Техническое задание по уБорке помещений
Подборка наиболее важных документов по запросу Техническое задание по уБорке помещений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность за нарушение сроков оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки доводам подателя жалобы, сопоставив предмет договоров, площади помещений, виды и объемы услуг, предусмотренных техническими заданиями, период оказания услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор... может быть признан замещающей сделкой по отношению к договору... Услуги оказывались в отношении одних и тех же помещений. Площади помещений столовой, уборка которых не являлась предметом договора... не включены Истцом в расчет предъявленной ко взысканию суммы убытков.
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки доводам подателя жалобы, сопоставив предмет договоров, площади помещений, виды и объемы услуг, предусмотренных техническими заданиями, период оказания услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор... может быть признан замещающей сделкой по отношению к договору... Услуги оказывались в отношении одних и тех же помещений. Площади помещений столовой, уборка которых не являлась предметом договора... не включены Истцом в расчет предъявленной ко взысканию суммы убытков.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 N 15АП-19402/2023 по делу N А53-12052/2023
Требование: О взыскании штрафа за неисполнение обязательств по договору оказания услуг.
Решение: Требование удовлетворено.Само по себе утверждение ответчика о недопустимости односторонних актов контроля оказания услуг не опровергает обстоятельства нарушения им обязательств по договору. Согласно актам о не уборке от 02.08.2022, 03.08.2022, от 29.08.2022 (л.д. 37, 44, 47, 54, 56), подписанным представителем ООО "Агрегат" без замечаний и возражений, сотрудники ответчика не обеспечены надлежащим образом частящими, дезинфицирующими, химическим средствами и уборочным инвентарем, что является нарушением технического задания, повлекшим неоказание услуг по уборке помещений. Совместные акты, письма руководителей предприятий ОАО "РЖД" свидетельствуют об отсутствии уборки на спорных объектах вовсе, а не о плохом качестве выполненных работ.
Требование: О взыскании штрафа за неисполнение обязательств по договору оказания услуг.
Решение: Требование удовлетворено.Само по себе утверждение ответчика о недопустимости односторонних актов контроля оказания услуг не опровергает обстоятельства нарушения им обязательств по договору. Согласно актам о не уборке от 02.08.2022, 03.08.2022, от 29.08.2022 (л.д. 37, 44, 47, 54, 56), подписанным представителем ООО "Агрегат" без замечаний и возражений, сотрудники ответчика не обеспечены надлежащим образом частящими, дезинфицирующими, химическим средствами и уборочным инвентарем, что является нарушением технического задания, повлекшим неоказание услуг по уборке помещений. Совместные акты, письма руководителей предприятий ОАО "РЖД" свидетельствуют об отсутствии уборки на спорных объектах вовсе, а не о плохом качестве выполненных работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пунктом 1 Технического задания, являющегося Приложением N 1.1 к Аукционной документации, установлено наименование услуги: "Уборка помещений, территории и иные дополнительные клининговые услуги", стоимость оказания услуг определена на период с 2020 по 2023 год.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пунктом 1 Технического задания, являющегося Приложением N 1.1 к Аукционной документации, установлено наименование услуги: "Уборка помещений, территории и иные дополнительные клининговые услуги", стоимость оказания услуг определена на период с 2020 по 2023 год.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Также согласно Техническому заданию в рамках оказания услуг по уборке исполнителю необходимо оказать услуги по основной уборке помещений, по поддерживающей уборке помещений, по генеральной уборке, по химической чистке ковровых покрытий и ковров и т.д.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Также согласно Техническому заданию в рамках оказания услуг по уборке исполнителю необходимо оказать услуги по основной уборке помещений, по поддерживающей уборке помещений, по генеральной уборке, по химической чистке ковровых покрытий и ковров и т.д.
Нормативные акты
"Правила вида спорта "айкидо"
(утв. приказом Минспорта России от 17.10.2025 N 846)з) обеспечить уборку оборудования и помещений и прилегающих к ним территорий;
(утв. приказом Минспорта России от 17.10.2025 N 846)з) обеспечить уборку оборудования и помещений и прилегающих к ним территорий;
<Письмо> Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018
<О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг>6.1.28. Обеспечить до сдачи результата работ Заказчику уборку всех помещений Объекта.
<О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг>6.1.28. Обеспечить до сдачи результата работ Заказчику уборку всех помещений Объекта.
Вопрос: Возможно ли объединить в один лот услуги по уборке помещений и уборке прилегающей территории, включая механизированную уборку снега?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Пример. Согласно техническому заданию в перечень услуг входит комплексная и стандартная уборка помещений от пыли, удаление пятен, чистка (мебели, полов, окон, сантехники и пр.) и уборка прилегающей территории (тротуаров, крыш), в т.ч. и от снега.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Пример. Согласно техническому заданию в перечень услуг входит комплексная и стандартная уборка помещений от пыли, удаление пятен, чистка (мебели, полов, окон, сантехники и пр.) и уборка прилегающей территории (тротуаров, крыш), в т.ч. и от снега.
Готовое решение: Как составить и применять рамочный договор о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)вид услуг, которые исполнитель намерен оказывать заказчику (образовательные, информационные, клининговые и т.д.);
(КонсультантПлюс, 2025)вид услуг, которые исполнитель намерен оказывать заказчику (образовательные, информационные, клининговые и т.д.);
Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)Сам по себе обмен информацией о технических характеристиках товара и включение заказчиком в состав технического задания информации о технических характеристиках товаров, полученных от участников рынка, на наш взгляд, не может свидетельствовать о наличии антиконкурентного сговора таких участников и заказчика. Этот вывод мы делаем из следующего. Несмотря на то что ст. 6 и 9, а также ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе закрепляют принцип профессионализма должностных лиц государственного заказчика (в том числе и контрактной службы), реализацию указанного принципа не стоит возводить в абсолют. Контрактная служба (контрактный управляющий) заказчика не обязана и не может обладать технической информацией обо всех товарах (работах, услугах), в которых имеется потребность у заказчика, особенно учитывая широту потребностей заказчиков в товарах (от канцелярских принадлежностей и услуг по уборке помещений до сложных автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения и производственных станков). Соответственно, для формирования технического задания на товар, который не только необходим заказчику, но и реально может быть ему поставлен, сотруднику контрактной службы необходимо провести не только внутренние консультации с подразделениями, у которых есть потребность в закупке товара, но и с участниками товарных рынков, предлагающих к покупке товары, характеристики которых могут удовлетворить потребности такого подразделения. Именно проведение таких консультаций допускает п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе, а также Методические рекомендации.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)Сам по себе обмен информацией о технических характеристиках товара и включение заказчиком в состав технического задания информации о технических характеристиках товаров, полученных от участников рынка, на наш взгляд, не может свидетельствовать о наличии антиконкурентного сговора таких участников и заказчика. Этот вывод мы делаем из следующего. Несмотря на то что ст. 6 и 9, а также ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе закрепляют принцип профессионализма должностных лиц государственного заказчика (в том числе и контрактной службы), реализацию указанного принципа не стоит возводить в абсолют. Контрактная служба (контрактный управляющий) заказчика не обязана и не может обладать технической информацией обо всех товарах (работах, услугах), в которых имеется потребность у заказчика, особенно учитывая широту потребностей заказчиков в товарах (от канцелярских принадлежностей и услуг по уборке помещений до сложных автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения и производственных станков). Соответственно, для формирования технического задания на товар, который не только необходим заказчику, но и реально может быть ему поставлен, сотруднику контрактной службы необходимо провести не только внутренние консультации с подразделениями, у которых есть потребность в закупке товара, но и с участниками товарных рынков, предлагающих к покупке товары, характеристики которых могут удовлетворить потребности такого подразделения. Именно проведение таких консультаций допускает п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе, а также Методические рекомендации.
Вопрос: Можно ли при закупке услуг по уборке административного здания и прилегающей территории установить в техническом задании требование к местонахождению исполнителя (г. Москва или Московская область)?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)По нашему мнению, юридический адрес организации, специализирующейся на оказании клининговых услуг, никак не характеризует способность данной организации оказывать такие услуги в соответствии с техническим заданием заказчика, а потому установление территориальных ограничений неправомерно. В связи с этим рекомендуем выяснить у инициатора закупки, какими соображениями продиктовано стремление установить такое требование. Если имелось в виду, например, что не должно проходить слишком много времени между направлением заявки в адрес исполнителя и появлением мастеров чистоты на территории заказчика, то именно этот параметр и следует отрегулировать в техническом задании. Юридический адрес участника закупки напрямую с этим не связан. В правоприменительной практике можно встретить решения, наглядно демонстрирующие эту логику.
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)По нашему мнению, юридический адрес организации, специализирующейся на оказании клининговых услуг, никак не характеризует способность данной организации оказывать такие услуги в соответствии с техническим заданием заказчика, а потому установление территориальных ограничений неправомерно. В связи с этим рекомендуем выяснить у инициатора закупки, какими соображениями продиктовано стремление установить такое требование. Если имелось в виду, например, что не должно проходить слишком много времени между направлением заявки в адрес исполнителя и появлением мастеров чистоты на территории заказчика, то именно этот параметр и следует отрегулировать в техническом задании. Юридический адрес участника закупки напрямую с этим не связан. В правоприменительной практике можно встретить решения, наглядно демонстрирующие эту логику.
Статья: Об учете общих положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 при установлении дополнительных требований
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Правовая оценка УФАС: в объект закупки включены как уборка помещений и территории, так и техническое обслуживание инженерных систем зданий. При этом специфика выполнения этих работ и услуг различна, а сами работы не имеют зависимости друг от друга и требуют наличия различных умений и навыков у работников, которые их выполняют. Например, работник, осуществляющий техническое обслуживание инженерных систем (это пример работ, взятый из технического задания), должен обладать навыками ремонта и замены запорной арматуры, ремонта и замены сгонов на трубопроводе, смены участков трубопровода, выполнения сварочных ремонтных работ и т.д., что не входит в число навыков специалиста по уборке.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Правовая оценка УФАС: в объект закупки включены как уборка помещений и территории, так и техническое обслуживание инженерных систем зданий. При этом специфика выполнения этих работ и услуг различна, а сами работы не имеют зависимости друг от друга и требуют наличия различных умений и навыков у работников, которые их выполняют. Например, работник, осуществляющий техническое обслуживание инженерных систем (это пример работ, взятый из технического задания), должен обладать навыками ремонта и замены запорной арматуры, ремонта и замены сгонов на трубопроводе, смены участков трубопровода, выполнения сварочных ремонтных работ и т.д., что не входит в число навыков специалиста по уборке.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Подпунктом 1.9.1 пункта 1.9 части 1 конкурсной документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, требующее наличие опыта оказания услуг по уборке помещений (клининговым услугам), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к конкурсной документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Подпунктом 1.9.1 пункта 1.9 части 1 конкурсной документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, требующее наличие опыта оказания услуг по уборке помещений (клининговым услугам), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к конкурсной документации.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Участник должен иметь опыт оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к Документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Участник должен иметь опыт оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении N 1.1 к Документации.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, пунктом 1 таблицы N 3, являющейся приложением к техническому заданию Извещения, установлено, что при оказании услуг исполнитель обязан обеспечить присутствие на объектах работников, привлекаемых к оказанию услуг, в строгом соответствии с графиком оказания услуг, а именно непрерывно с 08.00 до 21.00 (пн. - вс.) в районных центрах, с 10.00 до 23.00 (пн. - вс.) в центрах окружного, городского значения. При этом в соответствии с условиями технического задания не допускается опоздание работников исполнителя на объекты, отсутствие работников на объектах в течение всего дня и покидание работниками объектов раньше 21.00 в районных центрах и 23.00 в центрах окружного, городского значения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, пунктом 1 таблицы N 3, являющейся приложением к техническому заданию Извещения, установлено, что при оказании услуг исполнитель обязан обеспечить присутствие на объектах работников, привлекаемых к оказанию услуг, в строгом соответствии с графиком оказания услуг, а именно непрерывно с 08.00 до 21.00 (пн. - вс.) в районных центрах, с 10.00 до 23.00 (пн. - вс.) в центрах окружного, городского значения. При этом в соответствии с условиями технического задания не допускается опоздание работников исполнителя на объекты, отсутствие работников на объектах в течение всего дня и покидание работниками объектов раньше 21.00 в районных центрах и 23.00 в центрах окружного, городского значения.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Техническим заданием (приложение N 1 к Извещению) определен состав и содержание услуг по техническому обслуживанию и уборке помещений.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Техническим заданием (приложение N 1 к Извещению) определен состав и содержание услуг по техническому обслуживанию и уборке помещений.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с подпунктом 1.9.1 пункта 1.9 части 1 закупочной документации "участник должен иметь опыт оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении N 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по комплексной уборке внутренних помещений".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с подпунктом 1.9.1 пункта 1.9 части 1 закупочной документации "участник должен иметь опыт оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении N 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по комплексной уборке внутренних помещений".