Технологическое присоединение к электростанции
Подборка наиболее важных документов по запросу Технологическое присоединение к электростанции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Тем не менее рассмотрим отдельно положения п. 3 ст. 426 ГК РФ. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, оказывающее соответствующие услуги, может отказаться от заключения договора, когда не имеет возможности оказать такие услуги <1>, в нашем случае услуги по ОДУ. В соответствии с п. 13 и 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по ОДУ в части управления технологическими режимами установлены требования к заявлению, направляемому заявителем системному оператору. В частности, установлено требование о том, что к заявлению должны прилагаться копии документов, подтверждающих технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям (подп. "ж" п. 14 указанных Правил). Согласно п. 26 данных Правил системный оператор, в частности, в случае отсутствия технологического присоединения к электрическим сетям вправе отказать в предоставлении доступа к услуге в части управления технологическими режимами и отказать в заключении договора оказания услуг, предметом которого является оказание услуг в части управления технологическими режимами. Объяснить такое положение законодательства можно тем, что, например, при направлении заявления системному оператору заявитель выражает желание на получение услуг по ОДУ в соответствующих точках присоединения к электрическим сетям. В случае отсутствия таких данных или в случае отсутствия технологического присоединения к электрическим сетям ОДУ технически невозможно. Соответственно, системный оператор, заключив договоры оказания услуг по ОДУ, не сможет оказывать такие услуги потребителю при отсутствии указанных сведений. Такие договоры должны быть признаны незаключенными в связи с тем, что сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям, как то: соглашение о предмете договоров в части определения, например, объектов, в отношении которых должно осуществляться ОДУ (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Соответственно, такие соглашения признаются незаключенными договорами <2> в связи с отсутствием соглашения о предмете договоров, который является конституирующим признаком любого договора.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Тем не менее рассмотрим отдельно положения п. 3 ст. 426 ГК РФ. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, оказывающее соответствующие услуги, может отказаться от заключения договора, когда не имеет возможности оказать такие услуги <1>, в нашем случае услуги по ОДУ. В соответствии с п. 13 и 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по ОДУ в части управления технологическими режимами установлены требования к заявлению, направляемому заявителем системному оператору. В частности, установлено требование о том, что к заявлению должны прилагаться копии документов, подтверждающих технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям (подп. "ж" п. 14 указанных Правил). Согласно п. 26 данных Правил системный оператор, в частности, в случае отсутствия технологического присоединения к электрическим сетям вправе отказать в предоставлении доступа к услуге в части управления технологическими режимами и отказать в заключении договора оказания услуг, предметом которого является оказание услуг в части управления технологическими режимами. Объяснить такое положение законодательства можно тем, что, например, при направлении заявления системному оператору заявитель выражает желание на получение услуг по ОДУ в соответствующих точках присоединения к электрическим сетям. В случае отсутствия таких данных или в случае отсутствия технологического присоединения к электрическим сетям ОДУ технически невозможно. Соответственно, системный оператор, заключив договоры оказания услуг по ОДУ, не сможет оказывать такие услуги потребителю при отсутствии указанных сведений. Такие договоры должны быть признаны незаключенными в связи с тем, что сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям, как то: соглашение о предмете договоров в части определения, например, объектов, в отношении которых должно осуществляться ОДУ (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Соответственно, такие соглашения признаются незаключенными договорами <2> в связи с отсутствием соглашения о предмете договоров, который является конституирующим признаком любого договора.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Минэнерго РФ согласовало вывод из эксплуатации воздушных линий электропередачи <1> по заявлению собственника - сетевой компании. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В нарушение указанного требования сетевая компания совершает действия, препятствующие с даты вывода сетей из эксплуатации передаче электрической энергии, производимой одной из электростанций генерирующей компании, и приводящие в непригодное для эксплуатации состояние саму электростанцию, являющуюся объектом жизнедеятельности и наличие которой в составе ЕЭС России необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Таким образом, к числу действий, препятствующих передаче электрической энергии, относятся действия Минэнерго РФ и сетевой организации по выводу из эксплуатации линий электропередачи, к которым осуществлено технологическое присоединение электростанции генерирующей компании. Совершение данных действий выражено в заявлении сетевой организации о согласовании вывода из эксплуатации воздушных линий электропередачи и издании приказа Минэнерго России о согласовании такого вывода. Несмотря на то что порядок получения согласования вывода электрических сетей из эксплуатации предусмотрен действующим законодательством и в нем для Минэнерго РФ не предусмотрены четкие основания для отказа в таком выводе, любое решение должно приниматься государственным органом с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов: необходимо оценивать и соотносить между собой причины и последствия вывода из эксплуатации электрических сетей. При этом последствия могут не только иметь экономический характер (причинять убытки третьим лицам и наносить им материальный ущерб), но и затрагивать энергетическую безопасность страны или части ее региона, ущемлять интересы местного населения в части энергоснабжения.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Минэнерго РФ согласовало вывод из эксплуатации воздушных линий электропередачи <1> по заявлению собственника - сетевой компании. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В нарушение указанного требования сетевая компания совершает действия, препятствующие с даты вывода сетей из эксплуатации передаче электрической энергии, производимой одной из электростанций генерирующей компании, и приводящие в непригодное для эксплуатации состояние саму электростанцию, являющуюся объектом жизнедеятельности и наличие которой в составе ЕЭС России необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Таким образом, к числу действий, препятствующих передаче электрической энергии, относятся действия Минэнерго РФ и сетевой организации по выводу из эксплуатации линий электропередачи, к которым осуществлено технологическое присоединение электростанции генерирующей компании. Совершение данных действий выражено в заявлении сетевой организации о согласовании вывода из эксплуатации воздушных линий электропередачи и издании приказа Минэнерго России о согласовании такого вывода. Несмотря на то что порядок получения согласования вывода электрических сетей из эксплуатации предусмотрен действующим законодательством и в нем для Минэнерго РФ не предусмотрены четкие основания для отказа в таком выводе, любое решение должно приниматься государственным органом с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов: необходимо оценивать и соотносить между собой причины и последствия вывода из эксплуатации электрических сетей. При этом последствия могут не только иметь экономический характер (причинять убытки третьим лицам и наносить им материальный ущерб), но и затрагивать энергетическую безопасность страны или части ее региона, ущемлять интересы местного населения в части энергоснабжения.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"ж) документы, подтверждающие технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям;
(ред. от 20.08.2025)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"ж) документы, подтверждающие технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям;
Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"ж) документы, подтверждающие технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям;
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"ж) документы, подтверждающие технологическое присоединение электростанции заявителя к электрическим сетям;
Статья: О конкуренции хозяйствующих субъектов при установлении категории надежности электроснабжения
(Семенович К.С.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" <6> (далее - РТРС) - естественная монополия в области связи, которая ведет эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов во всех субъектах Российской Федерации. В его состав входят 78 филиалов. РТРС относится к числу заявителей, предусмотренных п. 12(1) Правил ТП. В целях исполнения ФЦП в части повышения надежности электроснабжения для объектов телерадиовещания РТРС обращается в сетевые организации за установлением второй категории надежности электроснабжения. Сетевые организации при получении заявок филиалов РТРС на технологическое присоединение по второй категории надежности в одностороннем порядке меняют условия присоединения, предлагают заявителю обеспечить постоянное электроснабжение за счет самостоятельной установки автономного резервного источника питания - дизель-генераторной установки (далее - ДГУ) <7>. Возникающие разногласия относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на технологическое присоединение энергопринимающих устройств РТРС по второй категории надежности электроснабжения, обусловлены рядом обстоятельств. Для названной категории предусмотрена установка независимого источника питания. Согласно п. 1.2.10 ПУЭ к числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций, где каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания, а секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически выключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин. Такой источник питания должен быть функционально и технологически связан с объектами электросетевого хозяйства сетевой организации - входить в состав линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <8>). При этом в соответствии с абз. 3 п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике <9> в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
(Семенович К.С.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" <6> (далее - РТРС) - естественная монополия в области связи, которая ведет эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов во всех субъектах Российской Федерации. В его состав входят 78 филиалов. РТРС относится к числу заявителей, предусмотренных п. 12(1) Правил ТП. В целях исполнения ФЦП в части повышения надежности электроснабжения для объектов телерадиовещания РТРС обращается в сетевые организации за установлением второй категории надежности электроснабжения. Сетевые организации при получении заявок филиалов РТРС на технологическое присоединение по второй категории надежности в одностороннем порядке меняют условия присоединения, предлагают заявителю обеспечить постоянное электроснабжение за счет самостоятельной установки автономного резервного источника питания - дизель-генераторной установки (далее - ДГУ) <7>. Возникающие разногласия относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на технологическое присоединение энергопринимающих устройств РТРС по второй категории надежности электроснабжения, обусловлены рядом обстоятельств. Для названной категории предусмотрена установка независимого источника питания. Согласно п. 1.2.10 ПУЭ к числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций, где каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания, а секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически выключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин. Такой источник питания должен быть функционально и технологически связан с объектами электросетевого хозяйства сетевой организации - входить в состав линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <8>). При этом в соответствии с абз. 3 п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике <9> в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Статья: О некоторых вопросах судебной практики, связанных с договором технологического присоединения к электрическим сетям
(Серова В.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)В случаях, когда заявитель по договору технологического присоединения обращается в суд с иском к сетевой организации о взыскании убытков в виде стоимости приобретенного в собственность оборудования по производству электроэнергии (дизельного генератора, электростанции и т.п.), суды отказывают в удовлетворении таких требований. Вывод судов мотивируется следующим образом.
(Серова В.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 3)В случаях, когда заявитель по договору технологического присоединения обращается в суд с иском к сетевой организации о взыскании убытков в виде стоимости приобретенного в собственность оборудования по производству электроэнергии (дизельного генератора, электростанции и т.п.), суды отказывают в удовлетворении таких требований. Вывод судов мотивируется следующим образом.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик представить суду возражения по объему и стоимости работ при наличии подписанного им акта приемки работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Объединение доказало несоответствие объема выполненных по договору работ, объему, указанному в актах: исходя из раздела 8 локальной сметы и акта приемки, Общество обязалось обеспечить объект электроэнергией и выделить дополнительные мощности в 15 кВа (стоимость работ - 1 150 500 руб.), однако, как установлено в ходе контрольных мероприятий и признано самим подрядчиком, их не исполнило. Объединение также указало на то, что для выполнения данного виды работ необходимо привлечение сетевой организации - в данном случае открытого акционерного общества "Ленэнерго", чего сделано не было. В подтверждение заказчик представил справку от 11.07.2012 N 70/104, технические условия на технологическое присоединение электроустановок и договор от 28.12.2010, заключенный с открытым акционерным обществом "Ленэнерго". Документально обоснованных возражений Общество не привело. Возражение подрядчика о поставке им на объект дизеля электростанции было опровергнуто заказчиком, доказавшим, что данное оборудование использовалось во время проведения работ и потребленная электроэнергия оплачена им отдельно на основании выставленных Обществом актов об оказании услуг и счетов-фактур (имеются в материалах дела). Объединение также представило техническую документацию на данный дизель-генератор, свидетельствующую о том, что его мощность не превышает 7,5 кВа.
Вправе ли заказчик представить суду возражения по объему и стоимости работ при наличии подписанного им акта приемки работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Объединение доказало несоответствие объема выполненных по договору работ, объему, указанному в актах: исходя из раздела 8 локальной сметы и акта приемки, Общество обязалось обеспечить объект электроэнергией и выделить дополнительные мощности в 15 кВа (стоимость работ - 1 150 500 руб.), однако, как установлено в ходе контрольных мероприятий и признано самим подрядчиком, их не исполнило. Объединение также указало на то, что для выполнения данного виды работ необходимо привлечение сетевой организации - в данном случае открытого акционерного общества "Ленэнерго", чего сделано не было. В подтверждение заказчик представил справку от 11.07.2012 N 70/104, технические условия на технологическое присоединение электроустановок и договор от 28.12.2010, заключенный с открытым акционерным обществом "Ленэнерго". Документально обоснованных возражений Общество не привело. Возражение подрядчика о поставке им на объект дизеля электростанции было опровергнуто заказчиком, доказавшим, что данное оборудование использовалось во время проведения работ и потребленная электроэнергия оплачена им отдельно на основании выставленных Обществом актов об оказании услуг и счетов-фактур (имеются в материалах дела). Объединение также представило техническую документацию на данный дизель-генератор, свидетельствующую о том, что его мощность не превышает 7,5 кВа.
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете организации (заказчика) плата за присоединение построенного ею объекта к электрическим сетям, уплаченная сетевой компании (исполнителю)?..
(Консультация эксперта, 2025)Технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрической сети является необходимым условием функционирования этого объекта, поскольку без присоединения невозможен отпуск выработанной электростанцией энергии. Соответственно, плата за технологическое присоединение (без учета НДС) должна рассматриваться в качестве затрат, связанных с доведением энергопринимающего устройства до состояния, пригодного к использованию. Такие затраты относятся к капвложениям, которые формируют первоначальную стоимость данного объекта ОС (пп. "з" п. 5, п. 9, пп. "з" п. 10, п. 18 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", п. 12 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденных Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
(Консультация эксперта, 2025)Технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрической сети является необходимым условием функционирования этого объекта, поскольку без присоединения невозможен отпуск выработанной электростанцией энергии. Соответственно, плата за технологическое присоединение (без учета НДС) должна рассматриваться в качестве затрат, связанных с доведением энергопринимающего устройства до состояния, пригодного к использованию. Такие затраты относятся к капвложениям, которые формируют первоначальную стоимость данного объекта ОС (пп. "з" п. 5, п. 9, пп. "з" п. 10, п. 18 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", п. 12 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденных Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 N 346, в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения (п. п. 77 - 122). Каждая из обозначенных в разд. 5 Исчерпывающего перечня процедур N 346 также предполагала свою этапность. Так, до предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 119) необходимо было пройти среди прочих следующие процедуры: подписание акта о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения (п. 112); предоставление разрешения на пуск газа (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии) (п. 113); подписание акта о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ (п. 115); подписание акта комиссии о приемке газоиспользующего оборудования для проведения пусконаладочных работ (п. 116); заключение договора поставки газа (п. 117); предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 118).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 N 346, в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения (п. п. 77 - 122). Каждая из обозначенных в разд. 5 Исчерпывающего перечня процедур N 346 также предполагала свою этапность. Так, до предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 119) необходимо было пройти среди прочих следующие процедуры: подписание акта о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения (п. 112); предоставление разрешения на пуск газа (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии) (п. 113); подписание акта о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ (п. 115); подписание акта комиссии о приемке газоиспользующего оборудования для проведения пусконаладочных работ (п. 116); заключение договора поставки газа (п. 117); предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 118).