Толкование нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Толкование нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Локальные нормативные акты по оплате труда
(КонсультантПлюс, 2025)Данные выводы основаны на неверном толковании вышеприведенных нормативно-правовых актов, которые никоим образом не обуславливают обязанность работодателя по индексации заработной платы величиной должностного оклада сотрудника. Индексация является императивной обязанностью ответчика и должна исполняться независимо от установленной трудовым договором величины заработной платы..."
(КонсультантПлюс, 2025)Данные выводы основаны на неверном толковании вышеприведенных нормативно-правовых актов, которые никоим образом не обуславливают обязанность работодателя по индексации заработной платы величиной должностного оклада сотрудника. Индексация является императивной обязанностью ответчика и должна исполняться независимо от установленной трудовым договором величины заработной платы..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.20 "Налоговые ставки" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, единый налог по УСН, поскольку налогоплательщик неправильно применил льготную налоговую ставку, так как на момент регистрации предпринимателя закон Пермского края от 29.11.2021 N 25-ПК "О внесении изменений в закон Пермского края "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", устанавливающий льготную ставку для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, еще не вступил в силу и, следовательно, налогоплательщик был не вправе принять данную льготу. Предприниматель оспорил доначисление, указав, что он соответствовал всем необходимым критериям на момент начисления налога, а именно зарегистрировался после указанной в законе даты и применил ее в необходимом налоговом периоде. Предприниматель указал, что в данном случае имеется неясность в толковании нормативно-правового акта, а все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. Суд указал, что налогоплательщик соответствует критериям для получения льготы по закону N 25-ПК от 29.11.2021, и признал доначисление налогов неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, единый налог по УСН, поскольку налогоплательщик неправильно применил льготную налоговую ставку, так как на момент регистрации предпринимателя закон Пермского края от 29.11.2021 N 25-ПК "О внесении изменений в закон Пермского края "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", устанавливающий льготную ставку для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, еще не вступил в силу и, следовательно, налогоплательщик был не вправе принять данную льготу. Предприниматель оспорил доначисление, указав, что он соответствовал всем необходимым критериям на момент начисления налога, а именно зарегистрировался после указанной в законе даты и применил ее в необходимом налоговом периоде. Предприниматель указал, что в данном случае имеется неясность в толковании нормативно-правового акта, а все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. Суд указал, что налогоплательщик соответствует критериям для получения льготы по закону N 25-ПК от 29.11.2021, и признал доначисление налогов неправомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Темпоральные принципы действия судебных прецедентов, правовых позиций судов, иных актов официального толкования
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)2. Судебное толкование нормативных правовых актов
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)2. Судебное толкование нормативных правовых актов
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"3) исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, при разрешении конкретного дела. При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица. Конституционный Суд Российской Федерации может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"3) исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, при разрешении конкретного дела. При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица. Конституционный Суд Российской Федерации может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ
(ред. от 01.05.2019)
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
(ред. от 01.05.2019)
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья: Об услугах в транспортных терминалах как сфере деятельности субъектов естественных монополий
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)<7> Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР: научно-практическое издание. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962. С. 111.
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)<7> Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР: научно-практическое издание. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962. С. 111.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти федеральные службы согласно содержанию принципа законности должны руководствоваться официальными интерпретационными актами, т.е. официальными актами толкования обязательных требований федеральных органов исполнительной власти. Данное законодательное положение способствует тому, что разъяснения станут неотъемлемыми элементами системы административных актов управления, официальными интерпретационными актами толкования подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов власти, как их еще называют "ведомственные акты", чтобы подзаконные акты стали ясны и понятны, чтобы адресаты ведомственных норм права четко соблюдали установленные требования, ответственно готовились к проверкам, а сотрудники федеральных служб честно и ответственно подходили к своим обязанностям и не злоупотребляли служебным положением.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Все эти федеральные службы согласно содержанию принципа законности должны руководствоваться официальными интерпретационными актами, т.е. официальными актами толкования обязательных требований федеральных органов исполнительной власти. Данное законодательное положение способствует тому, что разъяснения станут неотъемлемыми элементами системы административных актов управления, официальными интерпретационными актами толкования подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов власти, как их еще называют "ведомственные акты", чтобы подзаконные акты стали ясны и понятны, чтобы адресаты ведомственных норм права четко соблюдали установленные требования, ответственно готовились к проверкам, а сотрудники федеральных служб честно и ответственно подходили к своим обязанностям и не злоупотребляли служебным положением.
Статья: Юридические коллизии актов официального судебного толкования и возможные способы их разрешения
(Назарькова Е.О.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)<26> Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1962. С. 125.
(Назарькова Е.О.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)<26> Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1962. С. 125.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что указанные письма по своей природе являются актами нормативного толкования, то есть интерпретационными нормативными правовыми актами, которые содержат специальные нормы-разъяснения действующего законодательства. Такие акты проверяются судами по правилам гл. 21 КАС РФ с особенностями, установленными ст. 217.1 КАС РФ (см. комм. к данной статье).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что указанные письма по своей природе являются актами нормативного толкования, то есть интерпретационными нормативными правовыми актами, которые содержат специальные нормы-разъяснения действующего законодательства. Такие акты проверяются судами по правилам гл. 21 КАС РФ с особенностями, установленными ст. 217.1 КАС РФ (см. комм. к данной статье).
Статья: Ограничение обратной силы правовой позиции высшего суда. Доктрина prospective overruling: сравнительно-правовое исследование
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Другой, уже недавний пример: в 2020 году Кассационный суд в результате толкования нормативного акта <279> сформулировал новое процессуальное правило, согласно которому, если податель апелляционной жалобы не просит в резолютивной части своих доводов об изменении или отмене судебного решения, Апелляционный суд может только подтвердить судебное решение. Однако в целях защиты права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное ст. 6 § 1 Европейской конвенции о защите прав человека, обратная сила новых разъяснений была ограничена только на будущие отношения и к сторонам спора не была применена (чистый prospective overruling) <280>.
(Александрова М.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Другой, уже недавний пример: в 2020 году Кассационный суд в результате толкования нормативного акта <279> сформулировал новое процессуальное правило, согласно которому, если податель апелляционной жалобы не просит в резолютивной части своих доводов об изменении или отмене судебного решения, Апелляционный суд может только подтвердить судебное решение. Однако в целях защиты права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное ст. 6 § 1 Европейской конвенции о защите прав человека, обратная сила новых разъяснений была ограничена только на будущие отношения и к сторонам спора не была применена (чистый prospective overruling) <280>.
Статья: Административные акты нормативного характера
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однозначное определение правовой природы указанных актов представляет определенную сложность. Это связано с целым рядом обстоятельств: во-первых, деятельность по толкованию нормативных актов не выделяется в рамках полномочий или функций исполнительной власти <18>; во-вторых, место деятельности по толкованию нормативных актов в механизме правового регулирования также не определено однозначно (имеет она самостоятельный характер или является составляющей нормотворческой или правоприменительной деятельности) <19>; в-третьих, не определяются порядок, субъекты и объективированная форма результата толкования (как правило, вывод возможен только на основании анализа выделенных в теории права видов толкования) <20>; в-четвертых, в теории права и отраслевых науках не разработан вопрос о создании обязательного правила поведения как результата толкования нормы права и его закреплении в акте, поименованном процессуальным законодательством и высшими судебными инстанциями как "обладающий нормативными свойствами".
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однозначное определение правовой природы указанных актов представляет определенную сложность. Это связано с целым рядом обстоятельств: во-первых, деятельность по толкованию нормативных актов не выделяется в рамках полномочий или функций исполнительной власти <18>; во-вторых, место деятельности по толкованию нормативных актов в механизме правового регулирования также не определено однозначно (имеет она самостоятельный характер или является составляющей нормотворческой или правоприменительной деятельности) <19>; в-третьих, не определяются порядок, субъекты и объективированная форма результата толкования (как правило, вывод возможен только на основании анализа выделенных в теории права видов толкования) <20>; в-четвертых, в теории права и отраслевых науках не разработан вопрос о создании обязательного правила поведения как результата толкования нормы права и его закреплении в акте, поименованном процессуальным законодательством и высшими судебными инстанциями как "обладающий нормативными свойствами".
Статья: Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права
(Осипов Ю.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)<3> См., например: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат, 1958. С. 54; Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960. С. 221; Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Госюриздат, 1962. С. 26; Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. IV. С. 24; Он же. Проблемы теории права. Т. 2. С. 253: Лазарев В.В. Указ. соч. С. 48; Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 52.
(Осипов Ю.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)<3> См., например: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат, 1958. С. 54; Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960. С. 221; Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Госюриздат, 1962. С. 26; Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. IV. С. 24; Он же. Проблемы теории права. Т. 2. С. 253: Лазарев В.В. Указ. соч. С. 48; Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 52.
Статья: Подходы национальных судов к последующей практике применения международных договоров как средству их толкования
(Берг Л.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Так, Суд ЕС не применяет Венскую конвенцию при толковании нормативных актов ЕС, а, скорее, применяет правило толкования самого Сообщества, аналогичное по содержанию ст. 31 названной Конвенции. Важно отметить, что при разъяснении своей позиции о толковании Суд ЕС не ссылается полностью на ст. 31, которая включает и другие средства толкования.
(Берг Л.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Так, Суд ЕС не применяет Венскую конвенцию при толковании нормативных актов ЕС, а, скорее, применяет правило толкования самого Сообщества, аналогичное по содержанию ст. 31 названной Конвенции. Важно отметить, что при разъяснении своей позиции о толковании Суд ЕС не ссылается полностью на ст. 31, которая включает и другие средства толкования.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Самым эффективным процессом в праве, направленным на наполнение содержанием оценочных правовых понятий; выработку правовых определений каких-либо новых явлений общественной жизни (например, в киберпространстве); урегулирование конфликтов в новых складывающихся в процессе реализации правоотношений ситуациях (например, правоотношения в период распространения новой коронавирусной инфекции), является создание судебной практикой правовой позиции. Судебная позиция - это правило, созданное судебной практикой: 1) в порядке нормоконтроля в случае несправедливости нормы права и возникшего в связи с этим конфликта; 2) вследствие стремления суда защитить добросовестного субъекта правоотношения в условиях недостатка действующего позитивного регулирования и появления новых видов недобросовестного поведения; 3) вследствие толкования нормативных правовых актов.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Самым эффективным процессом в праве, направленным на наполнение содержанием оценочных правовых понятий; выработку правовых определений каких-либо новых явлений общественной жизни (например, в киберпространстве); урегулирование конфликтов в новых складывающихся в процессе реализации правоотношений ситуациях (например, правоотношения в период распространения новой коронавирусной инфекции), является создание судебной практикой правовой позиции. Судебная позиция - это правило, созданное судебной практикой: 1) в порядке нормоконтроля в случае несправедливости нормы права и возникшего в связи с этим конфликта; 2) вследствие стремления суда защитить добросовестного субъекта правоотношения в условиях недостатка действующего позитивного регулирования и появления новых видов недобросовестного поведения; 3) вследствие толкования нормативных правовых актов.
Информация: Минтруд предложил модель единой кадровой службы государственных органов
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Законопроектом также устанавливаются правовые основы для передачи функций кадровых служб государственных органов уполномоченному органу, порядок принятия решений о централизации различными субъектами, наделенными соответствующими полномочиями, а также унифицируется терминология для однозначного толкования нормативных правовых актов.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Законопроектом также устанавливаются правовые основы для передачи функций кадровых служб государственных органов уполномоченному органу, порядок принятия решений о централизации различными субъектами, наделенными соответствующими полномочиями, а также унифицируется терминология для однозначного толкования нормативных правовых актов.