Территориальная избирательная комиссия
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная избирательная комиссия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Местный референдум
(КонсультантПлюс, 2025)"...в территориальную избирательную комиссию... района... обратились граждане... с ходатайством о регистрации их инициативной группы по проведению местного референдума на территории... района... на разрешение которого предложила вынести вопрос: "Согласны ли Вы с реорганизацией или ликвидацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2..."...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в территориальную избирательную комиссию... района... обратились граждане... с ходатайством о регистрации их инициативной группы по проведению местного референдума на территории... района... на разрешение которого предложила вынести вопрос: "Согласны ли Вы с реорганизацией или ликвидацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2..."...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Поскольку статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ регулирует вопросы сроков обжалования решений избирательных комиссий, как в вышестоящие комиссии, так и в суд, подлежат применению общие правила исчисления их исчисления. Учитывая положения статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, последним днем обжалования решения Территориальной избирательной комиссии N 5 от 19 июля 2024 года N 58-8 в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию являлось 24 июля 2024 года. Соответственно юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела являлось установление факта поступления/непоступления в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию жалобы П. на вышеуказанного решение Территориальной избирательной комиссии в установленный законом срок обжалования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок формирования территориальной
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок формирования территориальной
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
Статья: Вопросы правового закрепления финансово-контрольных полномочий органов федеральной территории "Сириус"
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Второй блок включает акты федерального уровня - законы и подзаконные акты. В первую очередь это Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" <4>. Отметим Указы Президента РФ от 4 августа 2021 г. N 448 "Об оплате труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации в органах публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетной палате федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" <5>, от 4 августа 2021 г. N 450 "Об установлении предельной штатной численности администрации федеральной территории "Сириус" и фонде оплаты труда ее работников" <6>, которые демонстрируют реализацию главой государства полномочий по управлению отдельными территориями.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Второй блок включает акты федерального уровня - законы и подзаконные акты. В первую очередь это Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" <4>. Отметим Указы Президента РФ от 4 августа 2021 г. N 448 "Об оплате труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации в органах публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетной палате федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" <5>, от 4 августа 2021 г. N 450 "Об установлении предельной штатной численности администрации федеральной территории "Сириус" и фонде оплаты труда ее работников" <6>, которые демонстрируют реализацию главой государства полномочий по управлению отдельными территориями.
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
Статья: Система взглядов А.И. Елистратова на природу и сущность института административно-территориального устройства и их актуальность в современных науках конституционного и административного права
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Анализ наиболее важных работ российского и советского государствоведа А.И. Елистратова позволяет прийти к однозначному выводу о том, что им была подготовлена достаточно развитая теоретическая база административно-территориального устройства, хотя институционально оно еще не обособлялось и рассматривалось им в рамках института органов государственного (публичного) управления ("административных учреждений"). Обозначенное ученым предназначение "административного деления (устройства)" - обеспечение местного управления, а также рассмотрение вопросов статуса территории как производных от правового положения субъектов публичной власти, по нашему мнению, вполне актуальны и в современной науке, будучи необходимыми для построения новой концепции. Совершенно очевидно, что с учетом нынешнего конституционного и муниципального права и законодательного регулирования каждому уровню публичной власти (выражаясь современным языком, каждому уровню публично-правовых образований) соответствует своя форма территориальной организации: Российской Федерации и федеральным органам государственной власти - территориальное устройство государства в целом, субъектам Федерации и его органам - государственно-территориальное (федеративное) устройство, местному самоуправлению - территориальная организация муниципальной власти. Причем такая парадигма основана на упоминаемом А.И. Елистратовым принципе децентрализации публичной власти и предполагает организационную, компетенционную, финансовую самостоятельность каждого из ее уровней при непременном условии их взаимодействия. Однако указанная система исключает административно-территориальное устройство из территориальной организации публичной власти: административно-территориальные единицы как территориальные образования существуют, однако не образуют обособленный публичный территориальный коллектив. И на этом этапе рассуждений важно вспомнить еще об одном понятии, в настоящий момент практически не используемом в науке, - деконцентрации, которую А.И. Елистратов воспринимал как способ деятельности правительственных учреждений на местном уровне. Более детальный анализ демонстрирует, что и на нынешнем этапе конституционного строительства в пределах нижестоящего публично-правового образования действует ряд органов вышестоящего территориального коллектива. И речь не о местных органах государственной власти, которыми были дореволюционные губернаторы, уездная полиция, местные советы в период с 1917 по 1991 г., а только об органах специальной компетенции - территориальных органах федеральных и региональных органов исполнительной власти, районных и городских судах, прокуратурах, следственных отделах, территориальных избирательных комиссиях, а после 2019 г. - территориальных подразделениях администраций муниципальных округов, что является реализацией идеи деконцентрации муниципальной власти. Таким образом, идея А.И. Елистратова о том, что государственные органы могут быть как центральными, так и местными, не потеряла своей значимости, однако деконцентрация носит ограниченный характер, не отрицает децентрализацию и обеспечивает приближение органов, указанных выше, к населению. Административно-территориальное устройство хотя и характеризует только территорию субъектов Федерации, которые не являются административно-территориальными единицами, но обеспечивает деятельность органов власти всех уровней, отражая принцип деконцентрации, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Анализ наиболее важных работ российского и советского государствоведа А.И. Елистратова позволяет прийти к однозначному выводу о том, что им была подготовлена достаточно развитая теоретическая база административно-территориального устройства, хотя институционально оно еще не обособлялось и рассматривалось им в рамках института органов государственного (публичного) управления ("административных учреждений"). Обозначенное ученым предназначение "административного деления (устройства)" - обеспечение местного управления, а также рассмотрение вопросов статуса территории как производных от правового положения субъектов публичной власти, по нашему мнению, вполне актуальны и в современной науке, будучи необходимыми для построения новой концепции. Совершенно очевидно, что с учетом нынешнего конституционного и муниципального права и законодательного регулирования каждому уровню публичной власти (выражаясь современным языком, каждому уровню публично-правовых образований) соответствует своя форма территориальной организации: Российской Федерации и федеральным органам государственной власти - территориальное устройство государства в целом, субъектам Федерации и его органам - государственно-территориальное (федеративное) устройство, местному самоуправлению - территориальная организация муниципальной власти. Причем такая парадигма основана на упоминаемом А.И. Елистратовым принципе децентрализации публичной власти и предполагает организационную, компетенционную, финансовую самостоятельность каждого из ее уровней при непременном условии их взаимодействия. Однако указанная система исключает административно-территориальное устройство из территориальной организации публичной власти: административно-территориальные единицы как территориальные образования существуют, однако не образуют обособленный публичный территориальный коллектив. И на этом этапе рассуждений важно вспомнить еще об одном понятии, в настоящий момент практически не используемом в науке, - деконцентрации, которую А.И. Елистратов воспринимал как способ деятельности правительственных учреждений на местном уровне. Более детальный анализ демонстрирует, что и на нынешнем этапе конституционного строительства в пределах нижестоящего публично-правового образования действует ряд органов вышестоящего территориального коллектива. И речь не о местных органах государственной власти, которыми были дореволюционные губернаторы, уездная полиция, местные советы в период с 1917 по 1991 г., а только об органах специальной компетенции - территориальных органах федеральных и региональных органов исполнительной власти, районных и городских судах, прокуратурах, следственных отделах, территориальных избирательных комиссиях, а после 2019 г. - территориальных подразделениях администраций муниципальных округов, что является реализацией идеи деконцентрации муниципальной власти. Таким образом, идея А.И. Елистратова о том, что государственные органы могут быть как центральными, так и местными, не потеряла своей значимости, однако деконцентрация носит ограниченный характер, не отрицает децентрализацию и обеспечивает приближение органов, указанных выше, к населению. Административно-территориальное устройство хотя и характеризует только территорию субъектов Федерации, которые не являются административно-территориальными единицами, но обеспечивает деятельность органов власти всех уровней, отражая принцип деконцентрации, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)11. Порядок взаимодействия органов, ответственных за проведение выборов с Роскомнадзором регулируется Постановлением ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8 "О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах". Так, при поступлении сведений об обнаружении нарушающей требования закона информации и (или) незаконных агитационных материалов избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, проводится их проверка, и в случае подтверждения факта распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, таких агитационных материалов и (или) информации осуществляется фиксация этого факта путем изготовления скриншота (файла видеофиксации) агитационного материала и (или) информации, а также составления акта об изготовлении скриншота (файла видеофиксации).
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)11. Порядок взаимодействия органов, ответственных за проведение выборов с Роскомнадзором регулируется Постановлением ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8 "О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах". Так, при поступлении сведений об обнаружении нарушающей требования закона информации и (или) незаконных агитационных материалов избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, проводится их проверка, и в случае подтверждения факта распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, таких агитационных материалов и (или) информации осуществляется фиксация этого факта путем изготовления скриншота (файла видеофиксации) агитационного материала и (или) информации, а также составления акта об изготовлении скриншота (файла видеофиксации).
Статья: О природе элементов системы органов федеральной территории "Сириус"
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Одновременно другие положения Закона о ФТ Сириус упоминали Территориальную избирательную комиссию ФТ "Сириус" и участковые избирательные комиссии, никак не обозначая их природу и вхождение в какую-либо систему (ч. 5 - 12, 14 ст. 17, ч. 3 и 4 ст. 18, ч. 2 ст. 19 и др.) <14>. Поэтому даже в первоначальной редакции Закона о ФТ "Сириус" предусматривались органы федеральной территории, не входящие в систему органов публичной власти ФТ "Сириус". Впрочем, недостаточная определенность в статусе избирательных комиссий вполне традиционна для российского конституционализма <15>.
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Одновременно другие положения Закона о ФТ Сириус упоминали Территориальную избирательную комиссию ФТ "Сириус" и участковые избирательные комиссии, никак не обозначая их природу и вхождение в какую-либо систему (ч. 5 - 12, 14 ст. 17, ч. 3 и 4 ст. 18, ч. 2 ст. 19 и др.) <14>. Поэтому даже в первоначальной редакции Закона о ФТ "Сириус" предусматривались органы федеральной территории, не входящие в систему органов публичной власти ФТ "Сириус". Впрочем, недостаточная определенность в статусе избирательных комиссий вполне традиционна для российского конституционализма <15>.
Статья: Возраст гражданина Российской Федерации как избирательный ценз
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<10> Молодежь в избирательной системе // Официальный сайт Территориальной избирательной комиссии N 27 г. Санкт-Петербург. URL: https://tik27.spbik.spb.ru/index.php?p=17 (дата обращения: 08.07.2025).
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<10> Молодежь в избирательной системе // Официальный сайт Территориальной избирательной комиссии N 27 г. Санкт-Петербург. URL: https://tik27.spbik.spb.ru/index.php?p=17 (дата обращения: 08.07.2025).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 2.2 комментируемой статьи введена с 2 июля 2021 г. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <38> в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" <39>, ст. 10 которой посвящена системе органов федеральной территории "Сириус". Согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 287-ФЗ <40>) систему органов федеральной территории "Сириус" составляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетный орган федеральной территории "Сириус", территориальная избирательная комиссия федеральной территории "Сириус" и иные органы федеральной территории "Сириус", создаваемые в соответствии с ч. 5 данной статьи.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 2.2 комментируемой статьи введена с 2 июля 2021 г. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ <38> в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" <39>, ст. 10 которой посвящена системе органов федеральной территории "Сириус". Согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 287-ФЗ <40>) систему органов федеральной территории "Сириус" составляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетный орган федеральной территории "Сириус", территориальная избирательная комиссия федеральной территории "Сириус" и иные органы федеральной территории "Сириус", создаваемые в соответствии с ч. 5 данной статьи.