Территориальная компетенция прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная компетенция прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)"...Довод общества о нарушении территориального принципа работы системы прокуратуры не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку регистрация ООО... в городе Красноярске не создает правовой привязки к распространению полномочий контролирующих органов по адресу регистрации юридического лица с учетом того, что проверка на предмет исполнения требований законодательства об охранной деятельности, лицензионных требований проведена в отношении лиц, оказывающих соответствующие услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах, расположенных на территории города, возможна согласно принципу территориальности именно прокуратурой г. Мегиона. При этом местом совершенного обществом административного правонарушения является городской округ Мегион..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Довод общества о нарушении территориального принципа работы системы прокуратуры не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку регистрация ООО... в городе Красноярске не создает правовой привязки к распространению полномочий контролирующих органов по адресу регистрации юридического лица с учетом того, что проверка на предмет исполнения требований законодательства об охранной деятельности, лицензионных требований проведена в отношении лиц, оказывающих соответствующие услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах, расположенных на территории города, возможна согласно принципу территориальности именно прокуратурой г. Мегиона. При этом местом совершенного обществом административного правонарушения является городской округ Мегион..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Природоохранные прокуратуры в системе публичной власти
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)В некоторых субъектах Федерации нет специализированных природоохранных прокуратур, но это не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность. Эти функции там выполняют территориальные прокуратуры. Полномочия природоохранных прокуроров в самом общем виде регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В п. 2.3 этого Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)В некоторых субъектах Федерации нет специализированных природоохранных прокуратур, но это не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность. Эти функции там выполняют территориальные прокуратуры. Полномочия природоохранных прокуроров в самом общем виде регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В п. 2.3 этого Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. До завершения формирования органов прокуратуры, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, соответствующие полномочия на территории Донецкой Народной Республики осуществляют органы прокуратуры Донецкой Народной Республики, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В случае отсутствия таких органов соответствующие полномочия на территории Донецкой Народной Республики осуществляют органы военной прокуратуры Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. До завершения формирования органов прокуратуры, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, соответствующие полномочия на территории Донецкой Народной Республики осуществляют органы прокуратуры Донецкой Народной Республики, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В случае отсутствия таких органов соответствующие полномочия на территории Донецкой Народной Республики осуществляют органы военной прокуратуры Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3. До завершения формирования органов прокуратуры, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, соответствующие полномочия на территории Херсонской области осуществляют органы прокуратуры Херсонской области, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В случае отсутствия таких органов соответствующие полномочия на территории Херсонской области осуществляют органы военной прокуратуры Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"3. До завершения формирования органов прокуратуры, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, соответствующие полномочия на территории Херсонской области осуществляют органы прокуратуры Херсонской области, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В случае отсутствия таких органов соответствующие полномочия на территории Херсонской области осуществляют органы военной прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)<19> Приказ Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС "КонсультантПлюс".
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)<19> Приказ Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Прежде всего, лица, заключенные под стражу или отбывающие лишение свободы, должны быть подробно и в доступной форме проинформированы о конкретных благоприятных и неблагоприятных последствиях своих поступков. В рамках работы по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на профилактику правонарушений, прокуроры должны разъяснять лицам, содержащимся в УИС, правовые последствия их поведения. Для обеспечения этого направления прокурорской деятельности необходимо внести изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие обязанности прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (например, в п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур").
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)В последние годы вышли работы, посвященные деятельности природоохранных прокуратур <1>. Появились обзоры нормативных актов по данной теме <2>. Научные институты и организации в мире прогнозируют дальнейшее изменение климата и риски для экосистемы и жителей Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Задача государства - совершенствование правовой и организационной природоохранной деятельности. 7 мая 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла Приказ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <3>. Надзором за соблюдением природоохранных правовых актов стали заниматься природоохранные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации <4>. В апреле 2019 г. Генпрокуратура создала отдельное управление по надзору за экологией и обращению с отходами <5>. В январе 2019 г. был подписан Указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор" <6>. Оператор создает условия для реализации норм природоохранного законодательства при обращении с отходами. Тем самым он занимается реализацией национального проекта "Экология" <7>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и иных специализированных прокуратур".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и иных специализированных прокуратур".
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Надзор за исполнением экологического законодательства на транспорте осуществляют транспортные, территориальные, природоохранные и другие прокуроры. Как известно, к компетенции транспортных прокуроров относится надзор за исполнением законов на воздушном, железнодорожном, морском и речном транспорте. Особенностью предмета данного надзора является наличие многочисленных международных конвенций, регламентирующих деятельность транспорта, в том числе исполнение экологических норм. Основными приказами для транспортных прокуроров являются Приказы Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <8>. К сожалению, в этих Приказах не сказано об осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства, хотя очевидно, что надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте включает и экологическую безопасность и имеет существенную специфику, обусловленную в том числе, как уже отмечалось, международными нормами о транспортной деятельности. Территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением экологического законодательства на автомобильном и трубопроводном транспорте. Автотранспорт является едва ли не самым главным загрязнителем природы. Транспортные и территориальные прокуроры руководствуются также приказами Генпрокуратуры, посвященными надзору в сфере экологии <9>. Каждый вид транспорта требует специфики надзора.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Надзор за исполнением экологического законодательства на транспорте осуществляют транспортные, территориальные, природоохранные и другие прокуроры. Как известно, к компетенции транспортных прокуроров относится надзор за исполнением законов на воздушном, железнодорожном, морском и речном транспорте. Особенностью предмета данного надзора является наличие многочисленных международных конвенций, регламентирующих деятельность транспорта, в том числе исполнение экологических норм. Основными приказами для транспортных прокуроров являются Приказы Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" <8>. К сожалению, в этих Приказах не сказано об осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства, хотя очевидно, что надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте включает и экологическую безопасность и имеет существенную специфику, обусловленную в том числе, как уже отмечалось, международными нормами о транспортной деятельности. Территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением экологического законодательства на автомобильном и трубопроводном транспорте. Автотранспорт является едва ли не самым главным загрязнителем природы. Транспортные и территориальные прокуроры руководствуются также приказами Генпрокуратуры, посвященными надзору в сфере экологии <9>. Каждый вид транспорта требует специфики надзора.
Статья: Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)3. Пункт 1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" возлагает на органы прокуратуры обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов <7>.
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2024, N 3)3. Пункт 1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" возлагает на органы прокуратуры обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов <7>.
Статья: Транспортные прокуратуры в системе публичной власти (на примере Южной транспортной прокуратуры)
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Довольно подробно и детально этот аспект рассмотрен в пособии 2012 г. <5>, в котором отмечено, что обозначенные полномочия отнесены к компетенции системы территориальных прокуратур.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Довольно подробно и детально этот аспект рассмотрен в пособии 2012 г. <5>, в котором отмечено, что обозначенные полномочия отнесены к компетенции системы территориальных прокуратур.
Статья: О некоторых проблемных вопросах реализации прокурорами надзорных полномочий в области охраны поверхностных пресноводных объектов в Российской Федерации при выявлении затонувших в акваториях водоемов судов и иного затонувшего имущества
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости обеспечения в процессе осуществления надзорной деятельности тесного взаимодействия между природоохранными и транспортными прокурорами, а также территориальными прокурорами, в том числе расширения практики проведения ими совместных прокурорских проверок и скоординированного принятия мер, направленных на устранение нарушений закона, с учетом компетенции, определенной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
(Ворохобин И.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости обеспечения в процессе осуществления надзорной деятельности тесного взаимодействия между природоохранными и транспортными прокурорами, а также территориальными прокурорами, в том числе расширения практики проведения ими совместных прокурорских проверок и скоординированного принятия мер, направленных на устранение нарушений закона, с учетом компетенции, определенной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.