Типовые условия контракта минстрой
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовые условия контракта минстрой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 N 06АП-6083/2023 по делу N А73-7265/2023
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено.Хабаровское УФАС России, принимая оспариваемое решение, исходило из того, что: срок исполнения Контракта установлен до 10.11.2022, отсутствие у КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" лимитов бюджетных обязательств на 2023 год, не свидетельствует о нарушении заказчиком условий Контракта, и соответственно не может являться основанием для одностороннего отказа поставщика; материалы дела содержат доказательства внесения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" изменений в проектно-сметную документацию, таким образом, заказчик оказывал содействие подрядчику в ходе исполнения Контракта, необходимость внесения иных изменений и невозможность проведения работ без них ООО "Стройиндустрия" не подтверждены; направление заказчиком в Банк требования о возвращении аванса не свидетельствует о нарушении заказчиком существенных условий Контракта и не препятствовало его исполнению, а равно не порождает возврата денежных средств в порядке регресса Банку в безусловном порядке.
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено.Хабаровское УФАС России, принимая оспариваемое решение, исходило из того, что: срок исполнения Контракта установлен до 10.11.2022, отсутствие у КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" лимитов бюджетных обязательств на 2023 год, не свидетельствует о нарушении заказчиком условий Контракта, и соответственно не может являться основанием для одностороннего отказа поставщика; материалы дела содержат доказательства внесения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" изменений в проектно-сметную документацию, таким образом, заказчик оказывал содействие подрядчику в ходе исполнения Контракта, необходимость внесения иных изменений и невозможность проведения работ без них ООО "Стройиндустрия" не подтверждены; направление заказчиком в Банк требования о возвращении аванса не свидетельствует о нарушении заказчиком существенных условий Контракта и не препятствовало его исполнению, а равно не порождает возврата денежных средств в порядке регресса Банку в безусловном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В 2025 г., если возникли независящие от сторон обстоятельства, которые мешают исполнить контракт на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, срок его исполнения можно изменить (продлить) также на основании и в порядке, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. К комплексным контрактам оно применяется в части строительства, реконструкции, капремонта (Письмо Минстроя России от 27.06.2022 N 29368-ИТ/09). Условия контрактов, которые не являются государственными или муниципальными, можно изменить по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В 2025 г., если возникли независящие от сторон обстоятельства, которые мешают исполнить контракт на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, срок его исполнения можно изменить (продлить) также на основании и в порядке, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. К комплексным контрактам оно применяется в части строительства, реконструкции, капремонта (Письмо Минстроя России от 27.06.2022 N 29368-ИТ/09). Условия контрактов, которые не являются государственными или муниципальными, можно изменить по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840).
Готовое решение: В каком порядке провести закупку услуг по проведению строительного контроля в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в проект контракта Типовые условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.10.2025 N 1546. Типовые условия, утвержденные Приказом Минстроя России от 18.03.2021 N 160/пр, не применяйте (ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Включите в проект контракта Типовые условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.10.2025 N 1546. Типовые условия, утвержденные Приказом Минстроя России от 18.03.2021 N 160/пр, не применяйте (ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Кроме того, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Кроме того, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Распоряжение Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18-7 от 13.04.1993
(ред. от 18.10.1994)
"Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1993 N 244)устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;
(ред. от 18.10.1994)
"Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1993 N 244)устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;
Вопрос: О возмещении расходов на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при передаче прав заказчика на проведение такой экспертизы уполномоченному лицу.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-14-11/126611)<1> Утверждены приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта".
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-14-11/126611)<1> Утверждены приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Статья: Обзор практики применения оснований для изменения существенных условий контракта, действующих исключительно в 2022 году
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Как разъяснил Минстрой России, нормы Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможность изменения существенных условий контракта на благоустройство территории по аналогии с нормами, предусмотренными в отношении "строительных контрактов". Соответственно, на контракты на выполнение работ по благоустройству территорий не распространяются механизмы изменения условий контрактов, в т.ч. в части цены, предусмотренные ПП РФ N 1315 и ПП РФ N 680 <24>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Как разъяснил Минстрой России, нормы Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможность изменения существенных условий контракта на благоустройство территории по аналогии с нормами, предусмотренными в отношении "строительных контрактов". Соответственно, на контракты на выполнение работ по благоустройству территорий не распространяются механизмы изменения условий контрактов, в т.ч. в части цены, предусмотренные ПП РФ N 1315 и ПП РФ N 680 <24>.
Готовое решение: Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заключаете строительный контракт с подрядчиком, применяющим УСН или не являющимся плательщиком НДС, вы можете уточнить формулировку о цене контракта из п. 36 Типовых условий с учетом его системы налогообложения (Письмо Минстроя России от 30.06.2025 N 37608-АВ/09).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заключаете строительный контракт с подрядчиком, применяющим УСН или не являющимся плательщиком НДС, вы можете уточнить формулировку о цене контракта из п. 36 Типовых условий с учетом его системы налогообложения (Письмо Минстроя России от 30.06.2025 N 37608-АВ/09).
Последние изменения: Изменение существенных условий контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили отдельные вопросы изменения условий контракта по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили отдельные вопросы изменения условий контракта по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<145> Ввиду постоянно меняющихся "правил игры" в Законе о контрактной системе в рамках научной работы не имеет смысла перечислять все основания, поскольку их набор теряет актуальность. Упомянем лишь некоторые, действующие на сегодняшний день. Так, до 31 декабря 2022 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства России цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на 30% цены контракта. В п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрены "независящие от сторон контракта обстоятельства", которые предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. В случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн руб., заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе (письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10 июня 2021 г.).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<145> Ввиду постоянно меняющихся "правил игры" в Законе о контрактной системе в рамках научной работы не имеет смысла перечислять все основания, поскольку их набор теряет актуальность. Упомянем лишь некоторые, действующие на сегодняшний день. Так, до 31 декабря 2022 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на тридцать процентов или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства России цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на 30% цены контракта. В п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрены "независящие от сторон контракта обстоятельства", которые предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. В случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн руб., заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе (письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10 июня 2021 г.).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Также заслуживают рассмотрения вопросы делимости функций технического заказчика и возможности привлечения им субподрядчиков. Согласно позиции Минстроя России ГрК РФ не предусматривается делегация техническим заказчиком своих функций иному лицу <1>. Вместе с тем, исходя из условий некоторых проектов контрактов, размещенных на сайтах закупок, технический заказчик пользуется правом привлечения субподрядчиков, предоставленным ГК РФ, тем более что ГрК РФ возможность либо запрет привлечения субподрядчиков не регулирует и не устанавливает.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем не следует включать в контракт условия об осуществлении подрядчиком (исполнителем) строительного контроля, который должен осуществляться заказчиком. Такой контроль заказчик должен обеспечивать самостоятельно либо привлечь для этого стороннюю организацию, но не подрядчика, осуществляющего капремонт (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ, Письма Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-08/82756, Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08, Разъяснения ФАС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем не следует включать в контракт условия об осуществлении подрядчиком (исполнителем) строительного контроля, который должен осуществляться заказчиком. Такой контроль заказчик должен обеспечивать самостоятельно либо привлечь для этого стороннюю организацию, но не подрядчика, осуществляющего капремонт (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ, Письма Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-08/82756, Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08, Разъяснения ФАС России).
Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, накладные расходы учитываются именно в составе цены продукции, в том числе конструктивных решений и видов строительных работ (см., например, п. 37 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр). Таким образом, полагаем, что увеличение стоимости накладных расходов возможно только пропорционально увеличенному объему работ при условии, что для такого увеличения есть основания. Исключение - случаи, когда стороны вправе изменить любые существенные условия контракта, в частности на основании п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В указанных случаях увеличить стоимость (в том числе долю накладных расходов) без увеличения объема работ возможно, если это предусмотрено соответствующим решением государственного или муниципального органа, на основании которого вносятся изменения в контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, накладные расходы учитываются именно в составе цены продукции, в том числе конструктивных решений и видов строительных работ (см., например, п. 37 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр). Таким образом, полагаем, что увеличение стоимости накладных расходов возможно только пропорционально увеличенному объему работ при условии, что для такого увеличения есть основания. Исключение - случаи, когда стороны вправе изменить любые существенные условия контракта, в частности на основании п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В указанных случаях увеличить стоимость (в том числе долю накладных расходов) без увеличения объема работ возможно, если это предусмотрено соответствующим решением государственного или муниципального органа, на основании которого вносятся изменения в контракт.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)<70> Типовые условия контрактов на проведение строительного контроля утверждены Приказом Минстроя России N 160/пр (далее - Типовые условия N 160/пр).
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)<70> Типовые условия контрактов на проведение строительного контроля утверждены Приказом Минстроя России N 160/пр (далее - Типовые условия N 160/пр).