Типовая форма договора ресурсоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовая форма договора ресурсоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30 "Права и обязанности собственника жилого помещения" ЖК РФ"Так, суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие между истцом и ответчиком заключенного в письменной форме договора ресурсоснабжения не исключает обязанности потребителя производить оплату полученного коммунального ресурса в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, части 1 статьи 153, статей 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 540 "Заключение и продление договора энергоснабжения" ГК РФ"Отклоняя доводы ответчика об отсутствии заключенного договора с истцом, суд исходил из того, что между сторонами на основании пункта 1 статьи 540 ГК РФ заключен договор энергоснабжения, отсутствие в письменной формы договора между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком не влечет прекращение обязанности по оплате указанных коммунальных услуг."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить договор энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)Существует форма типового договора с ресурсоснабжающей организацией, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Она содержится в Приложении N 1(1) к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом указанные договоры по соглашению сторон могут быть дополнены иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Существует форма типового договора с ресурсоснабжающей организацией, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Она содержится в Приложении N 1(1) к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом указанные договоры по соглашению сторон могут быть дополнены иными не противоречащими законодательству РФ положениями (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг).
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является одной из важнейших задач управления таким домом (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Подход, при котором собственники помещений в многоквартирном доме в комплексе получают жилищные и коммунальные услуги от единого исполнителя (управляющей организации, ТСЖ, кооператива), долгое время был закреплен как главенствующий вариант организации предоставления коммунальных услуг при соответствующих способах управления многоквартирным домом (подп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ) <1>. На правоприменительном уровне схема предоставления коммунальных услуг через единого исполнителя коммунальных услуг связывалась со способом управления многоквартирным домом и признавалась судами реализованной даже в отсутствие заключенных в письменной форме договоров поставки коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и лицом, управляющим многоквартирным домом <2>.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является одной из важнейших задач управления таким домом (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Подход, при котором собственники помещений в многоквартирном доме в комплексе получают жилищные и коммунальные услуги от единого исполнителя (управляющей организации, ТСЖ, кооператива), долгое время был закреплен как главенствующий вариант организации предоставления коммунальных услуг при соответствующих способах управления многоквартирным домом (подп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ) <1>. На правоприменительном уровне схема предоставления коммунальных услуг через единого исполнителя коммунальных услуг связывалась со способом управления многоквартирным домом и признавалась судами реализованной даже в отсутствие заключенных в письменной форме договоров поставки коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и лицом, управляющим многоквартирным домом <2>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки;
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Изменениями, внесенными с 1 января 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (п. 6 Правил N 354).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Изменениями, внесенными с 1 января 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (п. 6 Правил N 354).
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Показательно, что, хотя суды квалифицировали соответствующие требования как такие, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника, т.е., по существу, применили п. 2 ст. 388 ГК РФ, в качестве последствия нарушения этого специфического запрета на уступку была избрана ничтожность, а не оспоримость. Объясняется это, по-видимому, тем, что в определенных положениях жилищного законодательства и подзаконных актах Правительства суды усмотрели законодательный запрет уступки. Это нормы о перечислении платы за коммунальные услуги управляющим организациям как исполнителям, о том, что управляющая организация осуществляет расчеты с ресурсоснабжающими организациями, о том, что в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрена оплата в форме уступки ресурсоснабжающей организации требований к потребителям, и некоторые другие. С такой аргументацией трудно согласиться. Ни одно из приведенных положений не может быть расценено как запрещение цессии. Напротив, таковое должно вытекать из позитивного права прямо и недвусмысленно <85>. Если же ограничение в интересах должников выводится не из нормы закона, а из существа отношений, то по российскому праву последствием нарушения такого ограничения является не ничтожность, а оспоримость по ст. 173.1 ГК РФ. Впрочем, последнее положение отечественного правопорядка нельзя признать удачным <86>.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Показательно, что, хотя суды квалифицировали соответствующие требования как такие, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника, т.е., по существу, применили п. 2 ст. 388 ГК РФ, в качестве последствия нарушения этого специфического запрета на уступку была избрана ничтожность, а не оспоримость. Объясняется это, по-видимому, тем, что в определенных положениях жилищного законодательства и подзаконных актах Правительства суды усмотрели законодательный запрет уступки. Это нормы о перечислении платы за коммунальные услуги управляющим организациям как исполнителям, о том, что управляющая организация осуществляет расчеты с ресурсоснабжающими организациями, о том, что в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрена оплата в форме уступки ресурсоснабжающей организации требований к потребителям, и некоторые другие. С такой аргументацией трудно согласиться. Ни одно из приведенных положений не может быть расценено как запрещение цессии. Напротив, таковое должно вытекать из позитивного права прямо и недвусмысленно <85>. Если же ограничение в интересах должников выводится не из нормы закона, а из существа отношений, то по российскому праву последствием нарушения такого ограничения является не ничтожность, а оспоримость по ст. 173.1 ГК РФ. Впрочем, последнее положение отечественного правопорядка нельзя признать удачным <86>.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы реализовать функцию исполнителя коммунальных услуг, указанным лицам (кроме ресурсоснабжающих организаций) необходимо заключить договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг). Такие договоры заключаются в соответствии с Правилами заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. При этом используется форма типового договора. Ее можно дополнить иными не противоречащими законодательству положениями (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы реализовать функцию исполнителя коммунальных услуг, указанным лицам (кроме ресурсоснабжающих организаций) необходимо заключить договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг). Такие договоры заключаются в соответствии с Правилами заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. При этом используется форма типового договора. Ее можно дополнить иными не противоречащими законодательству положениями (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг).