Типовой договор водопользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовой договор водопользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 12. Договор водопользования
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 12. Договор водопользования
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 12. Договор водопользования
(ред. от 31.07.2025)Статья 12. Договор водопользования
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение, мониторинг загрязнения питьевой воды, платежи за водопользование по договорам);
(КонсультантПлюс, 2024)непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение, мониторинг загрязнения питьевой воды, платежи за водопользование по договорам);
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Жилье на воде - анализ споров
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Использование акваторий водных объектов для размещения
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Использование акваторий водных объектов для размещения
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Рассматривая водное законодательство России, мы также видим принцип единства судьбы земель водного фонда и поверхностных водных объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Документированные сведения о водных объектах должны быть внесены в государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ), оказывается, только с этого момента водный объект становится таковым, можно заключать договоры водопользования и можно защищать водный объект от незаконных действий. При этом все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, являются федеральной собственностью. И вот именно с прудами, так же как и с болотами как объектом права собственности, имуществом особого рода, и возникают проблемы. Поэтому необходимо изучать научные позиции гидрологов и экологов по поводу определения водных объектов <17>. Если сведения о водном объекте отсутствуют, на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность в рамках осуществления планирования градостроительной деятельности самостоятельного проведения процедур выявления и определения статуса водного объекта в соответствии с действующим законодательством. И Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев экологические и иные материалы о том, что данный водный объект является "Кондакопшинским болотом", сделала вывод, что суждение Суда о том, что указанные документы не являются безусловными и достаточными доказательствами отнесения спорного объекта к водным объектам, является обоснованным <18>.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Рассматривая водное законодательство России, мы также видим принцип единства судьбы земель водного фонда и поверхностных водных объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Документированные сведения о водных объектах должны быть внесены в государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ), оказывается, только с этого момента водный объект становится таковым, можно заключать договоры водопользования и можно защищать водный объект от незаконных действий. При этом все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, являются федеральной собственностью. И вот именно с прудами, так же как и с болотами как объектом права собственности, имуществом особого рода, и возникают проблемы. Поэтому необходимо изучать научные позиции гидрологов и экологов по поводу определения водных объектов <17>. Если сведения о водном объекте отсутствуют, на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность в рамках осуществления планирования градостроительной деятельности самостоятельного проведения процедур выявления и определения статуса водного объекта в соответствии с действующим законодательством. И Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев экологические и иные материалы о том, что данный водный объект является "Кондакопшинским болотом", сделала вывод, что суждение Суда о том, что указанные документы не являются безусловными и достаточными доказательствами отнесения спорного объекта к водным объектам, является обоснованным <18>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<483> В действующей редакции Водного кодекса РФ допускается использование чужих водных объектов по договорам водопользования (ст. 12), которые рассматриваются им в качестве разновидностей договоров аренды и не порождают ограниченных вещных прав.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<483> В действующей редакции Водного кодекса РФ допускается использование чужих водных объектов по договорам водопользования (ст. 12), которые рассматриваются им в качестве разновидностей договоров аренды и не порождают ограниченных вещных прав.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Переход на прямые договоры при приготовлении воды с использованием общего имущества дома. Жилищный кодекс не содержит исключений относительно перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры. В частности, жилищным законодательством не установлены основания для отказа РСО, регионального оператора от заключения договора с собственниками и нанимателями помещений в доме. Поэтому вполне возможен переход на прямые договоры по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества (Письма Минстроя России от 04.02.2019 N 3080-ОО/06, от 12.11.2018 N 45276-ОО/04, Апелляционное определение ВС Республики Коми от 29.04.2019 по делу N 33-2767/2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Переход на прямые договоры при приготовлении воды с использованием общего имущества дома. Жилищный кодекс не содержит исключений относительно перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры. В частности, жилищным законодательством не установлены основания для отказа РСО, регионального оператора от заключения договора с собственниками и нанимателями помещений в доме. Поэтому вполне возможен переход на прямые договоры по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества (Письма Минстроя России от 04.02.2019 N 3080-ОО/06, от 12.11.2018 N 45276-ОО/04, Апелляционное определение ВС Республики Коми от 29.04.2019 по делу N 33-2767/2019).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Примат ГК над иными законами: значение абз. 2 п. 2 ст. 3 Кодекса
(Михеева Л.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Специалисты по вещному праву ожидаемо внесли бы в список конфликтов содержащиеся в природоресурсном законодательстве правила о "вещной" аренде земельных, в том числе лесных, участков, правила о договоре водопользования, хотя многие при этом признают, что эти суррогаты ограниченных вещных прав - единственное правовое средство обеспечения доступа к ресурсам в затянувшийся переходный период.
(Михеева Л.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Специалисты по вещному праву ожидаемо внесли бы в список конфликтов содержащиеся в природоресурсном законодательстве правила о "вещной" аренде земельных, в том числе лесных, участков, правила о договоре водопользования, хотя многие при этом признают, что эти суррогаты ограниченных вещных прав - единственное правовое средство обеспечения доступа к ресурсам в затянувшийся переходный период.