными методами незаконной торговли табаком и табачными изделиями являются продажа контрафактных, произведенных нелегально табачных изделий, с использованием контрафактных акцизных и специальных марок через официальные торговые сети, и нелегальная продажа контрафактных табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок или без них. Мерами по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями являются: ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку; обеспечение маркировки табачных изделий в соответствии с установленными требованиями, повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями; уничтожение конфискованного производственного оборудования, контрафактных и контрабандных табачных изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация работы межведомственной экспертной группы по незаконной торговле, нелегальному производству и контрабанде табачных изделий; осуществление межведомственного, регионального и международного сотрудничества, необходимого для недопущения незаконной торговли табачными изделиями; осуществление международного сотрудничества в области мониторинга и сбора данных о трансграничной торговле табачными изделиями, включая незаконную торговлю, а также обмен информацией между таможенными, налоговыми и иными органами в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями; оценка эффективности мер по пресечению незаконной торговли табачными изделиями, постоянное совершенствование таких мер.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)В юридической литературе серьезное внимание уделяется проблеме предупреждения оборота сфальсифицированной и контрафактной (произведенной с нарушением исключительных прав) продукции <1>. В последние годы возросла актуальность предупреждения незаконного оборота табака и табачных изделий. Внесены значительные изменения в концептуальные документы, законодательство и правоприменительную практику. В 2019 г. была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу <2>. Концепция разработана в соответствии со ст. 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Утверждение Конвенции явилось необходимой составляющей демографической политики России на формирование здорового образа жизни, мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактики курения табака, сокращения показателей смертности. В Концепции употребление табака рассматривается в качестве одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. Несравненно больший вред приносит использование сфальсифицированной и контрафактной табачной продукции. Как отмечено к Концепции, основными методами незаконной торговли табаком и табачными изделиями являются продажа контрафактных, произведенных нелегально табачных изделий, с использованием контрафактных акцизных и специальных марок через официальные торговые сети, и нелегальная продажа контрафактных табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок или без них. Мерами по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями являются: ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку; обеспечение маркировки табачных изделий в соответствии с установленными требованиями, повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями; уничтожение конфискованного производственного оборудования, контрафактных и контрабандных табачных изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация работы межведомственной экспертной группы по незаконной торговле, нелегальному производству и контрабанде табачных изделий; осуществление межведомственного, регионального и международного сотрудничества, необходимого для недопущения незаконной торговли табачными изделиями; осуществление международного сотрудничества в области мониторинга и сбора данных о трансграничной торговле табачными изделиями, включая незаконную торговлю, а также обмен информацией между таможенными, налоговыми и иными органами в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями; оценка эффективности мер по пресечению незаконной торговли табачными изделиями, постоянное совершенствование таких мер.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Так, главой 42 ТК РФ предусмотрен запрет на применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Как известно, торговля через Интернет отдельными видами вышеуказанной продукции является весьма прибыльным занятием. При приеме на работу несовершеннолетнего работника необходимо проведение предварительного медицинского осмотра, который в дальнейшем проводится ежегодно (статья 266 ТК РФ).
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Так, главой 42 ТК РФ предусмотрен запрет на применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Как известно, торговля через Интернет отдельными видами вышеуказанной продукции является весьма прибыльным занятием. При приеме на работу несовершеннолетнего работника необходимо проведение предварительного медицинского осмотра, который в дальнейшем проводится ежегодно (статья 266 ТК РФ).
Статья: Запрещать или не запрещать: табак и права человека в XXI веке
(Паршенко В.Н.)
("Закон", 2024, N 12)В 2022 году парламент Новой Зеландии принял поистине исторический акт, запретивший продавать табачные изделия лицам, родившимся после 1 января 2009 года <14>. Страна планировала постепенно стать полностью свободной от курения, изначально не позволяя молодому поколению пристраститься к табаку. Однако уже в 2024 году данный Закон в срочном порядке был отменен <15>, прежде всего по экономическим причинам (сокращение доходов государства вследствие введения запрета), но были также упомянуты риски возникновения подпольного табачного рынка и повышения преступности в случае применения подобных запретов. Так или иначе, решение вызвало неоднозначные реакции общественности <16>. Оппозиционные партии высказались о нем крайне негативно, представители коренного населения выразили обеспокоенность тем, что отмена Закона произошла без консультации с коренным населением и без учета вреда, который будет нанесен им <17>. Кроме того, предполагается, что отмена Закона приведет к гибели тысяч людей и увеличению разрыва в продолжительности жизни между коренным и некоренным населением <18>.
(Паршенко В.Н.)
("Закон", 2024, N 12)В 2022 году парламент Новой Зеландии принял поистине исторический акт, запретивший продавать табачные изделия лицам, родившимся после 1 января 2009 года <14>. Страна планировала постепенно стать полностью свободной от курения, изначально не позволяя молодому поколению пристраститься к табаку. Однако уже в 2024 году данный Закон в срочном порядке был отменен <15>, прежде всего по экономическим причинам (сокращение доходов государства вследствие введения запрета), но были также упомянуты риски возникновения подпольного табачного рынка и повышения преступности в случае применения подобных запретов. Так или иначе, решение вызвало неоднозначные реакции общественности <16>. Оппозиционные партии высказались о нем крайне негативно, представители коренного населения выразили обеспокоенность тем, что отмена Закона произошла без консультации с коренным населением и без учета вреда, который будет нанесен им <17>. Кроме того, предполагается, что отмена Закона приведет к гибели тысяч людей и увеличению разрыва в продолжительности жизни между коренным и некоренным населением <18>.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме всего прочего, обязательному применению подлежит Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" <11>, который запрещает продажу табачных изделий через торговые автоматы. Равно как запрещается реализовывать через торговые автоматы алкогольную продукцию. Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ <12> не допускается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых (вендинговых) автоматов.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме всего прочего, обязательному применению подлежит Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" <11>, который запрещает продажу табачных изделий через торговые автоматы. Равно как запрещается реализовывать через торговые автоматы алкогольную продукцию. Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ <12> не допускается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых (вендинговых) автоматов.
Готовое решение: Какие штрафы (иные административные наказания) могут назначить за нарушение требований, которые проверяет Роспотребнадзор
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение ограничений и (или) нарушение запретов в сфере розничной торговли табачными изделиями, табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией и сырьем для их производства, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции (за исключением предусмотренных случаев)
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение ограничений и (или) нарушение запретов в сфере розничной торговли табачными изделиями, табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией и сырьем для их производства, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции (за исключением предусмотренных случаев)
Статья: Табачная и никотинсодержащая продукция как объекты гражданского оборота
(Перехожих И.В.)
("Цивилист", 2024, N 6)<20> В 2013 - 2017 гг. продажи табачных изделий в России снизились на 28,6%: с 18,3 до 13,1 млрд упаковок. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10219/ (дата обращения: 05.04.2024).
(Перехожих И.В.)
("Цивилист", 2024, N 6)<20> В 2013 - 2017 гг. продажи табачных изделий в России снизились на 28,6%: с 18,3 до 13,1 млрд упаковок. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10219/ (дата обращения: 05.04.2024).
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле суд указал, что договор аренды торговых площадей не является публичным договором, устанавливающим обязанность коммерческой организации по оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. Владелец торгового комплекса при сдаче в аренду торговых площадей самостоятельно по своему усмотрению выбирает бизнес-партнеров, исходя из экономической выгоды, учитывая потребность населения в приобретении определенных товаров, целесообразность продажи одних товаров в непосредственной близости друг от друга и т.п. Для создания покупательского потока в торговом комплексе владелец заинтересован в разнообразном сочетании торговых секций и привлечении на свой объект арендаторов, реализующих товары и услуги, которые бы дополняли друг друга. В условиях конкурентной борьбы за необходимых ему арендаторов (популярных у покупателей) с иными торговыми центрами владелец иногда вынужден идти на ограничение своих прав, предоставляя арендаторам какие-либо эксклюзивные права (например, исключительное право на торговлю определенной группой товаров или услуг) <52>. В данном случае в целях привлечения крупного арендатора, способного занять практически всю выделяемую арендодателем в торговом комплексе площадь под реализацию продуктов питания на длительный срок, при заключении договора аренды арендодатель фактически гарантировал арендатору отсутствие на период действия договора в торговом комплексе иных продавцов, реализующих продовольственные товары (за исключением тех, которые уже осуществляли такую деятельность, в том числе с применением автоматов по продаже табачных изделий, жевательной резинки, специй и приправ, газированных напитков, мороженого, кислородного коктейля).
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле суд указал, что договор аренды торговых площадей не является публичным договором, устанавливающим обязанность коммерческой организации по оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. Владелец торгового комплекса при сдаче в аренду торговых площадей самостоятельно по своему усмотрению выбирает бизнес-партнеров, исходя из экономической выгоды, учитывая потребность населения в приобретении определенных товаров, целесообразность продажи одних товаров в непосредственной близости друг от друга и т.п. Для создания покупательского потока в торговом комплексе владелец заинтересован в разнообразном сочетании торговых секций и привлечении на свой объект арендаторов, реализующих товары и услуги, которые бы дополняли друг друга. В условиях конкурентной борьбы за необходимых ему арендаторов (популярных у покупателей) с иными торговыми центрами владелец иногда вынужден идти на ограничение своих прав, предоставляя арендаторам какие-либо эксклюзивные права (например, исключительное право на торговлю определенной группой товаров или услуг) <52>. В данном случае в целях привлечения крупного арендатора, способного занять практически всю выделяемую арендодателем в торговом комплексе площадь под реализацию продуктов питания на длительный срок, при заключении договора аренды арендодатель фактически гарантировал арендатору отсутствие на период действия договора в торговом комплексе иных продавцов, реализующих продовольственные товары (за исключением тех, которые уже осуществляли такую деятельность, в том числе с применением автоматов по продаже табачных изделий, жевательной резинки, специй и приправ, газированных напитков, мороженого, кислородного коктейля).
Готовое решение: Соблюдение каких требований проверяет Роспотребнадзор
(КонсультантПлюс, 2025)запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним (ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья от воздействия табака);
(КонсультантПлюс, 2025)запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним (ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья от воздействия табака);