Театрально-зрелищное представление
Подборка наиболее важных документов по запросу Театрально-зрелищное представление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Режиссеры-постановщики и особенности результатов их творческой деятельности
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Несмотря на осуществление схожей не только творческой, но и организационной деятельности режиссера-постановщика аудиовизуального произведения и режиссера-постановщика спектакля в отношении режиссера-постановщика спектакля признаются смежные права, а режиссер-постановщик аудиовизуального произведения относится к субъектам авторского права. Российское законодательство выделяет постановку в качестве результата интеллектуальной деятельности режиссера-постановщика спектакля, не определяя ее существенные характеристики. В этой связи происходит смешение постановок со спектаклями и иными театрально-зрелищными представлениями. В статье рассматриваются особенности деятельности режиссеров-постановщиков, связанной с созданием результатов их интеллектуальной деятельности, а также приводятся результаты сравнительного анализа постановок, спектаклей и аудиовизуальных произведений и обращается внимание на их характерные особенности.
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Несмотря на осуществление схожей не только творческой, но и организационной деятельности режиссера-постановщика аудиовизуального произведения и режиссера-постановщика спектакля в отношении режиссера-постановщика спектакля признаются смежные права, а режиссер-постановщик аудиовизуального произведения относится к субъектам авторского права. Российское законодательство выделяет постановку в качестве результата интеллектуальной деятельности режиссера-постановщика спектакля, не определяя ее существенные характеристики. В этой связи происходит смешение постановок со спектаклями и иными театрально-зрелищными представлениями. В статье рассматриваются особенности деятельности режиссеров-постановщиков, связанной с созданием результатов их интеллектуальной деятельности, а также приводятся результаты сравнительного анализа постановок, спектаклей и аудиовизуальных произведений и обращается внимание на их характерные особенности.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В качестве инвентарного объекта нематериальных активов может признаваться также сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В качестве инвентарного объекта нематериальных активов может признаваться также сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
(ред. от 23.07.2025)1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, -
(ред. от 04.11.2025)2. Демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, -
Статья: Цифровые права, принадлежащие юридическим лицам, как оборотоспособный объект гражданских прав
(Маркина М.В.)
("Юрист", 2022, N 11)В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
(Маркина М.В.)
("Юрист", 2022, N 11)В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Постановка спектакля. Существенные изменения произошли в понимании такого объекта смежных прав, как постановка спектакля, в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 2017 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и вступлением его с 1 января 2018 г. в силу. Постановка спектакля согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ относится к такому объекту смежных прав, как исполнение. По российскому законодательству выделяются: исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Согласно пояснительной записке к указанному Федеральному закону постановкой режиссера-постановщика спектакля, концертной или цирковой программы, циркового номера или иного театрально-зрелищного представления является представленная в объективной форме композиция элементов театрально-зрелищного представления (драматургического, музыкального, сценографического, хореографического и иных подобных материалов, включая подбор актеров).
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Постановка спектакля. Существенные изменения произошли в понимании такого объекта смежных прав, как постановка спектакля, в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 2017 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и вступлением его с 1 января 2018 г. в силу. Постановка спектакля согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ относится к такому объекту смежных прав, как исполнение. По российскому законодательству выделяются: исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Согласно пояснительной записке к указанному Федеральному закону постановкой режиссера-постановщика спектакля, концертной или цирковой программы, циркового номера или иного театрально-зрелищного представления является представленная в объективной форме композиция элементов театрально-зрелищного представления (драматургического, музыкального, сценографического, хореографического и иных подобных материалов, включая подбор актеров).
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В качестве инвентарного объекта НМА может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В качестве инвентарного объекта НМА может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Путеводитель по сделкам. Лицензионный договор. Общая информация5. Особенности лицензионного договора, предусматривающего использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), предусмотрены ст. 1240 ГК РФ.
Статья: Особенности правового режима видеоигр
(Данилов И.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Особенностям правового режима сложных объектов посвящена ст. 1240 ГК РФ. В ней говорится, что сложный объект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В качестве сложных объектов в статье названы кинофильмы, иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты и базы данных.
(Данилов И.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Особенностям правового режима сложных объектов посвящена ст. 1240 ГК РФ. В ней говорится, что сложный объект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В качестве сложных объектов в статье названы кинофильмы, иные аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты и базы данных.
Статья: Онлайн-курсы как разновидность сложных объектов интеллектуальных прав
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Если же рассматривать онлайн-курс как сложный объект, например как базу данных или аудиовизуальное произведение, необходимо, чтобы такой объект соответствовал признакам, которые выработаны для сложных объектов интеллектуальных прав. Согласно ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав относится ограниченное число объектов: аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления и базы данных. В законе нет четких признаков сложных объектов, но они вырабатываются в доктрине <7> и судебной практике. Например, даже совокупность фотографий (в частности, видеотур, сделанный в жанре таймлапс), созданных с единым творческим замыслом для совместного использования, сопровождающихся единым звуковым рядом и объединенных под одним названием, может быть признана одним сложным объектом (аудиовизуальным произведением или мультимедийным продуктом) <8>. Согласно подходу, выработанному в судебной практике, режимом сложных объектов охватываются результаты, которые созданы для совместного использования в составе такого объекта <9>. Главными признаками, определяющими сложный объект, будут признак сложной структуры и множественности объектов, которые вместе образуют единое и неразрывное произведение. Вместе с тем следует отметить, что наличие только этих двух признаков не всегда позволяет определить правовую природу сложных объектов: создаются новые объекты, которые могут содержать и большее количество признаков, свидетельствующих о том, что данные объекты по своей природе являются сложными, однако не совпадающих с теми, которые уже выработаны существующей судебной практикой.
(Гринь Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Если же рассматривать онлайн-курс как сложный объект, например как базу данных или аудиовизуальное произведение, необходимо, чтобы такой объект соответствовал признакам, которые выработаны для сложных объектов интеллектуальных прав. Согласно ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав относится ограниченное число объектов: аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления и базы данных. В законе нет четких признаков сложных объектов, но они вырабатываются в доктрине <7> и судебной практике. Например, даже совокупность фотографий (в частности, видеотур, сделанный в жанре таймлапс), созданных с единым творческим замыслом для совместного использования, сопровождающихся единым звуковым рядом и объединенных под одним названием, может быть признана одним сложным объектом (аудиовизуальным произведением или мультимедийным продуктом) <8>. Согласно подходу, выработанному в судебной практике, режимом сложных объектов охватываются результаты, которые созданы для совместного использования в составе такого объекта <9>. Главными признаками, определяющими сложный объект, будут признак сложной структуры и множественности объектов, которые вместе образуют единое и неразрывное произведение. Вместе с тем следует отметить, что наличие только этих двух признаков не всегда позволяет определить правовую природу сложных объектов: создаются новые объекты, которые могут содержать и большее количество признаков, свидетельствующих о том, что данные объекты по своей природе являются сложными, однако не совпадающих с теми, которые уже выработаны существующей судебной практикой.
Статья: Театральный режиссер-постановщик: между авторскими и смежными правами
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Тем не менее стоит обратить внимание на дело от 26 апреля 2021 г. N А12-7928/2020, рассмотренное в Суде по интеллектуальным правам. Спор касался нарушения исключительных прав на музыкальные произведения. В кассационной жалобе ответчики оспаривали факт нарушения исключительных прав на музыкальные произведения, аргументируя это тем, что ими было исполнено сложное произведение - театрально-зрелищное представление, авторами которого являются режиссер-постановщик и сценарист. Права на использование музыкальных произведений в составе сложного объекта были предоставлены.
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Тем не менее стоит обратить внимание на дело от 26 апреля 2021 г. N А12-7928/2020, рассмотренное в Суде по интеллектуальным правам. Спор касался нарушения исключительных прав на музыкальные произведения. В кассационной жалобе ответчики оспаривали факт нарушения исключительных прав на музыкальные произведения, аргументируя это тем, что ими было исполнено сложное произведение - театрально-зрелищное представление, авторами которого являются режиссер-постановщик и сценарист. Права на использование музыкальных произведений в составе сложного объекта были предоставлены.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Какие организационные авторские и смежные права физических лиц приравнены в режиме защиты к обеспечению неприкосновенности личных неимущественных прав автора и, в частности, могут защищаться по иску о компенсации морального вреда? Список таких организационных прав вытекает из п. 2 ст. 1251 ГК: права организатора сложного объекта (аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), издателя периодических и продолжающихся изданий (энциклопедий, энциклопедических словарей, сборников научных трудов, газет, журналов и т.д.), работодателя (по служебным произведениям), изготовителя фонограммы, базы данных, публикатора на указание своего имени, а также право гражданина на обнародование базы данных и фонограммы и право на защиту фонограммы от искажения <1>. Легальный список сформулирован как исчерпывающий. При нарушении перечисленных субъективных прав их обладатели (физические лица) могут в числе прочих предусмотренных законом охранительных мер заявлять иски о компенсации морального вреда, если факт его причинения будет доказан заявителем и установлен судом.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Какие организационные авторские и смежные права физических лиц приравнены в режиме защиты к обеспечению неприкосновенности личных неимущественных прав автора и, в частности, могут защищаться по иску о компенсации морального вреда? Список таких организационных прав вытекает из п. 2 ст. 1251 ГК: права организатора сложного объекта (аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), издателя периодических и продолжающихся изданий (энциклопедий, энциклопедических словарей, сборников научных трудов, газет, журналов и т.д.), работодателя (по служебным произведениям), изготовителя фонограммы, базы данных, публикатора на указание своего имени, а также право гражданина на обнародование базы данных и фонограммы и право на защиту фонограммы от искажения <1>. Легальный список сформулирован как исчерпывающий. При нарушении перечисленных субъективных прав их обладатели (физические лица) могут в числе прочих предусмотренных законом охранительных мер заявлять иски о компенсации морального вреда, если факт его причинения будет доказан заявителем и установлен судом.
Статья: Интеллектуальный комплекс - перспективный правовой механизм использования искусственного интеллекта
(Зыков С.В., Герцева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Нельзя сказать, что последние интересы полностью игнорируются. Речь и идет о том, что организатор создания сложного объекта полностью оплачивает вклад авторов отдельных РИД, после чего они утрачивают какой-либо контроль за использованием включающего данный вклад объекта. При этом очевидно, что организатор должен располагать достаточными средствами (особенно применительно к первым из приведенных в ст. 1240 ГК РФ примерам: аудиовизуальному произведению и театрально-зрелищному представлению). Применение этого подхода к ИИ - означает ограничить его правообладателей средним и крупным бизнесом. Зафиксируем это обстоятельство.
(Зыков С.В., Герцева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Нельзя сказать, что последние интересы полностью игнорируются. Речь и идет о том, что организатор создания сложного объекта полностью оплачивает вклад авторов отдельных РИД, после чего они утрачивают какой-либо контроль за использованием включающего данный вклад объекта. При этом очевидно, что организатор должен располагать достаточными средствами (особенно применительно к первым из приведенных в ст. 1240 ГК РФ примерам: аудиовизуальному произведению и театрально-зрелищному представлению). Применение этого подхода к ИИ - означает ограничить его правообладателей средним и крупным бизнесом. Зафиксируем это обстоятельство.
Статья: Проблемы квалификации сложных объектов интеллектуальных прав
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Ключевые слова: творческая деятельность, составные произведения, базы данных, производные произведения, аудиовизуальное произведение, сложные объекты, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления.
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Ключевые слова: творческая деятельность, составные произведения, базы данных, производные произведения, аудиовизуальное произведение, сложные объекты, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления.