ТК противодействие коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу ТК противодействие коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов" Трудового кодекса РФ"Кроме того, отклоняя доводы истца о принятии работодателем Кодекса этики и служебного поведения с нарушениями требований статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, суд апелляционной инстанции указал, что Кодекс этики и служебного поведения работников Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" утвержден приказом от 15 ноября 2017 года N 1077 в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", при этом Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательный учет мнения представительного органа работников при принятии работодателем решения, устанавливающего меры по предупреждению коррупции, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии необходимости учета такого мнения при утверждении данного локального нормативного акта."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции"В соответствии пунктом 17.3 Положения - уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 Положения (поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ст. 64.1 ТК РФ), рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)при назначении на должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений (п. 3.1 ч. 1 ст. 8 Закона о противодействии коррупции, ч. 5 ст. 275 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при назначении на должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений (п. 3.1 ч. 1 ст. 8 Закона о противодействии коррупции, ч. 5 ст. 275 ТК РФ);
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В статье анализируются положения законов, регламентирующих увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения. На контрасте с законодательной процедурой увольнения государственных (муниципальных) служащих, иных специальных категорий работников отмечается правовая неурегулированность данного вопроса в отношении работников организаций частного сектора. Предлагаются нормативное закрепление в трудовом законодательстве положений, устанавливающих перечень коррупционных правонарушений, являющихся основаниями увольнения работника по инициативе работодателя, и порядок применения такого дисциплинарного взыскания. Одновременно авторами отмечается необходимость параллельной новеллизации положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Трудового кодекса Российской Федерации.
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В статье анализируются положения законов, регламентирующих увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения. На контрасте с законодательной процедурой увольнения государственных (муниципальных) служащих, иных специальных категорий работников отмечается правовая неурегулированность данного вопроса в отношении работников организаций частного сектора. Предлагаются нормативное закрепление в трудовом законодательстве положений, устанавливающих перечень коррупционных правонарушений, являющихся основаниями увольнения работника по инициативе работодателя, и порядок применения такого дисциплинарного взыскания. Одновременно авторами отмечается необходимость параллельной новеллизации положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Трудового кодекса Российской Федерации.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части первой настоящей статьи включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 29.09.2025)Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части первой настоящей статьи включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Изменения были внесены в ст. 275 ТК РФ и Федеральный закон "О противодействии коррупции". На момент принятия действие указанного Федерального закона распространялось более чем на 200 тыс. руководителей государственных и муниципальных учреждений, в том числе 9,1 тыс. федеральных государственных учреждений, более 35 тыс. государственных учреждений субъектов Российской Федерации, 166 тыс. муниципальных учреждений.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Изменения были внесены в ст. 275 ТК РФ и Федеральный закон "О противодействии коррупции". На момент принятия действие указанного Федерального закона распространялось более чем на 200 тыс. руководителей государственных и муниципальных учреждений, в том числе 9,1 тыс. федеральных государственных учреждений, более 35 тыс. государственных учреждений субъектов Российской Федерации, 166 тыс. муниципальных учреждений.
Статья: Собственная безопасность юридического лица: требования закона и ответственность
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Основные регулирующие правовые акты: ТК РФ; Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ст. 13.3); Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и др.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Основные регулирующие правовые акты: ТК РФ; Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ст. 13.3); Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и др.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Если должность есть в перечне и двухлетний срок не истек, вы должны сообщить представителю нанимателя по последнему месту службы о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) при условии, что стоимость работ (услуг) по договору более 100 000 руб. в месяц либо он заключен на срок менее месяца, но его стоимость также превышает данную сумму. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46. Информацию о последнем месте службы вам должен сообщить бывший госслужащий при заключении договора (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Если должность есть в перечне и двухлетний срок не истек, вы должны сообщить представителю нанимателя по последнему месту службы о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) при условии, что стоимость работ (услуг) по договору более 100 000 руб. в месяц либо он заключен на срок менее месяца, но его стоимость также превышает данную сумму. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46. Информацию о последнем месте службы вам должен сообщить бывший госслужащий при заключении договора (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Вопросы правового регулирования оплаты труда в организациях здравоохранения
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Как видим, с одной стороны, борьба с коррупцией, проникшая даже в ТК РФ (ст. 349.1), а с другой - открывшиеся перспективы раздачи "всем сестрам по серьгам" с разницей в их стоимости и привлекательности. Причем фигурантами уголовных дел становятся функционеры министерств. Только 20,1% средств из зарезервированных в 2022 г. в ФФОМС 17,3 млрд на стимулирующие выплаты медработникам дошли до адресатов. Сложившаяся в фонде практика выдачи денежных средств авансом отдельным медицинским учреждениям провоцирует врачей перейти на вариант "мертвых душ" <10>. Отличились и чиновники региональных минздравов, которые стали фигурантами уголовных дел, связанных с мошенничеством, взятками и превышением должностных полномочий. Всего по итогам 2023 г. не усидели в своем кресле главы 21 регионального минздрава <11>.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Как видим, с одной стороны, борьба с коррупцией, проникшая даже в ТК РФ (ст. 349.1), а с другой - открывшиеся перспективы раздачи "всем сестрам по серьгам" с разницей в их стоимости и привлекательности. Причем фигурантами уголовных дел становятся функционеры министерств. Только 20,1% средств из зарезервированных в 2022 г. в ФФОМС 17,3 млрд на стимулирующие выплаты медработникам дошли до адресатов. Сложившаяся в фонде практика выдачи денежных средств авансом отдельным медицинским учреждениям провоцирует врачей перейти на вариант "мертвых душ" <10>. Отличились и чиновники региональных минздравов, которые стали фигурантами уголовных дел, связанных с мошенничеством, взятками и превышением должностных полномочий. Всего по итогам 2023 г. не усидели в своем кресле главы 21 регионального минздрава <11>.