Технологически и функционально не связанных
Подборка наиболее важных документов по запросу Технологически и функционально не связанных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проведение совместных аукционов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, установив нарушение положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ... выразившееся во включении в предмет закупки автомобилей, технологически и функционально не связанных между собой, приводящее к ограничению количества участников закупки, посчитали, что Управление неправомерно признало жалобу Общества необоснованной, в связи с чем признали оспариваемое решение недействительным.
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, установив нарушение положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ... выразившееся во включении в предмет закупки автомобилей, технологически и функционально не связанных между собой, приводящее к ограничению количества участников закупки, посчитали, что Управление неправомерно признало жалобу Общества необоснованной, в связи с чем признали оспариваемое решение недействительным.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка мебели
(КонсультантПлюс, 2025)...в... УФАС России поступила жалоба... ввиду того, что заказчик объединил в одну закупку поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой.
(КонсультантПлюс, 2025)...в... УФАС России поступила жалоба... ввиду того, что заказчик объединил в одну закупку поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ и оборудования при проведении конкурса по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства, является неправомерным и образует состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ и оборудования при проведении конкурса по выполнению работ по реконструкции объекта капитального строительства, является неправомерным и образует состав административного правонарушения.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Объединение заказчиком в рамках одного лота технологически и функционально не связанных товаров, ведущее к укрупнению лота, неправомерно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Объединение заказчиком в рамках одного лота технологически и функционально не связанных товаров, ведущее к укрупнению лота, неправомерно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким ограничением могут быть признаны перечисленные в ч. 1 - 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ действия заказчика при конкурентных процедурах (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Например, включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, либо не предусмотренное Законом N 44-ФЗ ограничение доступа к участию в торгах (см., например, Решение Московского областного УФАС России от 07.10.2019 по делу N 06-11/14-2019).
(КонсультантПлюс, 2025)Таким ограничением могут быть признаны перечисленные в ч. 1 - 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ действия заказчика при конкурентных процедурах (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2). Например, включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, либо не предусмотренное Законом N 44-ФЗ ограничение доступа к участию в торгах (см., например, Решение Московского областного УФАС России от 07.10.2019 по делу N 06-11/14-2019).
Готовое решение: Как проводить открытый аукцион для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. Полагаем, что такое объединение возможно, но при этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию и услуги, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 23.05.2023 N 223ФЗ-200/23).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. Полагаем, что такое объединение возможно, но при этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию и услуги, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 23.05.2023 N 223ФЗ-200/23).
Готовое решение: Как провести торги на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Не включайте в один лот технологически и функционально не связанное государственное или муниципальное имущество (п. п. 42, 95 Порядка).
(КонсультантПлюс, 2025)Не включайте в один лот технологически и функционально не связанное государственное или муниципальное имущество (п. п. 42, 95 Порядка).
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Объединение в один лот различных товаров (работ, услуг) при организации питания и (или) поставке продуктовПри рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать также положения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В соответствии с этой нормой запрещается ограничивать конкуренцию между участниками путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, которые являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчик не вправе объединять в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчик не вправе объединять в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Неправомерное установление дополнительных требований одновременно по двум позициям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 вследствие объединения в один лот функционально и технологически не связанных между собой услуг.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Неправомерное установление дополнительных требований одновременно по двум позициям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 вследствие объединения в один лот функционально и технологически не связанных между собой услуг.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025) предусмотрена административная ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2025) предусмотрена административная ответственность.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Объединение в один объект закупки работ, технологически и функционально не связанных между собой, влечет привлечение должностного лица, утвердившего документацию, к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Объединение в один объект закупки работ, технологически и функционально не связанных между собой, влечет привлечение должностного лица, утвердившего документацию, к административной ответственности.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. При формировании объекта закупки ориентируйтесь на потребительское назначение как продуктов питания, так и услуг по организации питания. ФАС России указывает, что нельзя объединять, например, поставку молочной и мясной продукции.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. При формировании объекта закупки ориентируйтесь на потребительское назначение как продуктов питания, так и услуг по организации питания. ФАС России указывает, что нельзя объединять, например, поставку молочной и мясной продукции.
Статья: Правила описания объекта закупки при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд
(Гурьева С.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 4)Еще одна довольно спорная ситуация касается проблемы укрупнения лота, то есть включения в предмет закупки не связанных между собой товаров (работ, услуг). В Законе о контрактной системе отсутствуют правила, касающиеся данного вопроса, однако это не означает, что при осуществлении закупок для государственных нужд допустимо такое действие. В ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <16> (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. В качестве основного аргумента вреда указанных действий в судебной практике отмечается, что укрупнение лота с нарушением положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, помимо прочего, устанавливает дополнительные барьеры для хозяйствующих субъектов, предлагающих специализированный товар (работу, услугу), что может привести к ограничению участников закупки и неэффективному использованию заказчиком бюджетных средств <17>.
(Гурьева С.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 4)Еще одна довольно спорная ситуация касается проблемы укрупнения лота, то есть включения в предмет закупки не связанных между собой товаров (работ, услуг). В Законе о контрактной системе отсутствуют правила, касающиеся данного вопроса, однако это не означает, что при осуществлении закупок для государственных нужд допустимо такое действие. В ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <16> (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. В качестве основного аргумента вреда указанных действий в судебной практике отмечается, что укрупнение лота с нарушением положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, помимо прочего, устанавливает дополнительные барьеры для хозяйствующих субъектов, предлагающих специализированный товар (работу, услугу), что может привести к ограничению участников закупки и неэффективному использованию заказчиком бюджетных средств <17>.