Терроризм экстремизм прокурор
Подборка наиболее важных документов по запросу Терроризм экстремизм прокурор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правомерность приобретения гражданства Российской Федерации как фактор, влияющий на осуществление экстрадиции
(Овчинникова Е.О.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Например, решением коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.05.2023 "О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, а также миграционного законодательства" прокурорам всех уровней поручено давать оценку своевременности прекращения органами МВД России российского гражданства вследствие совершения натурализованными гражданами преступлений.
(Овчинникова Е.О.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Например, решением коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.05.2023 "О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, а также миграционного законодательства" прокурорам всех уровней поручено давать оценку своевременности прекращения органами МВД России российского гражданства вследствие совершения натурализованными гражданами преступлений.
Статья: Проблемы правового регулирования технологий искусственного интеллекта в ходе вооруженных конфликтов
(Сергеев М.М.)
("Современное право", 2025, N 3)Сергеев М.М., аспирант Университета прокуратуры РФ, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Московской области, Россия, Москва.
(Сергеев М.М.)
("Современное право", 2025, N 3)Сергеев М.М., аспирант Университета прокуратуры РФ, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Московской области, Россия, Москва.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3) направлять в установленном порядке запросы в федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках и (или) иных кредитных организациях. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также в уполномоченный орган в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения направляются Генеральным прокурором Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации, военными и другими специализированными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов Российской Федерации;
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3) направлять в установленном порядке запросы в федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках и (или) иных кредитных организациях. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также в уполномоченный орган в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения направляются Генеральным прокурором Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации, военными и другими специализированными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов Российской Федерации;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"7. С административным исковым заявлением о ликвидации либо запрете деятельности объединения граждан в связи с осуществлением таким объединением экстремистской или террористической деятельности вправе обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации либо подчиненный ему прокурор (часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"7. С административным исковым заявлением о ликвидации либо запрете деятельности объединения граждан в связи с осуществлением таким объединением экстремистской или террористической деятельности вправе обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации либо подчиненный ему прокурор (часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму).
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Безусловно, в силу значительной "многоплановости" и специфики ОРД это не исчерпывающий перечень нарушений. Актуальным остается вопрос необходимости разработки отдельных методических указаний и рекомендаций, содержащих приемы и методы, применяемые прокурорами для полноценного и единообразного выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства об ОРД. Речь идет о самостоятельных методиках осуществления надзора в рамках различных групп дел оперативного учета (коррупционного характера, о должностных преступлениях, в сфере экономической деятельности, о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, о противодействии терроризму и экстремизму и пр.), а также проверок законности действий сотрудников оперативных подразделений при проведении отдельных ОРМ (в первую очередь, имеющих повышенную сложность).
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Безусловно, в силу значительной "многоплановости" и специфики ОРД это не исчерпывающий перечень нарушений. Актуальным остается вопрос необходимости разработки отдельных методических указаний и рекомендаций, содержащих приемы и методы, применяемые прокурорами для полноценного и единообразного выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства об ОРД. Речь идет о самостоятельных методиках осуществления надзора в рамках различных групп дел оперативного учета (коррупционного характера, о должностных преступлениях, в сфере экономической деятельности, о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, о противодействии терроризму и экстремизму и пр.), а также проверок законности действий сотрудников оперативных подразделений при проведении отдельных ОРМ (в первую очередь, имеющих повышенную сложность).
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См.: п. 1.8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 8 февраля 2017 г. N 87 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См.: п. 1.8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 8 февраля 2017 г. N 87 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма".
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)г) информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ в любой форме. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)г) информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ в любой форме. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
Статья: Определение подсудности ходатайств о даче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 6)Заика Алексей Михайлович, первый заместитель прокурора Республики Татарстан.
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 6)Заика Алексей Михайлович, первый заместитель прокурора Республики Татарстан.
Статья: Права и технологии в сфере противодействия киберугрозам
(Крайнова Н.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)На проведенном Генеральным прокурором России И. Красновым координационном совещании с руководителями правоохранительных органов отмечалось, "что рост киберпреступлений обусловлен разрастающимися возможностями по анонимизации действий злоумышленников в киберпространстве, доступностью информационных и иных ресурсов, а также глобализацией виртуальной криминальной сети (с незаконной торговлей наркотиками, оружием, вымогательством, изготовлением контрафактной продукции, детской порнографии, распространением идей экстремизма и терроризма)".
(Крайнова Н.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)На проведенном Генеральным прокурором России И. Красновым координационном совещании с руководителями правоохранительных органов отмечалось, "что рост киберпреступлений обусловлен разрастающимися возможностями по анонимизации действий злоумышленников в киберпространстве, доступностью информационных и иных ресурсов, а также глобализацией виртуальной криминальной сети (с незаконной торговлей наркотиками, оружием, вымогательством, изготовлением контрафактной продукции, детской порнографии, распространением идей экстремизма и терроризма)".
Статья: Российский опыт привлечения к уголовной ответственности иностранных террористов-боевиков: международно-правовой аспект
(Тисен О.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Тисен Ольга Николаевна, старший прокурор управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.
(Тисен О.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Тисен Ольга Николаевна, старший прокурор управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.
Статья: Отдельные аспекты организации деятельности органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Закон Республики Казахстан "О связи" <25> также регулирует вопросы приостановления работы сетей и (или) средств связи. Так, согласно ст. 41-1 указанного Закона, в случаях использования сетей и (или) средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, пропагандирующих сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних и детскую порнографию, генеральный прокурор Республики Казахстан или его заместители вносят в уполномоченный орган предписание об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по временному приостановлению работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации.
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Закон Республики Казахстан "О связи" <25> также регулирует вопросы приостановления работы сетей и (или) средств связи. Так, согласно ст. 41-1 указанного Закона, в случаях использования сетей и (или) средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, пропагандирующих сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних и детскую порнографию, генеральный прокурор Республики Казахстан или его заместители вносят в уполномоченный орган предписание об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по временному приостановлению работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации.
Статья: Особенности судебного следствия при производстве в особом порядке по законодательству Российской Федерации и иных государств - членов СНГ
(Батчаева Э.К.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В УПК Республики Казахстан предусмотрено заключение сделки о признании вины (по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если подозреваемый, обвиняемый не оспаривает обвинение) и соглашения о сотрудничестве (особо тяжкие преступления, совершенные преступной группой, экстремистские и террористические преступления). Порядок судебного разбирательства в согласительном производстве определен в ст. 625 УПК Республики Казахстан и заключается в выяснении позиции подсудимого, мнения защитника и прокурора по поводу соглашения, а также в выяснении корректности соблюдения процедуры при заключении процессуального соглашения о признании вины.
(Батчаева Э.К.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В УПК Республики Казахстан предусмотрено заключение сделки о признании вины (по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если подозреваемый, обвиняемый не оспаривает обвинение) и соглашения о сотрудничестве (особо тяжкие преступления, совершенные преступной группой, экстремистские и террористические преступления). Порядок судебного разбирательства в согласительном производстве определен в ст. 625 УПК Республики Казахстан и заключается в выяснении позиции подсудимого, мнения защитника и прокурора по поводу соглашения, а также в выяснении корректности соблюдения процедуры при заключении процессуального соглашения о признании вины.
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
Статья: Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзора
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Так, на сегодняшний день, согласно сведениям, размещенным на официальных сайтах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Минюста России, судами по заявлениям прокуроров признаны экстремистскими 87 и террористическими 33 организаций, при этом идейной платформой 28 террористических организаций являются радикальные течения ислама <3>.
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Так, на сегодняшний день, согласно сведениям, размещенным на официальных сайтах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Минюста России, судами по заявлениям прокуроров признаны экстремистскими 87 и террористическими 33 организаций, при этом идейной платформой 28 террористических организаций являются радикальные течения ислама <3>.