Торговля маркированными товарами 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Торговля маркированными товарами 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2024 N 16АП-3072/2023 по делу N А18-637/2023
Требование: О взыскании денежных средств, перечисленных по платежным поручениям в рамках государственного контракта на поставку лекарственных средств.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Реализация организациями оптовой торговли аптечными организациями после 1 июля 2020 года поступившего от дистрибьютора маркированного товара, произведенного до 1 июля 2020 года, в отношении которого на момент поставки в системе мониторинга отсутствовали сведения о нахождении на балансе грузоотправителя, без передачи соответствующих сведений в систему мониторинга не является нарушением и соответственно не может являться основанием признания лекарственного средства контрафактным.
Требование: О взыскании денежных средств, перечисленных по платежным поручениям в рамках государственного контракта на поставку лекарственных средств.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Реализация организациями оптовой торговли аптечными организациями после 1 июля 2020 года поступившего от дистрибьютора маркированного товара, произведенного до 1 июля 2020 года, в отношении которого на момент поставки в системе мониторинга отсутствовали сведения о нахождении на балансе грузоотправителя, без передачи соответствующих сведений в систему мониторинга не является нарушением и соответственно не может являться основанием признания лекарственного средства контрафактным.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 N 16АП-3088/2023 по делу N А18-638/2023
Требование: О признании товара, поставленного в рамках государственного контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме, на основании протокола контрафактным, о расторжении государственного контракта, о взыскании денежных средств, перечисленных по государственному контракту.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.В соответствии с законодательством Российской Федерации представление субъектами обращения лекарственных средств в систему мониторинга сведений о действиях с маркированными лекарственными препаратами до 1 июля 2020 года не носило обязательный характер. Таким образом, перемещение маркированных лекарственных препаратов по товаропроводящей цепи в указанный период могло не отражаться на балансе участников в системе мониторинга. Реализация организациями оптовой торговли аптечными организациями после 1 июля 2020 года поступившего от дистрибьютора маркированного товара, произведенного до 1 июля 2020 года, в отношении которого на момент поставки в системе мониторинга отсутствовали сведения о нахождении на балансе грузоотправителя, без передачи соответствующих сведений в систему мониторинга не является нарушением и соответственно не может являться основанием признания лекарственного средства контрафактным.
Требование: О признании товара, поставленного в рамках государственного контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме, на основании протокола контрафактным, о расторжении государственного контракта, о взыскании денежных средств, перечисленных по государственному контракту.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.В соответствии с законодательством Российской Федерации представление субъектами обращения лекарственных средств в систему мониторинга сведений о действиях с маркированными лекарственными препаратами до 1 июля 2020 года не носило обязательный характер. Таким образом, перемещение маркированных лекарственных препаратов по товаропроводящей цепи в указанный период могло не отражаться на балансе участников в системе мониторинга. Реализация организациями оптовой торговли аптечными организациями после 1 июля 2020 года поступившего от дистрибьютора маркированного товара, произведенного до 1 июля 2020 года, в отношении которого на момент поставки в системе мониторинга отсутствовали сведения о нахождении на балансе грузоотправителя, без передачи соответствующих сведений в систему мониторинга не является нарушением и соответственно не может являться основанием признания лекарственного средства контрафактным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы ведете розничную торговлю любыми другими маркируемыми товарами, применять ПСН по такой деятельности не запрещено (Письма Минфина России от 28.09.2021 N 03-11-11/78436, от 03.12.2020 N 03-11-11/105746, от 23.12.2019 N 03-11-11/100566, от 06.12.2019 N 03-11-09/95030 (направлено Письмом ФНС России от 16.12.2019 N СД-4-3/25905@)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы ведете розничную торговлю любыми другими маркируемыми товарами, применять ПСН по такой деятельности не запрещено (Письма Минфина России от 28.09.2021 N 03-11-11/78436, от 03.12.2020 N 03-11-11/105746, от 23.12.2019 N 03-11-11/100566, от 06.12.2019 N 03-11-09/95030 (направлено Письмом ФНС России от 16.12.2019 N СД-4-3/25905@)).
Вопрос: С какого момента обязательна маркировка обуви и правомерна ли продажа остатков немаркированной обуви после обязательной маркировки?
(Консультация эксперта, 2023)При этом до 01.06.2021 участники оборота обувных товаров были вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении обувных товаров по состоянию на 01.07.2020 (остатков обувных товаров), маркировать их средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи) при соблюдении условий, предусмотренных п. 58(1) Правил, и вводить их в оборот не позднее 15.06.2021. В случае если участник оборота обувных товаров в указанный срок не направил в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды маркировки таких обувных товаров аннулировались (п. 6 Постановления N 860).
(Консультация эксперта, 2023)При этом до 01.06.2021 участники оборота обувных товаров были вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении обувных товаров по состоянию на 01.07.2020 (остатков обувных товаров), маркировать их средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи) при соблюдении условий, предусмотренных п. 58(1) Правил, и вводить их в оборот не позднее 15.06.2021. В случае если участник оборота обувных товаров в указанный срок не направил в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды маркировки таких обувных товаров аннулировались (п. 6 Постановления N 860).
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Согласно преамбуле Соглашения его целью является обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение. Направленность Соглашения на защиту прав потребителей соответствует статье 61 Договора о реализации согласованной политики в данной области. Соглашение для обеспечения свободы движения и законного оборота товаров в рамках ЕАЭС развивает нормы статьи 4 Договора о формировании единого рынка товаров и статей 28 и 29 Договора о запрете применения в Союзе мер нетарифного регулирования. Данный вывод подтверждается положениями преамбулы Распоряжения Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 года N 11 "О ходе реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и дальнейшем развитии системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе" (далее - Распоряжение N 11), связывающей применение Соглашения со свободным передвижением товаров в соответствии с положениями статьи 28 Договора и созданием равных условий для хозяйствующих субъектов ЕАЭС (пункт 1 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 30 мая 2023 года по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Согласно преамбуле Соглашения его целью является обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение. Направленность Соглашения на защиту прав потребителей соответствует статье 61 Договора о реализации согласованной политики в данной области. Соглашение для обеспечения свободы движения и законного оборота товаров в рамках ЕАЭС развивает нормы статьи 4 Договора о формировании единого рынка товаров и статей 28 и 29 Договора о запрете применения в Союзе мер нетарифного регулирования. Данный вывод подтверждается положениями преамбулы Распоряжения Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 года N 11 "О ходе реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и дальнейшем развитии системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе" (далее - Распоряжение N 11), связывающей применение Соглашения со свободным передвижением товаров в соответствии с положениями статьи 28 Договора и созданием равных условий для хозяйствующих субъектов ЕАЭС (пункт 1 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 30 мая 2023 года по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь).
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)В то же время в НК РФ появились нормы, регулирующие электронный документооборот в обязательном порядке для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме (указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу) <16>. Также счета-фактуры при обороте товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости <17>, оформляются исключительно в электронной форме. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" <18> внес правки в НК РФ, согласно которым при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться только в электронной форме, за исключением реализации товаров, подлежащих прослеживаемости физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход и др.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)В то же время в НК РФ появились нормы, регулирующие электронный документооборот в обязательном порядке для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме (указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу) <16>. Также счета-фактуры при обороте товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости <17>, оформляются исключительно в электронной форме. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" <18> внес правки в НК РФ, согласно которым при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться только в электронной форме, за исключением реализации товаров, подлежащих прослеживаемости физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход и др.
Статья: Оборот немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ) как вид незаконной предпринимательской деятельности: теория и практика применения
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)<2> Маркировка товаров легкой промышленности в 2020 г. - перечень товаров и сроки маркировки. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ddbaf033112ab60c73583d4/markirovka-tovarov-legkoi-promyshlennosti-v-2020-godu--perechen-tovarov-i-sroki-markirovki-5f3f68935b9ece52c5771266 (дата обращения: 25.04.2021).
(Гладких В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)<2> Маркировка товаров легкой промышленности в 2020 г. - перечень товаров и сроки маркировки. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ddbaf033112ab60c73583d4/markirovka-tovarov-legkoi-promyshlennosti-v-2020-godu--perechen-tovarov-i-sroki-markirovki-5f3f68935b9ece52c5771266 (дата обращения: 25.04.2021).
Готовое решение: Как проводится обязательная маркировка товаров
(КонсультантПлюс, 2025)В кассовых чеках при реализации маркированных товаров реквизит "код товара" нужно заполнять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 N 174, а также с правилами, установленными ФНС России. Его содержание зависит от того, в какой форме составляется кассовый чек - электронной или печатной. Согласно разъяснениям ФНС России при расчетах за маркированные товары каждая товарная позиция указывается в чеке отдельно (Письмо от 18.02.2020 N АБ-4-20/2810@).
(КонсультантПлюс, 2025)В кассовых чеках при реализации маркированных товаров реквизит "код товара" нужно заполнять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 N 174, а также с правилами, установленными ФНС России. Его содержание зависит от того, в какой форме составляется кассовый чек - электронной или печатной. Согласно разъяснениям ФНС России при расчетах за маркированные товары каждая товарная позиция указывается в чеке отдельно (Письмо от 18.02.2020 N АБ-4-20/2810@).
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке
(КонсультантПлюс, 2025)Если платежный агент (платежный банковский агент) осуществляет расчеты за маркированные товары, кассовый чек должен содержать реквизит "код товара" (тег 1162 для версий ФФД 1.05 и 1.1 либо "код товара" тег 1163 для ФФД версии 1.2) и другие реквизиты, установленные Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@. Кроме того, необходимо формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ. Эти документы передаются оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных (Письма ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958, от 03.06.2021 N АБ-4-20/7756@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если платежный агент (платежный банковский агент) осуществляет расчеты за маркированные товары, кассовый чек должен содержать реквизит "код товара" (тег 1162 для версий ФФД 1.05 и 1.1 либо "код товара" тег 1163 для ФФД версии 1.2) и другие реквизиты, установленные Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@. Кроме того, необходимо формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ. Эти документы передаются оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных (Письма ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958, от 03.06.2021 N АБ-4-20/7756@).
Последние изменения: Применение ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае кассовый чек должен содержать реквизит "код товара" (тег 1163 для ФФД версии 1.2) и другие реквизиты, установленные Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@. Кроме того, необходимо формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ.
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае кассовый чек должен содержать реквизит "код товара" (тег 1163 для ФФД версии 1.2) и другие реквизиты, установленные Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@. Кроме того, необходимо формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ.
Вопрос: Организация является производителем погрузчиков, покупает для производимой техники маркированные шины. Должна ли организация регистрироваться в системе "Честный знак" и передавать информацию о маркированных товарах при реализации погрузчиков?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: По нашему мнению, организация не обязана регистрироваться в информационной системе мониторинга "Честный знак", поскольку в данном случае организация - производитель погрузчиков не признается участником оборота шин. В данном случае шины не являются самостоятельным объектом реализации, а являются составной частью другого товара (погрузчика) с собственным номером товарной номенклатуры. Следовательно, правила о маркировке в этом случае не применяются.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: По нашему мнению, организация не обязана регистрироваться в информационной системе мониторинга "Честный знак", поскольку в данном случае организация - производитель погрузчиков не признается участником оборота шин. В данном случае шины не являются самостоятельным объектом реализации, а являются составной частью другого товара (погрузчика) с собственным номером товарной номенклатуры. Следовательно, правила о маркировке в этом случае не применяются.
Последние изменения: Маркировка непродовольственных товаров в ГИС "Честный знак"
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 июня 2021 г. участники оборота обувных товаров могут хранить и транспортировать находившиеся у них по состоянию на 1 июля 2020 г. во владении (пользовании, распоряжении) товары (их остатки), маркировать их для последующей реализации (продажи), соблюдая определенные условия, и вводить их в оборот не позднее 15 июня 2021 г. Если участник оборота в указанный срок не направляет в систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды их маркировки аннулируются (п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 июня 2021 г. участники оборота обувных товаров могут хранить и транспортировать находившиеся у них по состоянию на 1 июля 2020 г. во владении (пользовании, распоряжении) товары (их остатки), маркировать их для последующей реализации (продажи), соблюдая определенные условия, и вводить их в оборот не позднее 15 июня 2021 г. Если участник оборота в указанный срок не направляет в систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды их маркировки аннулируются (п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)объемы производств и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением;
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)объемы производств и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением;
Статья: Истребование судом сведений о стоимости и количестве контрафакта в контексте принципа состязательности
(Бутенко С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 6)Автор в своей практике столкнулась с весьма вольным пониманием того инструментария, который предложил сторонам гражданских споров ВС РФ. Так, в судебном споре N А45-28148/2020, рассматриваемом в Арбитражном суде Новосибирской области, истец, правообладатель товарных знаков "Деревенский" и "Деревенская", заявил в суд ходатайство об истребовании у ответчика "информации о количестве реализованных ответчиком товаров, маркированных обозначениями "Деревенская", "Деревенский", "Деревенское", "Деревенские", а также стоимости единицы товара и общую стоимость этих товаров". Правообладатель требует взыскать компенсацию в размере 850 000 рублей за три года, предшествовавшие направлению досудебной претензии. Никаких товарных и кассовых чеков, накладных, счетов-фактур, подтверждающих введение контрафактного товара в гражданский оборот в дело, истцом представлено не было. В качестве доказательств предполагаемого правонарушения приобщались скриншот с предполагаемого сайта ответчика, несколько недатированных предложений о продаже товара на сторонних ресурсах третьих лиц, а также давнишний онлайн-отзыв потребителя о покупке товара. Правообладатель не предпринимал попытки установить стоимость и объем предполагаемого контрафакта самостоятельно, например, направляя запросы в крупные сети ритейла или Федеральную таможенную службу. Истец, исходя только из данных бухгалтерской отчетности оппонента (крупного завода, выпускающего десятки наименований продукции), предполагает, что ответчик произвел контрафакт на 300 миллионов. Нет никаких сомнений, что по предоставлении искомых сведений и при условии, что ответчик действительно индивидуализировал свои изделия товарными знаками, истец многократно увеличит размер исковых требований, обретя силами оппонента необходимую доказательственную базу.
(Бутенко С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 6)Автор в своей практике столкнулась с весьма вольным пониманием того инструментария, который предложил сторонам гражданских споров ВС РФ. Так, в судебном споре N А45-28148/2020, рассматриваемом в Арбитражном суде Новосибирской области, истец, правообладатель товарных знаков "Деревенский" и "Деревенская", заявил в суд ходатайство об истребовании у ответчика "информации о количестве реализованных ответчиком товаров, маркированных обозначениями "Деревенская", "Деревенский", "Деревенское", "Деревенские", а также стоимости единицы товара и общую стоимость этих товаров". Правообладатель требует взыскать компенсацию в размере 850 000 рублей за три года, предшествовавшие направлению досудебной претензии. Никаких товарных и кассовых чеков, накладных, счетов-фактур, подтверждающих введение контрафактного товара в гражданский оборот в дело, истцом представлено не было. В качестве доказательств предполагаемого правонарушения приобщались скриншот с предполагаемого сайта ответчика, несколько недатированных предложений о продаже товара на сторонних ресурсах третьих лиц, а также давнишний онлайн-отзыв потребителя о покупке товара. Правообладатель не предпринимал попытки установить стоимость и объем предполагаемого контрафакта самостоятельно, например, направляя запросы в крупные сети ритейла или Федеральную таможенную службу. Истец, исходя только из данных бухгалтерской отчетности оппонента (крупного завода, выпускающего десятки наименований продукции), предполагает, что ответчик произвел контрафакт на 300 миллионов. Нет никаких сомнений, что по предоставлении искомых сведений и при условии, что ответчик действительно индивидуализировал свои изделия товарными знаками, истец многократно увеличит размер исковых требований, обретя силами оппонента необходимую доказательственную базу.
Последние изменения: Патентная система налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, в заявление включено дополнительное основание утраты данного права, поскольку с 1 января 2020 г. к розничной торговле в целях ПСН не относится реализация отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, в заявление включено дополнительное основание утраты данного права, поскольку с 1 января 2020 г. к розничной торговле в целях ПСН не относится реализация отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.