Терроризм это
Подборка наиболее важных документов по запросу Терроризм это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 70 "Обращение взыскания на денежные средства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Судебный акт арбитражного суда не может быть признан документом, принятым в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Именно исходя из этого, частью 8.1 статьи 70 Закона N 229-ФЗ сделано исключение из общего правила возможности неисполнения исполнительного документа при возникновении у работников банка подозрений в отношении денежной операции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Терроризм: понятие и противодействие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие террористической деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие террористической деятельности
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
(ред. от 28.02.2025)
"О противодействии терроризму"2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Вместе с тем согласно п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Вместе с тем согласно п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В Армении важным шагом стало создание Центра финансового мониторинга <27>, который функционирует при Центральном банке Республики Армения (далее - ЦБ РА). ЦФМ осуществляет контроль за соблюдением норм Закона по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Этот орган, будучи подразделением финансовой разведки (ПФР), является аналогом Федеральной службы по финансовому мониторингу России <28>. Отличием является то, что Росфинмониторинг - федеральный орган исполнительной власти, подчиненный непосредственно Президенту РФ <29>. Его статус подчеркивает более широкий спектр полномочий и надзорных функций, а также большую самостоятельность в координации межведомственной деятельности.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В Армении важным шагом стало создание Центра финансового мониторинга <27>, который функционирует при Центральном банке Республики Армения (далее - ЦБ РА). ЦФМ осуществляет контроль за соблюдением норм Закона по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Этот орган, будучи подразделением финансовой разведки (ПФР), является аналогом Федеральной службы по финансовому мониторингу России <28>. Отличием является то, что Росфинмониторинг - федеральный орган исполнительной власти, подчиненный непосредственно Президенту РФ <29>. Его статус подчеркивает более широкий спектр полномочий и надзорных функций, а также большую самостоятельность в координации межведомственной деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3470-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях" <69>, которое согласно его вводной части (в ред. Указания Банка России от 24 декабря 2019 г. N 5372-У <70>) на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) и Закона о Банке России устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "ПОД/ФТ") в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в ст. 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (за исключением кредитных организаций), регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством РФ осуществляет Банк России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3470-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях" <69>, которое согласно его вводной части (в ред. Указания Банка России от 24 декабря 2019 г. N 5372-У <70>) на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) и Закона о Банке России устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "ПОД/ФТ") в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в ст. 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (за исключением кредитных организаций), регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством РФ осуществляет Банк России.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 1 декабря 2022 г. Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ <187>, принятым в части совершенствования законодательства РФ в целях обеспечения его соответствия, а также практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этим же Законом одновременно из п. 8.1 ч. 1 комментируемой статьи исключено положение, касающееся перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данный пункт введен с 1 декабря 2022 г. Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ <187>, принятым в части совершенствования законодательства РФ в целях обеспечения его соответствия, а также практики его применения международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этим же Законом одновременно из п. 8.1 ч. 1 комментируемой статьи исключено положение, касающееся перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указом Президента РФ от 18.11.2015 N 562 (ред. от 05.12.2022) в качестве указанного межведомственного координационного органа была образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма. Этим же Указом было принято Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указом Президента РФ от 18.11.2015 N 562 (ред. от 05.12.2022) в качестве указанного межведомственного координационного органа была образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма. Этим же Указом было принято Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Х. распространил среди знакомых ему, в том числе А., с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, материалы и информацию, направленные на формирование у них идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности и представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Судебная коллегия приговор изменила: исключила из приговора осуждение Х. по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, смягчив наказание за каждое преступление и по их совокупности, указав следующее. Признавая Х. виновным в пропаганде терроризма с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, суд исходил из того, что осужденный распространял среди четырех лиц, в том числе А., материалы и информацию, направленные на формирование у названных лиц идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности и представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Виновность осужденного в инкриминируемом ему деянии суд обосновал показаниями свидетелей о том, что Х. в ходе переписки с ними посредством электронных сетей направлял им различные материалы и информацию о привлекательности идей радикального ислама, необходимости поддержки лиц, принимавших участие в боевых действиях в Сирии на стороне международной террористической организации "ИГИЛ". Согласно заключениям экспертов осужденный, кроме того, оставлял положительные и одобрительные отзывы и комментарии к направленным материалам; высказывал собственное мнение о правильности и целесообразности деятельности участников и руководства незаконных вооруженных формирований и запрещенных в РФ международных террористических организаций; демонстрировал собственный интерес к деятельности международных террористических организаций и лиц, осуществлявших и осуществляющих террористические акты и вооруженную религиозную борьбу; выражал свою приверженность идеологии запрещенной международной террористической организации "ИГИЛ", а также свое желание и готовность совершить джихад. Суд пришел к правильному выводу о том, что Х. пропагандировал среди своих знакомых, за исключением А., терроризм. При этом суд правомерно исходил из того, что под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, как это изложено в примечании 1.1 к ст. 205.2 УК РФ. Содержание данного примечания указывает на то, что пропаганда терроризма не требует установления публичности, в отличие от публичных призывов к осуществлению террористической деятельности и публичного оправдания терроризма, входящих в объективную сторону преступления. Следовательно, уголовная ответственность за пропаганду терроризма может иметь место и в том случае, если указанные действия направлены на формирование идеологии терроризма и соответствующие мировоззренческие установки даже у одного человека. При этом согласно примечанию 1.1 к ст. 205.2 УК РФ действия лица, пропагандирующего терроризм, направлены на лиц, у которых идеология терроризма и убежденность в ее привлекательности не сформированы, а представление о допустимости осуществления террористической деятельности отсутствует. Именно в возможности изменения мировоззрения лиц, на которых направлена пропаганда терроризма, заключается общественная опасность данного преступления. В свою очередь, лица, у которых названная идеология сформирована, убеждены в ее привлекательности и допускают осуществление террористической деятельности, не могут являться участниками данных правоотношений, поскольку эта система взглядов и идей сформирована не субъектом данного конкретного преступления и до него. Между тем на момент начала переписки Х. с А. последний имел ярко выраженную систему взглядов и идей террористической направленности. При таких данных вывод суда о пропаганде Х. терроризма в отношении А. не подтверждается доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, в связи с чем приговор в части осуждения Х. по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (эпизод в отношении А.) нельзя признать законным, приговор в этой части подлежит изменению, а указанное обвинение исключению (Определение N 201-АПУ19-36) <779>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Х. распространил среди знакомых ему, в том числе А., с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, материалы и информацию, направленные на формирование у них идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности и представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Судебная коллегия приговор изменила: исключила из приговора осуждение Х. по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, смягчив наказание за каждое преступление и по их совокупности, указав следующее. Признавая Х. виновным в пропаганде терроризма с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, суд исходил из того, что осужденный распространял среди четырех лиц, в том числе А., материалы и информацию, направленные на формирование у названных лиц идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности и представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Виновность осужденного в инкриминируемом ему деянии суд обосновал показаниями свидетелей о том, что Х. в ходе переписки с ними посредством электронных сетей направлял им различные материалы и информацию о привлекательности идей радикального ислама, необходимости поддержки лиц, принимавших участие в боевых действиях в Сирии на стороне международной террористической организации "ИГИЛ". Согласно заключениям экспертов осужденный, кроме того, оставлял положительные и одобрительные отзывы и комментарии к направленным материалам; высказывал собственное мнение о правильности и целесообразности деятельности участников и руководства незаконных вооруженных формирований и запрещенных в РФ международных террористических организаций; демонстрировал собственный интерес к деятельности международных террористических организаций и лиц, осуществлявших и осуществляющих террористические акты и вооруженную религиозную борьбу; выражал свою приверженность идеологии запрещенной международной террористической организации "ИГИЛ", а также свое желание и готовность совершить джихад. Суд пришел к правильному выводу о том, что Х. пропагандировал среди своих знакомых, за исключением А., терроризм. При этом суд правомерно исходил из того, что под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, как это изложено в примечании 1.1 к ст. 205.2 УК РФ. Содержание данного примечания указывает на то, что пропаганда терроризма не требует установления публичности, в отличие от публичных призывов к осуществлению террористической деятельности и публичного оправдания терроризма, входящих в объективную сторону преступления. Следовательно, уголовная ответственность за пропаганду терроризма может иметь место и в том случае, если указанные действия направлены на формирование идеологии терроризма и соответствующие мировоззренческие установки даже у одного человека. При этом согласно примечанию 1.1 к ст. 205.2 УК РФ действия лица, пропагандирующего терроризм, направлены на лиц, у которых идеология терроризма и убежденность в ее привлекательности не сформированы, а представление о допустимости осуществления террористической деятельности отсутствует. Именно в возможности изменения мировоззрения лиц, на которых направлена пропаганда терроризма, заключается общественная опасность данного преступления. В свою очередь, лица, у которых названная идеология сформирована, убеждены в ее привлекательности и допускают осуществление террористической деятельности, не могут являться участниками данных правоотношений, поскольку эта система взглядов и идей сформирована не субъектом данного конкретного преступления и до него. Между тем на момент начала переписки Х. с А. последний имел ярко выраженную систему взглядов и идей террористической направленности. При таких данных вывод суда о пропаганде Х. терроризма в отношении А. не подтверждается доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, в связи с чем приговор в части осуждения Х. по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (эпизод в отношении А.) нельзя признать законным, приговор в этой части подлежит изменению, а указанное обвинение исключению (Определение N 201-АПУ19-36) <779>.
Статья: Международные и национальные меры предупреждения преступлений террористической направленности
(Костюк М.Ф.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Близкой по содержанию является адресная профилактика, нацеленная на лиц, подверженных идеологии терроризма. Это могут быть лица, ранее обучавшиеся за рубежом, получившие там религиозное образование и намеревающиеся осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации.
(Костюк М.Ф.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Близкой по содержанию является адресная профилактика, нацеленная на лиц, подверженных идеологии терроризма. Это могут быть лица, ранее обучавшиеся за рубежом, получившие там религиозное образование и намеревающиеся осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации.
Статья: Пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ): некоторые особенности объективной стороны
(Днепровская М.А., Абрамитов С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)В какой момент пропаганда терроризма считается оконченной и является ли публичность обязательным признаком, ее характеризующим? Имеет ли значение количество лиц, у которых сформировалась убежденность в привлекательности идеологии терроризма либо представление о допустимости осуществления террористической деятельности? Пропаганда терроризма - это совокупность действий, деятельность, совершаемая системно по распространению информации, направленной на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, или же действие такого рода, совершенное однократно? Влияет ли на квалификацию деяния по признакам преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, удаление материалов, которые могли сформировать у лица идеологию терроризма, убежденность в ее привлекательности либо представление о допустимости осуществления террористической деятельности, в информационно-телекоммуникационных сетях и средствах массовой информации?
(Днепровская М.А., Абрамитов С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)В какой момент пропаганда терроризма считается оконченной и является ли публичность обязательным признаком, ее характеризующим? Имеет ли значение количество лиц, у которых сформировалась убежденность в привлекательности идеологии терроризма либо представление о допустимости осуществления террористической деятельности? Пропаганда терроризма - это совокупность действий, деятельность, совершаемая системно по распространению информации, направленной на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, или же действие такого рода, совершенное однократно? Влияет ли на квалификацию деяния по признакам преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, удаление материалов, которые могли сформировать у лица идеологию терроризма, убежденность в ее привлекательности либо представление о допустимости осуществления террористической деятельности, в информационно-телекоммуникационных сетях и средствах массовой информации?
Статья: Преступления, связанные с распространением заведомо ложной общественно значимой информации: отдельные вопросы разграничения
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Дело в том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма - это, по сути, угроза совершения террористического акта. Внешнее выражение преступлений, предусмотренных ст. 205 и 207 УК РФ, может иметь одинаковое представление. В обеих ситуациях это может быть угроза совершения взрыва, поджога и иных общественно опасных действий.
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Дело в том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма - это, по сути, угроза совершения террористического акта. Внешнее выражение преступлений, предусмотренных ст. 205 и 207 УК РФ, может иметь одинаковое представление. В обеих ситуациях это может быть угроза совершения взрыва, поджога и иных общественно опасных действий.
Готовое решение: Как пользоваться цифровым рублем и отражать в учете операции с ним
(КонсультантПлюс, 2025)могут отказать в совершении операции, если есть подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Однако по этой причине участник платформы не вправе отказать в выводе средств со счета цифрового рубля на банковский счет (направлении их на увеличение остатка ЭДС) (п. 11 ст. 7 указанного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)могут отказать в совершении операции, если есть подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Однако по этой причине участник платформы не вправе отказать в выводе средств со счета цифрового рубля на банковский счет (направлении их на увеличение остатка ЭДС) (п. 11 ст. 7 указанного Закона).