Технический инспектор труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Технический инспектор труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения и судебная практика за апрель 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Работник (заведующий отделом защиты прав трудящихся - главный технический инспектор труда) успешно оспорил приказ об объявлении выговора в связи с нарушением должностных обязанностей, выразившемся в осуществлении трудовой деятельности по совместительству в рабочие часы по основному месту работы (определение седьмого КСОЮ от 1 февраля 2024 г. по делу N 8Г-23491/2023).
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Работник (заведующий отделом защиты прав трудящихся - главный технический инспектор труда) успешно оспорил приказ об объявлении выговора в связи с нарушением должностных обязанностей, выразившемся в осуществлении трудовой деятельности по совместительству в рабочие часы по основному месту работы (определение седьмого КСОЮ от 1 февраля 2024 г. по делу N 8Г-23491/2023).
Статья: Микроповреждения (микротравмы) работников: причины и порядок проведения расследований
(Елфимова Е.В., Миннегалиева Л.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)Микротравмой считается повреждение (ссадина, царапина, ушиб, синяк, неглубокие ожоги 1-й степени и т.д.), которое не повлекло за собой утраты трудоспособности работника. Несмотря на незначительность последствий микротравм, их следует относить к профессиональным рискам, а значит, очевидна важность их выявления и учета. Заместитель главного технического инспектора труда Федерации независимых профсоюзов России А. Безюков раскритиковал указанное понятие, отметив: "Не совсем удачно выбран термин - "микротравма", под ним понимаются последствия произошедшего инцидента. А рассматривать необходимо как раз причины и действия, которые привели к этому инциденту. Тем не менее закрепление понятия микротравмы в ТК РФ позволит работодателю более основательно анализировать статистику по таким рискам, делать соответствующие выводы и предупреждать риски" <1>. Заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко указал на необходимость внимательного изучения причин, способствующих микротравме. Так, "любой порез или ушиб на производстве не возникают без причины. Возможно, где-то произошел сбой в системе охраны труда. Работодатель должен проанализировать причины появления микротравм, сделать выводы, чтобы предотвратить серьезные последствия, которые могут наступить" <2>.
(Елфимова Е.В., Миннегалиева Л.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 5)Микротравмой считается повреждение (ссадина, царапина, ушиб, синяк, неглубокие ожоги 1-й степени и т.д.), которое не повлекло за собой утраты трудоспособности работника. Несмотря на незначительность последствий микротравм, их следует относить к профессиональным рискам, а значит, очевидна важность их выявления и учета. Заместитель главного технического инспектора труда Федерации независимых профсоюзов России А. Безюков раскритиковал указанное понятие, отметив: "Не совсем удачно выбран термин - "микротравма", под ним понимаются последствия произошедшего инцидента. А рассматривать необходимо как раз причины и действия, которые привели к этому инциденту. Тем не менее закрепление понятия микротравмы в ТК РФ позволит работодателю более основательно анализировать статистику по таким рискам, делать соответствующие выводы и предупреждать риски" <1>. Заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко указал на необходимость внимательного изучения причин, способствующих микротравме. Так, "любой порез или ушиб на производстве не возникают без причины. Возможно, где-то произошел сбой в системе охраны труда. Работодатель должен проанализировать причины появления микротравм, сделать выводы, чтобы предотвратить серьезные последствия, которые могут наступить" <2>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой в правоприменительной практике они служат основанием для включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда.
"Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2025 - 2027 годы"
(утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Ассоциацией "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности 07.11.2024)
(ред. от 01.09.2025, с изм. от 29.10.2025)Работодатель обеспечивает беспрепятственный допуск в Организацию технических инспекторов труда Профсоюза, общественных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для осуществления контроля за состоянием условий и охраны труда, промышленной безопасности, а также проверок по вопросам охраны труда, без вмешательства в хозяйственную деятельность Организации, при соблюдении контрольно-пропускного режима, требований безопасности и охраны труда, а также действующих в Организации локально-нормативных актов в части внутриобъектового режима.
(утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Ассоциацией "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности 07.11.2024)
(ред. от 01.09.2025, с изм. от 29.10.2025)Работодатель обеспечивает беспрепятственный допуск в Организацию технических инспекторов труда Профсоюза, общественных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для осуществления контроля за состоянием условий и охраны труда, промышленной безопасности, а также проверок по вопросам охраны труда, без вмешательства в хозяйственную деятельность Организации, при соблюдении контрольно-пропускного режима, требований безопасности и охраны труда, а также действующих в Организации локально-нормативных актов в части внутриобъектового режима.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Конституционный Суд РФ признал данную норму (Постановление от 28 ноября 2019 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских") не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями данного Кодекса она не предполагает возможности произвольного включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда, равно как не предполагают и увольнения работника в случае отказа от выполнения таких обязанностей.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Конституционный Суд РФ признал данную норму (Постановление от 28 ноября 2019 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских") не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями данного Кодекса она не предполагает возможности произвольного включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда, равно как не предполагают и увольнения работника в случае отказа от выполнения таких обязанностей.
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзХотя ч. 5 и 6 ст. 370 ТК РФ установлены единые (общие) права профсоюзных инспекторов, это не означает, что, например, в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда можно произвольно включить обязанности профсоюзного технического инспектора труда, и не предполагает увольнения работника, отказавшего выполнять такие обязанности (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 37-П (приведено в Обзоре практики за четвертый квартал 2019 г. и Обзоре практики за 2019 г.)).
Статья: Об обязательности разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации
(Рарог А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Эта позиция логически вытекала из буквы ст. 140 УК РСФСР 1960 г., согласно которой субъектами преступления были должностные лица, на которых в силу служебного положения или по специальному распоряжению возлагалась обязанность обеспечивать или контролировать соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда. К таким лицам практика относила инженера по технике безопасности, инспектора по охране труда, технического руководителя и т.п. Но в ст. 143 УК РФ круг субъектов преступления обозначен иначе: норма адресована лицам, которые обязаны не обеспечивать соблюдение, а соблюдать требования охраны труда. Важно, что законодатель разграничивает эти понятия: в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ установлена ответственность за несоблюдение транспортной безопасности, а в ч. 2 этой же статьи - за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
(Рарог А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Эта позиция логически вытекала из буквы ст. 140 УК РСФСР 1960 г., согласно которой субъектами преступления были должностные лица, на которых в силу служебного положения или по специальному распоряжению возлагалась обязанность обеспечивать или контролировать соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда. К таким лицам практика относила инженера по технике безопасности, инспектора по охране труда, технического руководителя и т.п. Но в ст. 143 УК РФ круг субъектов преступления обозначен иначе: норма адресована лицам, которые обязаны не обеспечивать соблюдение, а соблюдать требования охраны труда. Важно, что законодатель разграничивает эти понятия: в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ установлена ответственность за несоблюдение транспортной безопасности, а в ч. 2 этой же статьи - за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Бикметов Рэстам Ильдусович - главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области, соавтор комментариев к разд. X "Охрана труда" ТК (2015 г.) и к ФЗ "О специальной оценке условий труда", член Правительственной комиссии Свердловской области по вопросам охраны труда, специалист, привлекаемый прокуратурой Свердловской области и судами общей юрисдикции Свердловской области к участию в проверках и судебных разбирательствах (комментарий к ст. 220);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Бикметов Рэстам Ильдусович - главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области, соавтор комментариев к разд. X "Охрана труда" ТК (2015 г.) и к ФЗ "О специальной оценке условий труда", член Правительственной комиссии Свердловской области по вопросам охраны труда, специалист, привлекаемый прокуратурой Свердловской области и судами общей юрисдикции Свердловской области к участию в проверках и судебных разбирательствах (комментарий к ст. 220);
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)12. Контроль за соблюдением работодателями Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами осуществляется в соответствии со ст. 353 и 370 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)12. Контроль за соблюдением работодателями Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами осуществляется в соответствии со ст. 353 и 370 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.