Театральная постановка
Подборка наиболее важных документов по запросу Театральная постановка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Правила поведения и неуважение к суду в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Как видно из имеющегося в материалах дела протокола судебного заседания, В. неоднократно проявляла неуважение к суду, выразившееся в заведомо не процессуальном обращении к суду, в нарушение регламента судебного заседания заявила о требовании предоставления судьей документов, подтверждающих личность "лица в черной мантии", находящегося на месте судьи, судебное заседание назвала театральной постановкой, в связи с чем председательствующим неоднократно делались замечания и разъяснялись последствия нарушения порядка в судебном заседании. Однако В. на замечания председательствующего по делу судьи должным образом не реагировала и вновь продолжала нарушать порядок в судебном заседании. Эти действия судом обоснованно расценены как нарушение порядка в судебном заседании, дающее основания для наложения штрафа в порядке ст. 159 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Как видно из имеющегося в материалах дела протокола судебного заседания, В. неоднократно проявляла неуважение к суду, выразившееся в заведомо не процессуальном обращении к суду, в нарушение регламента судебного заседания заявила о требовании предоставления судьей документов, подтверждающих личность "лица в черной мантии", находящегося на месте судьи, судебное заседание назвала театральной постановкой, в связи с чем председательствующим неоднократно делались замечания и разъяснялись последствия нарушения порядка в судебном заседании. Однако В. на замечания председательствующего по делу судьи должным образом не реагировала и вновь продолжала нарушать порядок в судебном заседании. Эти действия судом обоснованно расценены как нарушение порядка в судебном заседании, дающее основания для наложения штрафа в порядке ст. 159 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Театральный режиссер-постановщик: между авторскими и смежными правами
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Эфемерность театральной постановки
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Эфемерность театральной постановки
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)В части защиты личных неимущественных прав (в первую очередь права на уважение произведения) с момента введения нового Кодекса интеллектуальной собственности Франция постепенно отказывается от абсолютности этого права и высокого уровня строгости в защите <78>, по крайней мере в той степени, в которой некоторая творческая свобода требуется для адаптаций и новых технологий <79>. Кассационный суд Франции подтвердил, что при отсутствии искажения адаптатор вправе претендовать на "новое выражение сути произведения" <80>. В другом деле не было признано искажением изменение концовки в театральной постановке в силу того, что новая трактовка финала не исказила "темы надежды, мученичества, благодати и таинства святых", присущие оригиналу <81>. Теперь в судебной практике известно даже злоупотребление правом на уважение автора, где таким злоупотреблением был признан иск о запрете другой театральной постановки "Возвращение в пустыню", где правопреемник драматурга Бернара-Мари Кольтеса утверждал, что был нарушен замысел изначального автора тем, что роль персонажа Азиза исполнял актер не магрибского происхождения <82>. Точно так же суд постановил, что право на неприкосновенность автора существенно ограничено в случае истечения срока действия исключительного права <83>.
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)В части защиты личных неимущественных прав (в первую очередь права на уважение произведения) с момента введения нового Кодекса интеллектуальной собственности Франция постепенно отказывается от абсолютности этого права и высокого уровня строгости в защите <78>, по крайней мере в той степени, в которой некоторая творческая свобода требуется для адаптаций и новых технологий <79>. Кассационный суд Франции подтвердил, что при отсутствии искажения адаптатор вправе претендовать на "новое выражение сути произведения" <80>. В другом деле не было признано искажением изменение концовки в театральной постановке в силу того, что новая трактовка финала не исказила "темы надежды, мученичества, благодати и таинства святых", присущие оригиналу <81>. Теперь в судебной практике известно даже злоупотребление правом на уважение автора, где таким злоупотреблением был признан иск о запрете другой театральной постановки "Возвращение в пустыню", где правопреемник драматурга Бернара-Мари Кольтеса утверждал, что был нарушен замысел изначального автора тем, что роль персонажа Азиза исполнял актер не магрибского происхождения <82>. Точно так же суд постановил, что право на неприкосновенность автора существенно ограничено в случае истечения срока действия исключительного права <83>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
(ред. от 23.07.2025)Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Ключевые слова: музыкальное произведение; публичное исполнение; аудиовизуальное произведение; театральная постановка; телепередача; авторские права; композитор.
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Ключевые слова: музыкальное произведение; публичное исполнение; аудиовизуальное произведение; театральная постановка; телепередача; авторские права; композитор.
Статья: Режиссеры-постановщики и особенности результатов их творческой деятельности
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)<5> См.: Иванов Н. Правовая охрана театральных постановок: современное состояние и предстоящие изменения // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 10. С. 7 - 16.
(Бузова Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)<5> См.: Иванов Н. Правовая охрана театральных постановок: современное состояние и предстоящие изменения // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 10. С. 7 - 16.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Анализ советской литературы, касающейся предоставления правовой охраны постановке, показывает, что постановка понимается как непосредственная игра спектакля актерами на сцене. Так, В.И. Серебровский, обосновывая невозможность охраны постановки спектакля в качестве объекта авторского права, писал: "Признание хореографического произведения самостоятельным объектом авторского права не означает, что и сам балетный спектакль (а также любой иной театральный спектакль) тоже является объектом авторского права. В данном случае отсутствуют те основные признаки, которые должны быть присущи произведению как объекту авторского права - объективная форма и способность к воспроизведению. Театральная постановка не допускает возможности ее вполне тождественного воспроизведения даже в прежнем составе исполнителей, с прежними мизансценами и т.д." <1>. Он отмечал также, что даже запись на кинопленку не воспроизводит постановку, получившийся фильм-спектакль не тождествен театральному спектаклю, т.е. постановка рассматривается как непосредственная конкретная игра. Деятельность режиссера-постановщика напоминает в определенной степени деятельность дирижера. Режиссер-постановщик является проводником между драматическим произведением и иными творческими лицами, участвующими в создании синтетического объекта: артистами, художниками по костюмам, художниками-декораторами, звукооператорами и т.п.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Анализ советской литературы, касающейся предоставления правовой охраны постановке, показывает, что постановка понимается как непосредственная игра спектакля актерами на сцене. Так, В.И. Серебровский, обосновывая невозможность охраны постановки спектакля в качестве объекта авторского права, писал: "Признание хореографического произведения самостоятельным объектом авторского права не означает, что и сам балетный спектакль (а также любой иной театральный спектакль) тоже является объектом авторского права. В данном случае отсутствуют те основные признаки, которые должны быть присущи произведению как объекту авторского права - объективная форма и способность к воспроизведению. Театральная постановка не допускает возможности ее вполне тождественного воспроизведения даже в прежнем составе исполнителей, с прежними мизансценами и т.д." <1>. Он отмечал также, что даже запись на кинопленку не воспроизводит постановку, получившийся фильм-спектакль не тождествен театральному спектаклю, т.е. постановка рассматривается как непосредственная конкретная игра. Деятельность режиссера-постановщика напоминает в определенной степени деятельность дирижера. Режиссер-постановщик является проводником между драматическим произведением и иными творческими лицами, участвующими в создании синтетического объекта: артистами, художниками по костюмам, художниками-декораторами, звукооператорами и т.п.
Статья: Корпоратив в условиях нестабильности
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Приятным бонусом для сотрудников, имеющих детей в возрасте до 12 лет, могут стать билеты на новогодние детские представления, театральные постановки и даже на каток. Компания вполне может порадовать своих сотрудников такими подарками.
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Приятным бонусом для сотрудников, имеющих детей в возрасте до 12 лет, могут стать билеты на новогодние детские представления, театральные постановки и даже на каток. Компания вполне может порадовать своих сотрудников такими подарками.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Следует отметить, что включение законодателем режиссера театральной постановки в число исполнителей вызывает некоторые сомнения. Представляется, что его деятельность является достаточно творческой, поэтому можно было бы говорить об охране осуществляемой им деятельности авторским правом. Тем более что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматриваются в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и, соответственно, режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Следует отметить, что включение законодателем режиссера театральной постановки в число исполнителей вызывает некоторые сомнения. Представляется, что его деятельность является достаточно творческой, поэтому можно было бы говорить об охране осуществляемой им деятельности авторским правом. Тем более что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматриваются в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и, соответственно, режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права.