Тендерные процедуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Тендерные процедуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании налогоплательщика и ряда обществ зависимыми лицами и взыскании с них в солидарном порядке налоговой задолженности налогоплательщика. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что инспекция не доказала наличия признаков взаимозависимости для целей применения подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. Так, аргументы налогового органа о выводе налогоплательщиком трудовых, финансовых и материальных ресурсов были опровергнуты представленными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Было установлено, что штат сотрудников обществ расширялся до начала проверки в отношении налогоплательщика. Увеличение штата сотрудников было обусловлено развитием деятельности организации. Довод о перезаключении договоров также был отклонен, поскольку договоры были заключены задолго до начала проверки по результатам коммерческих переговоров и тендерных процедур. Довод о том, что выручка налогоплательщика после начала проверки уменьшилась, а доходы обществ увеличились, не признан судом бесспорным и достаточным доказательством того, что названными организациями совершены действия по передаче имущества, за счет которого должна быть исполнена обязанность по уплате налогов. Суд отметил, что налоговый орган не доказал, что налогоплательщик указывал своим контрагентам (покупателям) на необходимость перечислять причитающиеся ему денежные средства за отгруженные товары на счета обществ. Вопрос происхождения поступивших на счета общества денежных средств не исследовался, книга продаж, бухгалтерская отчетность налогоплательщика и спорных лиц не проверялась и не сопоставлялась. Обстоятельств выведения какого-либо имущества в пользу других организаций из состава имущества общества, за счет которого могли быть погашены доначисленные налоги, инспекцией не установлено. Суд пришел к выводу о недоказанности наличия у спорных организаций обязанности по погашению налоговой задолженности проверяемого налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании налогоплательщика и ряда обществ зависимыми лицами и взыскании с них в солидарном порядке налоговой задолженности налогоплательщика. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что инспекция не доказала наличия признаков взаимозависимости для целей применения подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. Так, аргументы налогового органа о выводе налогоплательщиком трудовых, финансовых и материальных ресурсов были опровергнуты представленными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Было установлено, что штат сотрудников обществ расширялся до начала проверки в отношении налогоплательщика. Увеличение штата сотрудников было обусловлено развитием деятельности организации. Довод о перезаключении договоров также был отклонен, поскольку договоры были заключены задолго до начала проверки по результатам коммерческих переговоров и тендерных процедур. Довод о том, что выручка налогоплательщика после начала проверки уменьшилась, а доходы обществ увеличились, не признан судом бесспорным и достаточным доказательством того, что названными организациями совершены действия по передаче имущества, за счет которого должна быть исполнена обязанность по уплате налогов. Суд отметил, что налоговый орган не доказал, что налогоплательщик указывал своим контрагентам (покупателям) на необходимость перечислять причитающиеся ему денежные средства за отгруженные товары на счета обществ. Вопрос происхождения поступивших на счета общества денежных средств не исследовался, книга продаж, бухгалтерская отчетность налогоплательщика и спорных лиц не проверялась и не сопоставлялась. Обстоятельств выведения какого-либо имущества в пользу других организаций из состава имущества общества, за счет которого могли быть погашены доначисленные налоги, инспекцией не установлено. Суд пришел к выводу о недоказанности наличия у спорных организаций обязанности по погашению налоговой задолженности проверяемого налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности затратного торга. Как правильно учитывать расходы на тендеры
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2020, N 38)Тендер - это выбор поставщика на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам. Большая часть тендеров проходит в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок. Конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме, проводятся на электронной площадке (сайт в Интернете) (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2020, N 38)Тендер - это выбор поставщика на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам. Большая часть тендеров проходит в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок. Конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме, проводятся на электронной площадке (сайт в Интернете) (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).
Статья: Субсидиарная ответственность генерального директора специализированного застройщика в роли руководителя девелоперского проекта
(Коган Д.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)В отличие от номинального директора организации руководитель проекта, будучи официальным генеральным директором специализированного застройщика, вряд ли сможет доказать в суде, что он номинал, который ничего не подозревал. В реальности руководитель девелоперского проекта выполняет роль управленца в рамках своего проекта, контролирует ход его реализации, следит за финансовой моделью и бюджетом, участвует в процедурах закупок, проводит встречи, в том числе в органах власти, ведет переписку, в частности по электронной почте, и, самое главное, подписывает официальные документы. Одним словом, данное лицо принимает ключевое участие на различных этапах жизненного цикла проекта, будь то градостроительная подготовка земельного участка, проектирование, строительство и т.п. Однако такой руководитель проекта (генеральный директор) не всегда принимает решения, особенно по наиболее важным для проекта вопросам, так как эти вопросы решаются высшим руководством группы компаний. Например, этим решением может быть выбор в рамках тендерной процедуры той или иной подрядной организации либо индивидуального предпринимателя, который может помочь по важному вопросу с последующим проведением и согласованием оплаты за услуги. Руководитель проекта, будучи генеральным директором юридического лица, получая достойную плату, как правило, выше рынка, будет обязан подписывать все необходимые документы, исполняя волю реальных бенефициаров в интересах своего девелоперского проекта и группы компаний. В итоге доказать номинальное участие практически невозможно, поскольку такой генеральный директор в роли руководителя проекта являлся наемным сотрудником и был обязан принимать активное участие в работе по проекту.
(Коган Д.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)В отличие от номинального директора организации руководитель проекта, будучи официальным генеральным директором специализированного застройщика, вряд ли сможет доказать в суде, что он номинал, который ничего не подозревал. В реальности руководитель девелоперского проекта выполняет роль управленца в рамках своего проекта, контролирует ход его реализации, следит за финансовой моделью и бюджетом, участвует в процедурах закупок, проводит встречи, в том числе в органах власти, ведет переписку, в частности по электронной почте, и, самое главное, подписывает официальные документы. Одним словом, данное лицо принимает ключевое участие на различных этапах жизненного цикла проекта, будь то градостроительная подготовка земельного участка, проектирование, строительство и т.п. Однако такой руководитель проекта (генеральный директор) не всегда принимает решения, особенно по наиболее важным для проекта вопросам, так как эти вопросы решаются высшим руководством группы компаний. Например, этим решением может быть выбор в рамках тендерной процедуры той или иной подрядной организации либо индивидуального предпринимателя, который может помочь по важному вопросу с последующим проведением и согласованием оплаты за услуги. Руководитель проекта, будучи генеральным директором юридического лица, получая достойную плату, как правило, выше рынка, будет обязан подписывать все необходимые документы, исполняя волю реальных бенефициаров в интересах своего девелоперского проекта и группы компаний. В итоге доказать номинальное участие практически невозможно, поскольку такой генеральный директор в роли руководителя проекта являлся наемным сотрудником и был обязан принимать активное участие в работе по проекту.
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Ремонт бюджетных учреждений зачастую сталкивается со сложностями различного характера, в том числе это может быть связано с финансированием и с исполнением строительных работ. Строительные и ремонтные работы - технически сложные процессы, в ходе исполнения которых могут выявляться скрытые конструктивы, которые также необходимо ремонтировать для качественного завершения работ. Однако это не всегда становится препятствием для исполнения государственных контрактов, нередки бывают случаи, что тендерную процедуру выигрывает заинтересованный человек и исполнение работ происходит не на должном уровне. Что и произошло в школе поселка Лукаши, история дошла до прокуратуры РФ, однако, несмотря на правильные действия руководства школы, директор был уволен и не восстановлен на работе.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Ремонт бюджетных учреждений зачастую сталкивается со сложностями различного характера, в том числе это может быть связано с финансированием и с исполнением строительных работ. Строительные и ремонтные работы - технически сложные процессы, в ходе исполнения которых могут выявляться скрытые конструктивы, которые также необходимо ремонтировать для качественного завершения работ. Однако это не всегда становится препятствием для исполнения государственных контрактов, нередки бывают случаи, что тендерную процедуру выигрывает заинтересованный человек и исполнение работ происходит не на должном уровне. Что и произошло в школе поселка Лукаши, история дошла до прокуратуры РФ, однако, несмотря на правильные действия руководства школы, директор был уволен и не восстановлен на работе.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 2.9.1.5 приложения N 6 к Договору установлено, что Правообладатель подтверждает, что со всех текущих производителей и победителей будущих тендерных процедур на абонентское оборудование для ПАО "Ростелеком" не будет взиматься какая-либо плата, в том числе роялти, в сторону Правообладателя и Verimatrix, за исключением указанной в пункте 2.9.1.3.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 2.9.1.5 приложения N 6 к Договору установлено, что Правообладатель подтверждает, что со всех текущих производителей и победителей будущих тендерных процедур на абонентское оборудование для ПАО "Ростелеком" не будет взиматься какая-либо плата, в том числе роялти, в сторону Правообладателя и Verimatrix, за исключением указанной в пункте 2.9.1.3.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)При этом во избежание обвинений заказчика в намеренном уклонении от проведения торгов следует предусмотреть в положении о закупке заметные процедурные отличия тендера и запроса оферт от торгов, что может выражаться как в порядке проведения данных способов закупки (например, отличия в этапах их проведения), так и по объему и содержанию составляемых в ходе закупки документов (документация, протоколы и пр.). Так, в примере ниже судом признано правомерным отсутствие итогового протокола в неконкурентной закупке, так как она проводилась по правилам электронной площадки.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)При этом во избежание обвинений заказчика в намеренном уклонении от проведения торгов следует предусмотреть в положении о закупке заметные процедурные отличия тендера и запроса оферт от торгов, что может выражаться как в порядке проведения данных способов закупки (например, отличия в этапах их проведения), так и по объему и содержанию составляемых в ходе закупки документов (документация, протоколы и пр.). Так, в примере ниже судом признано правомерным отсутствие итогового протокола в неконкурентной закупке, так как она проводилась по правилам электронной площадки.
Статья: Комплаенс налоговых рисков, защиты информации и другие виды: основные тренды и требования в бизнес-процессах
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Автоматизация скоринга (метод выявления рисков) контрагентов может позволить также усилить степень автоматизации системы внутреннего контроля (СВК) для участника налогового мониторинга с последующим увеличением доли автоматизированных контрольных процедур и степени зрелости СВК участника налогового мониторинга. Кроме фискальных и административных эффектов для участников налогового мониторинга, хотелось бы особо отметить важность автоматизации скоринга налоговой благонадежности для широкого круга предприятий. Автоматизация скоринга контрагентов может позволить цифровизировать целый ряд процессов в рамках тендерных и бестендерных процедур, снизить административную нагрузку на бизнес в рамках выполнения рутинных операций, повысить степень автоматизации СВК для целей менеджмента.
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Автоматизация скоринга (метод выявления рисков) контрагентов может позволить также усилить степень автоматизации системы внутреннего контроля (СВК) для участника налогового мониторинга с последующим увеличением доли автоматизированных контрольных процедур и степени зрелости СВК участника налогового мониторинга. Кроме фискальных и административных эффектов для участников налогового мониторинга, хотелось бы особо отметить важность автоматизации скоринга налоговой благонадежности для широкого круга предприятий. Автоматизация скоринга контрагентов может позволить цифровизировать целый ряд процессов в рамках тендерных и бестендерных процедур, снизить административную нагрузку на бизнес в рамках выполнения рутинных операций, повысить степень автоматизации СВК для целей менеджмента.
Статья: Эволюция законодательства Алжира о государственных закупках: от фрагментации к конституционализации
(Колесников П.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)4. Президентский декрет от 24.06.2002 N 250-02 "О государственных закупках" <10>. Издание данного акта стало новой вехой в стандартизации нормативно-правовой формы документов, регламентирующих порядок заключения и исполнения публичных сделок. В частности, с этого момента все правовые акты в форме декретов становятся "президентскими". После его принятия полностью утратили силу декрет N 145-82 и исполнительный декрет N 434-91. Нормы нового декрета повысили финансовый порог для заключения публичных контрактов, а также ввели ряд мер, направленных на снижение нагрузки Национальной комиссии по закупкам. Документ также предусматривал внедрение принципов свободной конкуренции и дополнительную либерализацию тендерных процедур.
(Колесников П.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)4. Президентский декрет от 24.06.2002 N 250-02 "О государственных закупках" <10>. Издание данного акта стало новой вехой в стандартизации нормативно-правовой формы документов, регламентирующих порядок заключения и исполнения публичных сделок. В частности, с этого момента все правовые акты в форме декретов становятся "президентскими". После его принятия полностью утратили силу декрет N 145-82 и исполнительный декрет N 434-91. Нормы нового декрета повысили финансовый порог для заключения публичных контрактов, а также ввели ряд мер, направленных на снижение нагрузки Национальной комиссии по закупкам. Документ также предусматривал внедрение принципов свободной конкуренции и дополнительную либерализацию тендерных процедур.
Статья: Рекомендация Р-153/2023-КПР "Премирование подрядчиков"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 13.06.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В соответствии с пунктом 53 IFRS 15 организация должна оценить сумму переменного возмещения, используя один из приведенных ниже методов, в зависимости от того, какой из них с точки зрения организации лучше прогнозирует сумму возмещения, право на которое получит организация: (a) Ожидаемая стоимость - это сумма взвешенных с учетом вероятности возможных значений ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений. Ожидаемая стоимость может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у организации имеется большое количество договоров с аналогичными характеристиками. (b) Наиболее вероятная величина - это единственное наиболее вероятное значение ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений (т.е. единственный наиболее вероятный результат договора). Наиболее вероятная величина может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у договора есть только два возможных результата (например, организация либо получает бонус за результат, либо нет). В соответствии со следующим пунктом 54 организация должна анализировать всю информацию (относящуюся к прошлым периодам, текущую и прогнозы), которая является обоснованно доступной для организации, и идентифицировать обоснованное количество возможных значений суммы возмещения. Информация, которую использует организация для оценки суммы переменного возмещения, как правило, будет аналогична информации, которую использует руководство организации в рамках тендерной процедуры и при определении цен на обещанные товары или услуги.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 13.06.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В соответствии с пунктом 53 IFRS 15 организация должна оценить сумму переменного возмещения, используя один из приведенных ниже методов, в зависимости от того, какой из них с точки зрения организации лучше прогнозирует сумму возмещения, право на которое получит организация: (a) Ожидаемая стоимость - это сумма взвешенных с учетом вероятности возможных значений ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений. Ожидаемая стоимость может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у организации имеется большое количество договоров с аналогичными характеристиками. (b) Наиболее вероятная величина - это единственное наиболее вероятное значение ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений (т.е. единственный наиболее вероятный результат договора). Наиболее вероятная величина может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у договора есть только два возможных результата (например, организация либо получает бонус за результат, либо нет). В соответствии со следующим пунктом 54 организация должна анализировать всю информацию (относящуюся к прошлым периодам, текущую и прогнозы), которая является обоснованно доступной для организации, и идентифицировать обоснованное количество возможных значений суммы возмещения. Информация, которую использует организация для оценки суммы переменного возмещения, как правило, будет аналогична информации, которую использует руководство организации в рамках тендерной процедуры и при определении цен на обещанные товары или услуги.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В суде подрядчики и поставщики обычно заявляют о том, что они не могли внести никакие изменения в форму договора заказчика, так как, во-первых, согласно условиям тендера подача электронной заявки на тендер осуществляется по установленной заказчиком форме, а факт ее подачи означает, что подрядчик уже согласился со всеми условиями договора, приложенного к тендерной документации; во-вторых, с учетом сложившейся тендерной практики (что не всегда закреплено локальным нормативным актом заказчика о процедуре проведения тендера) их бы не выбрали победителями тендера при наличии протокола разногласий к договору. Таким образом, суды играют важную роль в поддержании существенного равновесия в обязательствах.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В суде подрядчики и поставщики обычно заявляют о том, что они не могли внести никакие изменения в форму договора заказчика, так как, во-первых, согласно условиям тендера подача электронной заявки на тендер осуществляется по установленной заказчиком форме, а факт ее подачи означает, что подрядчик уже согласился со всеми условиями договора, приложенного к тендерной документации; во-вторых, с учетом сложившейся тендерной практики (что не всегда закреплено локальным нормативным актом заказчика о процедуре проведения тендера) их бы не выбрали победителями тендера при наличии протокола разногласий к договору. Таким образом, суды играют важную роль в поддержании существенного равновесия в обязательствах.