Торговая марка учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Торговая марка учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 N 88-11227/2024 (УИД 77RS0031-02-2022-012597-11)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на некачественное оказание ответчиком услуги по ремонту обуви.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Согласно экспертному заключению N Т-1660 от ДД.ММ.ГГГГ, износ обуви до начала работ по ремонту составлял не менее 50%. Стоимость представленной одной пары обуви сандалии женские торговой марки "Tods", на момент сдачи в ремонт (октябрь 2021 года) с учетом износа составляет 21 474 руб. Вид и полноту услуг по ремонту обуви, а именно - сандалий коричневого цвета фирмы "Tods", установить не представляется возможным, так как отсутствует надлежащим образом оформленная приемная квитанция - договор. Согласно данным, полученным в ходе настоящей экспертизы, ответчиком фактически произведен следующий ремонт: установка профилактической наклейки - восстановление несквозного износа подошвы. Ремонт проведен качественно, без нарушения стандартной технологии ремонта, расщелин и выливов клея не имеется, срезы ровно обрезаны и хорошо ошлифованы. Заработка обтяжки основной стельки с применением "живой кожи". Ремонт выполнен качественно, без нарушения стандартной технологии ремонта и соответствует п. 5.10 ФИО10 51660-2000. Обувь имеет неустранимые повреждения, а именно изменение внешнего вида - сдир лицевого слоя кожи межпальцевой перемычки левой полупары, не заделанный жидкой кожей. Деталь при эксплуатации имеет контакт с кожей человека. Повреждение имеет устранимый характер. Три локальных повреждения заливки среза кромки деталей союзки левой полупары в виде сдиров. Повреждения не заработано. Имеет устранимый характер. Установить по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, входили ли в состав ремонта не устраненные повреждения, не представляется возможным из-за отсутствия исходных данных в материалах гражданского дела. Поэтому отнести вышеперечисленные не устраненные повреждения к недостаткам не представляется возможным. Рыночная стоимость ремонта выявленных дефектов составляет 3 250 руб. Полная или частичная утрата (повреждение) сандалий вследствие произведенного ответчиком ремонта не произошла. Экспертами не устанавливалось наличие следов зубов животных на сандалиях в связи с невозможностью надлежащей идентификации таких повреждений и в связи с отсутствием стандартизированной методики подобного товарного исследования. Величину "исправления потертости в области носка" установить не представляется возможным из-за неполноты данных и отсутствия надлежащим образом оформленной приемной квитанции - договора. Ответчиком произведена заработка повреждений обтяжки основной стельки на обеих полупарах путем нанесения "жидкой кожи". Данные о том, является эта заработка основной (основным видом ремонта) или дополнительной (дополнительным видом ремонта) - в материалах дела отсутствуют.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на некачественное оказание ответчиком услуги по ремонту обуви.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Согласно экспертному заключению N Т-1660 от ДД.ММ.ГГГГ, износ обуви до начала работ по ремонту составлял не менее 50%. Стоимость представленной одной пары обуви сандалии женские торговой марки "Tods", на момент сдачи в ремонт (октябрь 2021 года) с учетом износа составляет 21 474 руб. Вид и полноту услуг по ремонту обуви, а именно - сандалий коричневого цвета фирмы "Tods", установить не представляется возможным, так как отсутствует надлежащим образом оформленная приемная квитанция - договор. Согласно данным, полученным в ходе настоящей экспертизы, ответчиком фактически произведен следующий ремонт: установка профилактической наклейки - восстановление несквозного износа подошвы. Ремонт проведен качественно, без нарушения стандартной технологии ремонта, расщелин и выливов клея не имеется, срезы ровно обрезаны и хорошо ошлифованы. Заработка обтяжки основной стельки с применением "живой кожи". Ремонт выполнен качественно, без нарушения стандартной технологии ремонта и соответствует п. 5.10 ФИО10 51660-2000. Обувь имеет неустранимые повреждения, а именно изменение внешнего вида - сдир лицевого слоя кожи межпальцевой перемычки левой полупары, не заделанный жидкой кожей. Деталь при эксплуатации имеет контакт с кожей человека. Повреждение имеет устранимый характер. Три локальных повреждения заливки среза кромки деталей союзки левой полупары в виде сдиров. Повреждения не заработано. Имеет устранимый характер. Установить по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, входили ли в состав ремонта не устраненные повреждения, не представляется возможным из-за отсутствия исходных данных в материалах гражданского дела. Поэтому отнести вышеперечисленные не устраненные повреждения к недостаткам не представляется возможным. Рыночная стоимость ремонта выявленных дефектов составляет 3 250 руб. Полная или частичная утрата (повреждение) сандалий вследствие произведенного ответчиком ремонта не произошла. Экспертами не устанавливалось наличие следов зубов животных на сандалиях в связи с невозможностью надлежащей идентификации таких повреждений и в связи с отсутствием стандартизированной методики подобного товарного исследования. Величину "исправления потертости в области носка" установить не представляется возможным из-за неполноты данных и отсутствия надлежащим образом оформленной приемной квитанции - договора. Ответчиком произведена заработка повреждений обтяжки основной стельки на обеих полупарах путем нанесения "жидкой кожи". Данные о том, является эта заработка основной (основным видом ремонта) или дополнительной (дополнительным видом ремонта) - в материалах дела отсутствуют.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 N 01АП-1891/2023 по делу N А43-21286/2022
Требование: О признании недействительными решений таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Светильники торговой марки VARTON более известны в Российской Федерации, чем светильники торговой марки RSV, что не свидетельствует о том, что светильники торговой марки VARTON являются более "дорогим брендом". С учетом технических характеристик (материал корпуса), светильники торговой марки RSV являются более дорогостоящими (материал корпуса, класс защиты, гарантия, температура эксплуатации).
Требование: О признании недействительными решений таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Светильники торговой марки VARTON более известны в Российской Федерации, чем светильники торговой марки RSV, что не свидетельствует о том, что светильники торговой марки VARTON являются более "дорогим брендом". С учетом технических характеристик (материал корпуса), светильники торговой марки RSV являются более дорогостоящими (материал корпуса, класс защиты, гарантия, температура эксплуатации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности признания отдельных объектов нематериальных активов с позиции ФСБУ 14/2022
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)1. Манохова С.В. Товарный знак и торговая марка: как учесть? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 11. С. 21 - 32. URL: https://www.audar-info.ru/material/catalogArticle/view/type_id/1/cat_id/4/id/21763/.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)1. Манохова С.В. Товарный знак и торговая марка: как учесть? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 11. С. 21 - 32. URL: https://www.audar-info.ru/material/catalogArticle/view/type_id/1/cat_id/4/id/21763/.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В частности, в одном из источников указывается, что торговый знак (приобретенный по договору отчуждения либо созданный и зарегистрированный торговой организацией самостоятельно) должен быть признан в учете в качестве НМА. Незарегистрированные торговые марки, созданные самой организацией, в том числе с привлечением подрядных организаций, не подлежат признанию в качестве НМА - в учете отражаются расходы от обычных видов деятельности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В частности, в одном из источников указывается, что торговый знак (приобретенный по договору отчуждения либо созданный и зарегистрированный торговой организацией самостоятельно) должен быть признан в учете в качестве НМА. Незарегистрированные торговые марки, созданные самой организацией, в том числе с привлечением подрядных организаций, не подлежат признанию в качестве НМА - в учете отражаются расходы от обычных видов деятельности.
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Реализованы положения Постановления Правительства РФ от 15.02.2025 N 169, в соответствии с которым, в частности, для признания в определенных случаях самостоятельными объектами учета товаров одного наименования, товарного знака, марки, модели, артикула, сорта, отнесенных к одному классификационному коду, исключено требование об одинаковой стоимости данных товаров.
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Реализованы положения Постановления Правительства РФ от 15.02.2025 N 169, в соответствии с которым, в частности, для признания в определенных случаях самостоятельными объектами учета товаров одного наименования, товарного знака, марки, модели, артикула, сорта, отнесенных к одному классификационному коду, исключено требование об одинаковой стоимости данных товаров.
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 364
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В составе затрат на создание бренда учитываются расходы на разработку торговой марки, названия, логотипа, фирменного стиля, рекламных материалов, связанных с созданием или изменением имиджа предприятия (ребрендинг бизнеса), продукта или услуги.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В составе затрат на создание бренда учитываются расходы на разработку торговой марки, названия, логотипа, фирменного стиля, рекламных материалов, связанных с созданием или изменением имиджа предприятия (ребрендинг бизнеса), продукта или услуги.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Заметим, что на нормативном уровне такое требование действительно появилось впервые (в ПБУ 14/2007 подобного правила не было). Однако Минфин России уже много лет как рекомендует применять именно такой подход к бухгалтерскому учету затрат на средства индивидуализации. В п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства" указано, что затраты, понесенные в связи с формированием положительной репутации (привлекательного имиджа) производимой продукции, товаров, работ, услуг (торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п.), признаются в составе НМА только в случае их приобретения (покупки). Затраты на самостоятельное создание таких объектов следует учитывать в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" (как обычные расходы на ведение бизнеса);
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Заметим, что на нормативном уровне такое требование действительно появилось впервые (в ПБУ 14/2007 подобного правила не было). Однако Минфин России уже много лет как рекомендует применять именно такой подход к бухгалтерскому учету затрат на средства индивидуализации. В п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства" указано, что затраты, понесенные в связи с формированием положительной репутации (привлекательного имиджа) производимой продукции, товаров, работ, услуг (торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и т.п.), признаются в составе НМА только в случае их приобретения (покупки). Затраты на самостоятельное создание таких объектов следует учитывать в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" (как обычные расходы на ведение бизнеса);
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Объединенных Арабских Эмиратах
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2023, N 12)Нормы ФДЗ ОАЭ N 32-2021 предусматривают уголовную ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями директора и членов совета директоров при управлении компанией. Помимо этого, к экономическим преступлениям юридических лиц относятся мошенничество (с ценными бумагами, при бухгалтерском учете, в сфере государственных закупок, с банковскими переводами), торговля инсайдерской информацией, растрата, взяточничество, нарушение антимонопольного законодательства (например, сговоры, создание картелей, манипулирование рынком при продаже деривативов), налоговые преступления, а также нарушения в сферах экспортного контроля и незаконного использования торговых марок <20>. К иным следует отнести: экологические преступления, нарушение финансирования кампаний либо порядка выборов, преступления в сфере кибербезопасности <21> и защиты персональных данных, а также в области охраны здоровья и безопасности, миграции, связи и электроэнергетики <22>.
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2023, N 12)Нормы ФДЗ ОАЭ N 32-2021 предусматривают уголовную ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями директора и членов совета директоров при управлении компанией. Помимо этого, к экономическим преступлениям юридических лиц относятся мошенничество (с ценными бумагами, при бухгалтерском учете, в сфере государственных закупок, с банковскими переводами), торговля инсайдерской информацией, растрата, взяточничество, нарушение антимонопольного законодательства (например, сговоры, создание картелей, манипулирование рынком при продаже деривативов), налоговые преступления, а также нарушения в сферах экспортного контроля и незаконного использования торговых марок <20>. К иным следует отнести: экологические преступления, нарушение финансирования кампаний либо порядка выборов, преступления в сфере кибербезопасности <21> и защиты персональных данных, а также в области охраны здоровья и безопасности, миграции, связи и электроэнергетики <22>.
Статья: Новации в учете нематериальных активов
(Никольская Ю.П., Спиридонов А.А.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2022, N 12)Здесь невозможно не затронуть проблему активного рынка. Например, в Рекомендациях для аудиторов <1> указано, что "Федеральные стандарты бухгалтерского учета не содержат определение активного рынка. В связи с этим, исходя из ПБУ 1/2008, признаки наличия или отсутствия активного рынка конкретного вида НМА определяются организацией самостоятельно на основании допущений и требований, приведенных в п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, используя, в первую очередь, МСФО". ФСБУ 14/2022 также не содержит определения активного рынка, при этом, как отмечено в Рекомендациях Минфина, нужно учитывать, что согласно МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" наличие активного рынка исключается в отношении торговых марок, титульных данных газет, прав на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентов или товарных знаков.
(Никольская Ю.П., Спиридонов А.А.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2022, N 12)Здесь невозможно не затронуть проблему активного рынка. Например, в Рекомендациях для аудиторов <1> указано, что "Федеральные стандарты бухгалтерского учета не содержат определение активного рынка. В связи с этим, исходя из ПБУ 1/2008, признаки наличия или отсутствия активного рынка конкретного вида НМА определяются организацией самостоятельно на основании допущений и требований, приведенных в п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, используя, в первую очередь, МСФО". ФСБУ 14/2022 также не содержит определения активного рынка, при этом, как отмечено в Рекомендациях Минфина, нужно учитывать, что согласно МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" наличие активного рынка исключается в отношении торговых марок, титульных данных газет, прав на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентов или товарных знаков.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В основе данного мнения лежит правило о дополнительных начислениях к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, изложенное в подпункте 3 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза <2> (далее - ТК ЕАЭС). Согласно этому положению в цену товара должна включаться часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу. До недавнего времени это правило действовало в случаях, когда цена объекта внешнеторгового контракта изначально формировалась и указывалась в нем с учетом таких понятий, как "бренд", "логотип", "торговая марка" (и других моментов, относящихся к авторскому праву), наличие которых делает товар ликвидным, а также и более дорогим.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В основе данного мнения лежит правило о дополнительных начислениях к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, изложенное в подпункте 3 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза <2> (далее - ТК ЕАЭС). Согласно этому положению в цену товара должна включаться часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу. До недавнего времени это правило действовало в случаях, когда цена объекта внешнеторгового контракта изначально формировалась и указывалась в нем с учетом таких понятий, как "бренд", "логотип", "торговая марка" (и других моментов, относящихся к авторскому праву), наличие которых делает товар ликвидным, а также и более дорогим.
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Учитывая вышеприведенное, авторы дают следующее определение бренда: "Бренд - это широко известная торговая марка, которая содержит фирменное наименование компании и которая при официальной регистрации становится общеизвестным товарным знаком".
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Учитывая вышеприведенное, авторы дают следующее определение бренда: "Бренд - это широко известная торговая марка, которая содержит фирменное наименование компании и которая при официальной регистрации становится общеизвестным товарным знаком".
Статья: Новые объекты НМА: да или нет
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Еще более 10 лет назад Минфин разъяснял, что самостоятельно созданные торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и тому подобное нельзя учитывать в качестве НМА, даже по правилам ПБУ 14/2007 <11>. Однако эта рекомендация игнорировалась большинством организаций, поскольку в ПБУ 14/2007 не было такого запрета. Теперь этот запрет прописан в новом стандарте.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Еще более 10 лет назад Минфин разъяснял, что самостоятельно созданные торговые марки, знаки, названия периодических изданий, флаговые заголовки и тому подобное нельзя учитывать в качестве НМА, даже по правилам ПБУ 14/2007 <11>. Однако эта рекомендация игнорировалась большинством организаций, поскольку в ПБУ 14/2007 не было такого запрета. Теперь этот запрет прописан в новом стандарте.
Вопрос: Платит ли предприятие экологический сбор, если изготовление продукции производится на основе давальческого сырья, а сырье и готовая продукция не являются собственностью предприятия?
(Консультация эксперта, 2023)Кроме того, необходимо учитывать, что изготовитель для предоставления услуги по производству товара (продукции) может использовать оборудование и сырье (в том числе давальческое сырье), принадлежащее обладателю торговой марки, на основании соответствующего договора.
(Консультация эксперта, 2023)Кроме того, необходимо учитывать, что изготовитель для предоставления услуги по производству товара (продукции) может использовать оборудование и сырье (в том числе давальческое сырье), принадлежащее обладателю торговой марки, на основании соответствующего договора.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Облагается ли НДС передача прав на объекты интеллектуальной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 30.05.2014 N 33, состоит в следующем: при применении пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, определяющего в качестве объекта обложения НДС операции по оказанию услуг, необходимо учитывать, что понятие "услуга" включает передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств. Минфин России также указывает, что передача прав на объекты интеллектуальной собственности облагается НДС. Есть судебные акты с аналогичным выводом.
Облагается ли НДС передача прав на объекты интеллектуальной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 30.05.2014 N 33, состоит в следующем: при применении пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, определяющего в качестве объекта обложения НДС операции по оказанию услуг, необходимо учитывать, что понятие "услуга" включает передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств. Минфин России также указывает, что передача прав на объекты интеллектуальной собственности облагается НДС. Есть судебные акты с аналогичным выводом.
Статья: Учет товаров из подменного фонда
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 11)Факт передачи гражданину товара из подменного фонда и последующий его возврат в подменный фонд могут оформляться актами приема-передачи. Форму акта приема-передачи товара из подменного фонда организация также должна разработать самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. В акте целесообразно привести подробное описание состояния товара из подменного фонда: идентификационные признаки (цвет, торговую марку, серийный номер и пр.), комплектность, работоспособность, наличие повреждений и т.п.
(Антонов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 11)Факт передачи гражданину товара из подменного фонда и последующий его возврат в подменный фонд могут оформляться актами приема-передачи. Форму акта приема-передачи товара из подменного фонда организация также должна разработать самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. В акте целесообразно привести подробное описание состояния товара из подменного фонда: идентификационные признаки (цвет, торговую марку, серийный номер и пр.), комплектность, работоспособность, наличие повреждений и т.п.