Тцо критерии
Подборка наиболее важных документов по запросу Тцо критерии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Не столь однозначно воспринимают призывы к универсализации плана и в научной среде. Принимая во внимание многочисленные комментарии, можно сделать вывод, что "в международном налоговом дискурсе существует основная проблема, которая заключается в том, что ОЭСР ориентируется на себя и игнорирует институциональные возможности каждой страны, как будто можно применять одни и те же критерии во всем мире. Трансфертное ценообразование - отличный пример попытки универсализировать стандарт, который явно не может быть применен повсеместно" <9>.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Не столь однозначно воспринимают призывы к универсализации плана и в научной среде. Принимая во внимание многочисленные комментарии, можно сделать вывод, что "в международном налоговом дискурсе существует основная проблема, которая заключается в том, что ОЭСР ориентируется на себя и игнорирует институциональные возможности каждой страны, как будто можно применять одни и те же критерии во всем мире. Трансфертное ценообразование - отличный пример попытки универсализировать стандарт, который явно не может быть применен повсеместно" <9>.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.08.2023 N СД-7-4/516@
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"Начальник, служащие Управления трансфертного ценообразования центрального аппарата ФНС России или территориального органа ФНС России, ответственные за: - установление критериев и оснований для отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа;
"Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов"Начальник, служащие Управления трансфертного ценообразования центрального аппарата ФНС России или территориального органа ФНС России, ответственные за: - установление критериев и оснований для отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа;
Приказ Минтруда России от 12.10.2021 N 722н
"Об утверждении профессионального стандарта "Консультант по налогам и сборам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2021 N 65840)Правовая оценка налоговых последствий сделок со взаимозависимыми и приравненными к ним лицами: исследование критериев отнесения лиц к взаимозависимым, определение доли косвенного участия взаимозависимых лиц; выявление контролируемых сделок; подготовка уведомления о контролируемых сделках в целях контроля трансфертного ценообразования
"Об утверждении профессионального стандарта "Консультант по налогам и сборам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2021 N 65840)Правовая оценка налоговых последствий сделок со взаимозависимыми и приравненными к ним лицами: исследование критериев отнесения лиц к взаимозависимым, определение доли косвенного участия взаимозависимых лиц; выявление контролируемых сделок; подготовка уведомления о контролируемых сделках в целях контроля трансфертного ценообразования
Статья: Правила тонкой капитализации: совершенствование подходов и инструментов их реализации с учетом зарубежного опыта
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Анализ подходов к применению правил тонкой капитализации позволил обосновать приоритетность действующего в российской практике правила безопасной гавани. Вместе с тем для повышения его эффективности представляется целесообразным снизить соотношение контролируемой задолженности и собственного капитала до 1,5:1, как это имеет место во многих развитых странах. Кроме того, возможным направлением совершенствования является пересмотр критериев взаимозависимости для целей признания контролируемой задолженности в направлении раздельного регулирования "взаимозависимости" по трансфертному ценообразованию и операциям внутригруппового долгового финансирования МГК (аналогично определению взаимозависимости лиц по ст. 105.1 НК РФ).
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Анализ подходов к применению правил тонкой капитализации позволил обосновать приоритетность действующего в российской практике правила безопасной гавани. Вместе с тем для повышения его эффективности представляется целесообразным снизить соотношение контролируемой задолженности и собственного капитала до 1,5:1, как это имеет место во многих развитых странах. Кроме того, возможным направлением совершенствования является пересмотр критериев взаимозависимости для целей признания контролируемой задолженности в направлении раздельного регулирования "взаимозависимости" по трансфертному ценообразованию и операциям внутригруппового долгового финансирования МГК (аналогично определению взаимозависимости лиц по ст. 105.1 НК РФ).
Статья: Правовые основы выбора метода трансфертного ценообразования
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В рамках метода сопоставимой рентабельности происходит сопоставление рентабельности анализируемой стороны с интервалом значений сопоставимых организаций. При этом нормами налогового законодательства РФ и международными рекомендациями предполагается, что отобранные данные сформированы в рыночных условиях, а выполняемые тестируемой стороной и сопоставимыми организациями функции в наибольшей степени совпадают. Законодательство подразумевает поиск сопоставимых компаний по критериям, содержащимся в общедоступных базах данных, таких как данные о финансовых результатах или учредителях, и функциональным критериям, для установления которых необходимо исследовать деятельность организации. Налоговое законодательство России допускает включение дополнительных критериев сопоставимости, чем нередко пользуются налоговые органы и налогоплательщики при оценке налоговых обязательств по контролируемым сделкам. С одной стороны, такие критерии позволяют более объективно оценить сопоставимость с тестируемой организацией, а с другой - отсутствие единого подхода является одной из основ для административных споров в сфере трансфертного ценообразования. Суть таких споров, как правило, заключается в целесообразности включения какого-либо критерия, который в итоге окажет воздействие на сам интервал рентабельности и изменит сумму корректировки налоговой базы. Таким образом, отсутствие более точных формулировок в части оценки сопоставимости организаций порождает дополнительные административные издержки.
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В рамках метода сопоставимой рентабельности происходит сопоставление рентабельности анализируемой стороны с интервалом значений сопоставимых организаций. При этом нормами налогового законодательства РФ и международными рекомендациями предполагается, что отобранные данные сформированы в рыночных условиях, а выполняемые тестируемой стороной и сопоставимыми организациями функции в наибольшей степени совпадают. Законодательство подразумевает поиск сопоставимых компаний по критериям, содержащимся в общедоступных базах данных, таких как данные о финансовых результатах или учредителях, и функциональным критериям, для установления которых необходимо исследовать деятельность организации. Налоговое законодательство России допускает включение дополнительных критериев сопоставимости, чем нередко пользуются налоговые органы и налогоплательщики при оценке налоговых обязательств по контролируемым сделкам. С одной стороны, такие критерии позволяют более объективно оценить сопоставимость с тестируемой организацией, а с другой - отсутствие единого подхода является одной из основ для административных споров в сфере трансфертного ценообразования. Суть таких споров, как правило, заключается в целесообразности включения какого-либо критерия, который в итоге окажет воздействие на сам интервал рентабельности и изменит сумму корректировки налоговой базы. Таким образом, отсутствие более точных формулировок в части оценки сопоставимости организаций порождает дополнительные административные издержки.
Статья: ФНС России выпустила разъяснения о применении статьи 54.1 НК РФ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При выявлении злоупотреблений, которые определяются по четырем критериям (реальность, исполнение надлежащим лицом, действительный экономический смысл, деловая цель), налоговые органы вправе изменять юридическую квалификацию сделок налогоплательщика, его статус и характер деятельности.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При выявлении злоупотреблений, которые определяются по четырем критериям (реальность, исполнение надлежащим лицом, действительный экономический смысл, деловая цель), налоговые органы вправе изменять юридическую квалификацию сделок налогоплательщика, его статус и характер деятельности.
Статья: Налоговый мониторинг: что ФНС предполагает увидеть в новых налоговых регистрах
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)Как и в регистре 10101 (но с учетом типа сделки - привлечение), отражаются данные о максимальных значениях процентов: максимальное значение интервала предельных значений, определенных п. 1.2 ст. 269 НК РФ, и максимальное значение интервала рыночных цен - то есть ставка, определенная с учетом требований трансфертного ценообразования (раздела V.1 НК РФ), и ставка по долговому обязательству, признаваемая для целей налогообложения, а также дата признания расхода, сумма начисленных процентов по долговому обязательству (в валюте), код валюты и курс Банка России, сумма начисленных процентов по долговому обязательству (в рублях).
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)Как и в регистре 10101 (но с учетом типа сделки - привлечение), отражаются данные о максимальных значениях процентов: максимальное значение интервала предельных значений, определенных п. 1.2 ст. 269 НК РФ, и максимальное значение интервала рыночных цен - то есть ставка, определенная с учетом требований трансфертного ценообразования (раздела V.1 НК РФ), и ставка по долговому обязательству, признаваемая для целей налогообложения, а также дата признания расхода, сумма начисленных процентов по долговому обязательству (в валюте), код валюты и курс Банка России, сумма начисленных процентов по долговому обязательству (в рублях).
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом N 259-ФЗ от 08.08.2024
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.6.1. Изменены критерии, необходимые для подачи заявления
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.6.1. Изменены критерии, необходимые для подачи заявления
Статья: Налоговые события 2023 года, которые могут испортить жизнь бухгалтерам
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Изменения законодательства о трансфертном ценообразовании настолько масштабные, что им можно посвятить отдельную статью, отмечает Гюльбасаров (мы писали о поправках подробнее здесь и здесь). Но отдельно юрист обращает внимание на расширение критериев взаимозависимости: в рамках поправок признаются взаимозависимыми лица, в которых одному и тому же физическому лицу (совместно со взаимозависимыми лицами) принадлежит доля участия или объем полномочий. Это изменение законодательства может значительно расширить круг взаимозависимых лиц и включить в него тех, кто необязательно имеет реальную возможность влиять на результаты сделки.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Изменения законодательства о трансфертном ценообразовании настолько масштабные, что им можно посвятить отдельную статью, отмечает Гюльбасаров (мы писали о поправках подробнее здесь и здесь). Но отдельно юрист обращает внимание на расширение критериев взаимозависимости: в рамках поправок признаются взаимозависимыми лица, в которых одному и тому же физическому лицу (совместно со взаимозависимыми лицами) принадлежит доля участия или объем полномочий. Это изменение законодательства может значительно расширить круг взаимозависимых лиц и включить в него тех, кто необязательно имеет реальную возможность влиять на результаты сделки.
Статья: Система налогового аудита в Китайской Народной Республике
(Пылаева А.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Для непреднамеренных ошибок (например, ошибок в расчетах), допущенных налогоплательщиком при подаче налоговой декларации, срок исковой давности составляет три года и продлевается до пяти лет, если сумма недоплаченного налога составляет 100 000 юаней или более. Для специальных налоговых корректировок, таких как корректировки трансфертного ценообразования, корректировки в соответствии с общими правилами предотвращения уклонения от уплаты налогов, срок давности составляет десять лет. Не существует срока давности за уклонение от уплаты налогов, отказ от уплаты налога или хищение налоговых платежей.
(Пылаева А.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Для непреднамеренных ошибок (например, ошибок в расчетах), допущенных налогоплательщиком при подаче налоговой декларации, срок исковой давности составляет три года и продлевается до пяти лет, если сумма недоплаченного налога составляет 100 000 юаней или более. Для специальных налоговых корректировок, таких как корректировки трансфертного ценообразования, корректировки в соответствии с общими правилами предотвращения уклонения от уплаты налогов, срок давности составляет десять лет. Не существует срока давности за уклонение от уплаты налогов, отказ от уплаты налога или хищение налоговых платежей.
Статья: О формировании новых подходов к определению и подтверждению таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как регулируется трансфертное ценообразование в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как регулируется трансфертное ценообразование в налоговом законодательстве
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.