Тип опасного производственного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Тип опасного производственного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-1242/2024 (УИД 87RS0005-01-2022-000753-55)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности провести экспертизу промышленной безопасности, оборудовать дождевую канализацию.
Обстоятельства: Прокурор указал, что по результатам проверки, установлено, что Ответчику принадлежит склад ГСМ, который относится к категории ОПО, соответствующий 3 классу опасности. В нарушение требований законодательства в отношении входящих в состав ОПО зданий и сооружений экспертиза промышленной безопасности не проводилась, экспертное заключение о соответствии требованиям промышленной безопасности этих сооружений не получено.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что судом не дана оценка заключению специалиста ООО "Эксперт", по мнению которого спорные объекты не требуют проведения экспертизы промышленной безопасности, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств по делу, в том числе факта эксплуатации опасного производственного объекта, соответствующего типу объекта 3 класса опасности, заключение специалиста, содержащего субъективную оценку и выводы относительно необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности, не свидетельствуют об ошибочности вывода суда и неправильном применении норм материального права.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности провести экспертизу промышленной безопасности, оборудовать дождевую канализацию.
Обстоятельства: Прокурор указал, что по результатам проверки, установлено, что Ответчику принадлежит склад ГСМ, который относится к категории ОПО, соответствующий 3 классу опасности. В нарушение требований законодательства в отношении входящих в состав ОПО зданий и сооружений экспертиза промышленной безопасности не проводилась, экспертное заключение о соответствии требованиям промышленной безопасности этих сооружений не получено.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что судом не дана оценка заключению специалиста ООО "Эксперт", по мнению которого спорные объекты не требуют проведения экспертизы промышленной безопасности, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств по делу, в том числе факта эксплуатации опасного производственного объекта, соответствующего типу объекта 3 класса опасности, заключение специалиста, содержащего субъективную оценку и выводы относительно необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности, не свидетельствуют об ошибочности вывода суда и неправильном применении норм материального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Подлежат ли исключению из реестра опасные производственные объекты, на которых эксплуатируются подъемные сооружения (краны консольные (стрелового типа) грузоподъемностью до 10 т, управляемые как из кабины управления, так и при помощи выносного пульта), подлежащие снятию с учета согласно письму Управления Ростехнадзора?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2025
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2025
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, в определении правового статуса дымовых труб котельной необходимо отталкиваться от правового статуса самой котельной: относится ли котельная к объектам капитального строительства, к объектам недвижимости, отнесена ли котельная к категории ОПО и по какому признаку (признакам) котельная идентифицирована в качестве ОПО, какие тип ОПО, наименование ОПО присвоены в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формой свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. Ориентироваться необходимо прежде всего на проектную и техническую документацию (паспорт, декларации, свидетельства, сертификаты соответствия) котельной, а при наличии и на проектную и техническую документацию дымовых труб. От возможности отнесения объектов к той или иной категории зависят формы оценки соответствия таких объектов требованиям законодательства, основания и порядок их проведения. Не все дымовые трубы котельных подпадают под требования законодательства в области промышленной безопасности (не только из-за отсутствия оснований отнесения самой котельной к категории ОПО, но и из-за отсутствия признаков опасности дымовых труб, установленных приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, и отсутствия их участия в технологическом процессе на ОПО), соответственно, информация о таких дымовых трубах не должна вноситься в сведения, характеризующие ОПО, а сами они не должны становиться объектом экспертизы промышленной безопасности. Однако это не означает, что дымовые трубы выпадают из правового поля и становятся бесконтрольными в части оценки их безопасности. Формы оценки соответствия дымовых труб, не подпадающих под требования законодательства в области промышленной безопасности, определяются иным законодательством (законодательством о техническом регулировании, о градостроительной деятельности, о теплоснабжении и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок). При этом дымовые трубы могут оцениваться на предмет соблюдения требований законодательства как отдельно, так и в составе котельной.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, в определении правового статуса дымовых труб котельной необходимо отталкиваться от правового статуса самой котельной: относится ли котельная к объектам капитального строительства, к объектам недвижимости, отнесена ли котельная к категории ОПО и по какому признаку (признакам) котельная идентифицирована в качестве ОПО, какие тип ОПО, наименование ОПО присвоены в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формой свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. Ориентироваться необходимо прежде всего на проектную и техническую документацию (паспорт, декларации, свидетельства, сертификаты соответствия) котельной, а при наличии и на проектную и техническую документацию дымовых труб. От возможности отнесения объектов к той или иной категории зависят формы оценки соответствия таких объектов требованиям законодательства, основания и порядок их проведения. Не все дымовые трубы котельных подпадают под требования законодательства в области промышленной безопасности (не только из-за отсутствия оснований отнесения самой котельной к категории ОПО, но и из-за отсутствия признаков опасности дымовых труб, установленных приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, и отсутствия их участия в технологическом процессе на ОПО), соответственно, информация о таких дымовых трубах не должна вноситься в сведения, характеризующие ОПО, а сами они не должны становиться объектом экспертизы промышленной безопасности. Однако это не означает, что дымовые трубы выпадают из правового поля и становятся бесконтрольными в части оценки их безопасности. Формы оценки соответствия дымовых труб, не подпадающих под требования законодательства в области промышленной безопасности, определяются иным законодательством (законодательством о техническом регулировании, о градостроительной деятельности, о теплоснабжении и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок). При этом дымовые трубы могут оцениваться на предмет соблюдения требований законодательства как отдельно, так и в составе котельной.
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461
(ред. от 22.01.2024)
"Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983)установить порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, а также определить порядок действия работников (в том числе покидания опасной зоны) при возникновении аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
(ред. от 22.01.2024)
"Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983)установить порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, а также определить порядок действия работников (в том числе покидания опасной зоны) при возникновении аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 752
"Об утверждении Правил подготовки проектной документации объекта капитального строительства в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства"обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в том числе грузоподъемного оборудования, транспортных средств и механизмов;
"Об утверждении Правил подготовки проектной документации объекта капитального строительства в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства"обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в том числе грузоподъемного оборудования, транспортных средств и механизмов;
Вопрос: Организация, эксплуатирующая два опасных производственных объекта, находящиеся в разных городах, планирует провести замену дымовых труб котельных, которые являются частью технологического процесса, но не находятся в сведениях, характеризующих ОПО. Можно ли в одном проекте прописать техперевооружение двух объектов?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Согласно требованиям абзаца 1 пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020, рег. N 61590, сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержат данные, указанные в пункте 14 Требований, в том числе: краткую характеристику опасности опасного производственного объекта; наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наименование, тип, марку, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии)), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; проектные (эксплуатационные) характеристики, дату изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений).
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Согласно требованиям абзаца 1 пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020, рег. N 61590, сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержат данные, указанные в пункте 14 Требований, в том числе: краткую характеристику опасности опасного производственного объекта; наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наименование, тип, марку, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии)), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; проектные (эксплуатационные) характеристики, дату изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений).
Вопрос: Установлены ли требования к удостоверению стропальщика и сроку его действия?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Также для работников опасных производственных объектов, непосредственно занимающихся эксплуатацией подъемных сооружений, предусмотрена выдача удостоверения на право самостоятельной работы в порядке, предусмотренном эксплуатирующей организацией. В удостоверении указывается тип подъемного сооружения, а также виды работ и оборудования, к работам на которых допущен работник. Срок действия такого удостоверения не регламентирован (п. 25, пп. "б" п. 147 Федеральных норм и правил).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Также для работников опасных производственных объектов, непосредственно занимающихся эксплуатацией подъемных сооружений, предусмотрена выдача удостоверения на право самостоятельной работы в порядке, предусмотренном эксплуатирующей организацией. В удостоверении указывается тип подъемного сооружения, а также виды работ и оборудования, к работам на которых допущен работник. Срок действия такого удостоверения не регламентирован (п. 25, пп. "б" п. 147 Федеральных норм и правил).
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Считаем, что в определении правового статуса дымовых труб котельной необходимо отталкиваться от правового статуса самой котельной: относится ли котельная к объектам капитального строительства, к объектам недвижимости, отнесена ли котельная к категории ОПО и по какому признаку (признакам) котельная идентифицирована в качестве ОПО, какой тип ОПО, наименование ОПО присвоено в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. Ориентироваться необходимо прежде всего на проектную и техническую документацию (паспорт, декларации, свидетельства, сертификаты соответствия) котельной, а при наличии и на проектную и техническую документацию дымовых труб. От возможности отнесения объектов к той или иной категории зависят формы оценки соответствия таких объектов требованиям законодательства, основания и порядок их проведения. Не все дымовые трубы котельных подпадают под требования законодательства в области промышленной безопасности (не только из-за отсутствия оснований отнесения самой котельной к категории ОПО, но и из-за отсутствия признаков опасности дымовых труб, установленных приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, и отсутствия их участия в технологическом процессе на ОПО), соответственно, информация о таких дымовых трубах не должна вноситься в сведения, характеризующие ОПО, а сами они не должны становиться объектом экспертизы промышленной безопасности. Однако это не означает, что дымовые трубы выпадают из правового поля и становятся бесконтрольными в части оценки их безопасности. Формы оценки соответствия дымовых труб, не подпадающих под требования законодательства в области промышленной безопасности, определяются иным законодательством (законодательством о техническом регулировании, о градостроительной деятельности, о теплоснабжении и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок). При этом дымовые трубы могут оцениваться на предмет соблюдения требований законодательства как отдельно, так и в составе котельной.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Считаем, что в определении правового статуса дымовых труб котельной необходимо отталкиваться от правового статуса самой котельной: относится ли котельная к объектам капитального строительства, к объектам недвижимости, отнесена ли котельная к категории ОПО и по какому признаку (признакам) котельная идентифицирована в качестве ОПО, какой тип ОПО, наименование ОПО присвоено в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. Ориентироваться необходимо прежде всего на проектную и техническую документацию (паспорт, декларации, свидетельства, сертификаты соответствия) котельной, а при наличии и на проектную и техническую документацию дымовых труб. От возможности отнесения объектов к той или иной категории зависят формы оценки соответствия таких объектов требованиям законодательства, основания и порядок их проведения. Не все дымовые трубы котельных подпадают под требования законодательства в области промышленной безопасности (не только из-за отсутствия оснований отнесения самой котельной к категории ОПО, но и из-за отсутствия признаков опасности дымовых труб, установленных приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, и отсутствия их участия в технологическом процессе на ОПО), соответственно, информация о таких дымовых трубах не должна вноситься в сведения, характеризующие ОПО, а сами они не должны становиться объектом экспертизы промышленной безопасности. Однако это не означает, что дымовые трубы выпадают из правового поля и становятся бесконтрольными в части оценки их безопасности. Формы оценки соответствия дымовых труб, не подпадающих под требования законодательства в области промышленной безопасности, определяются иным законодательством (законодательством о техническом регулировании, о градостроительной деятельности, о теплоснабжении и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок). При этом дымовые трубы могут оцениваться на предмет соблюдения требований законодательства как отдельно, так и в составе котельной.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, критерии риска рассчитываются по данным ежегодного мониторинга сведений статистической отчетности исходя из допустимого <1> и ожидаемого риска причинения вреда (ущерба), размера ущерба и вероятности возникновения негативных событий (пожаров и т.д.), для разных типов объектов контроля (надзора). Комиссионная категоризация и паспортизация конкретных объектов, как это предусмотрено для обеспечения транспортной безопасности, безопасности опасных производственных объектов, объектов топливно-энергетического комплекса, антитеррористической защищенности, не предусмотрены.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, критерии риска рассчитываются по данным ежегодного мониторинга сведений статистической отчетности исходя из допустимого <1> и ожидаемого риска причинения вреда (ущерба), размера ущерба и вероятности возникновения негативных событий (пожаров и т.д.), для разных типов объектов контроля (надзора). Комиссионная категоризация и паспортизация конкретных объектов, как это предусмотрено для обеспечения транспортной безопасности, безопасности опасных производственных объектов, объектов топливно-энергетического комплекса, антитеррористической защищенности, не предусмотрены.
Вопрос: Необходимо ли повторно проходить аттестацию в ТАК как члену аттестационной комиссии организации и получать дополнительное образование, если диплом о профессиональной переподготовке по специальности "техносферная безопасность" получен в 2021 г.? Обязательно ли наличие области А.1 у всех членов аттестационной комиссии?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Типовые дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) в области промышленной безопасности утверждены Приказом Ростехнадзора от 13 апреля 2020 г. N 155 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности". Дополнительные типовые программы разработаны по блочно-модульному типу по видам опасных производственных объектов.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Типовые дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) в области промышленной безопасности утверждены Приказом Ростехнадзора от 13 апреля 2020 г. N 155 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности". Дополнительные типовые программы разработаны по блочно-модульному типу по видам опасных производственных объектов.