Татарский язык
Подборка наиболее важных документов по запросу Татарский язык (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении пониженного тарифа страховых взносов, установленного для общественных организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и массового спорта. По мнению налогоплательщика, он осуществлял деятельность в области культуры и искусства, а также театральную деятельность, соответствующую условиям п. 7 ст. 427 НК РФ. Суд установил, что деятельность налогоплательщика фактически сводится к содействию сохранению национальных ценностей и народной культуры граждан татарской национальности на территории Челябинской области путем защиты их национально-культурных интересов, сохранению ими своей самобытности, развитию родного языка, образования на родном языке и национальной культуры. Исследовав устав организации, данные счетов бухгалтерского учета, банковские выписки по расчетным счетам, заявки на гранты, договоры на получение грантов, договоры на оказание услуг по организации и проведению проектов, конкурсов, праздников, заседаний, митингов, акты выполненных работ по договорам, счета-фактуры на приобретение костюмов для мероприятий, суд признал обоснованным вывод инспекции, что организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций, и не соответствует условиям, установленным подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ. Кроме того, у организации отсутствует доход от видов деятельности, осуществление которых в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Более 99,5 процента дохода организации составляют доходы в виде целевых поступлений и грантов, которые не могут быть учтены в доле доходов, учитываемых при определении прав на пониженные тарифы страховых взносов, так как получены от осуществления деятельности, отличной от деятельности учреждений культуры и искусства, а также от деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении пониженного тарифа страховых взносов, установленного для общественных организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и массового спорта. По мнению налогоплательщика, он осуществлял деятельность в области культуры и искусства, а также театральную деятельность, соответствующую условиям п. 7 ст. 427 НК РФ. Суд установил, что деятельность налогоплательщика фактически сводится к содействию сохранению национальных ценностей и народной культуры граждан татарской национальности на территории Челябинской области путем защиты их национально-культурных интересов, сохранению ими своей самобытности, развитию родного языка, образования на родном языке и национальной культуры. Исследовав устав организации, данные счетов бухгалтерского учета, банковские выписки по расчетным счетам, заявки на гранты, договоры на получение грантов, договоры на оказание услуг по организации и проведению проектов, конкурсов, праздников, заседаний, митингов, акты выполненных работ по договорам, счета-фактуры на приобретение костюмов для мероприятий, суд признал обоснованным вывод инспекции, что организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций, и не соответствует условиям, установленным подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ. Кроме того, у организации отсутствует доход от видов деятельности, осуществление которых в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Более 99,5 процента дохода организации составляют доходы в виде целевых поступлений и грантов, которые не могут быть учтены в доле доходов, учитываемых при определении прав на пониженные тарифы страховых взносов, так как получены от осуществления деятельности, отличной от деятельности учреждений культуры и искусства, а также от деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние монголо-татарского ига, Золотой Орды на развитие русского средневекового права: мистификация историко-юридического знания как одна из актуальных проблем отечественной науки
(Шаталов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Из писаных источников сохранились немногочисленные написанные на татарском языке ярлыки - фактически грамоты, подтверждавшие право князей на управление территорией. По мнению некоторых исследователей, влияние монголо-татарского ига на правовую жизнь Руси как раз и проявляется через издание этих документов <53>. Сама правовая природа ярлыков, как, в общем-то, и их достоверность, сегодня оценивается неоднозначно <54>. Г.В. Вернадский писал, что ярлык не более чем мандат <55>. Известный российский ученый Л.Н. Гумилев, отстаивавший идею о сохранении русскими княжествами независимости и самостоятельности от Орды, в этом ключе утверждал, что ярлык - это лишь пакт о дружбе и ненападении <56>. Мы также считаем, что важность ярлыков как средства регулирования правоотношений на территории Руси переоценена исследователями, достаточно масштабно апеллирующими к ним как к единственному материальному источнику. Здесь, конечно, следует возразить, поскольку, во-первых, ярлыки содержали в себе лишь управомочивающие нормы, которые закрепляли исключительно право лиц на административное управление, не регламентируя сам процесс <57>. В действительности ярлыки представляли собой индивидуальные правовые акты, которые не регулировали правоотношений в обществе в широком смысле. Во-вторых, ярлыки - это не источники права Руси, а именно форма права ордынцев, издаваемая от имени хана, обязательная для его подданных <58>. В-третьих, положения ярлыков не фиксировались в официальных законодательных актах Руси и не содержали каких-либо ссылок на них. В-четвертых, не так много было издано ордынских ярлыков, чтобы полностью охватить и регламентировать значительный спектр общественных отношений на уровне государства.
(Шаталов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Из писаных источников сохранились немногочисленные написанные на татарском языке ярлыки - фактически грамоты, подтверждавшие право князей на управление территорией. По мнению некоторых исследователей, влияние монголо-татарского ига на правовую жизнь Руси как раз и проявляется через издание этих документов <53>. Сама правовая природа ярлыков, как, в общем-то, и их достоверность, сегодня оценивается неоднозначно <54>. Г.В. Вернадский писал, что ярлык не более чем мандат <55>. Известный российский ученый Л.Н. Гумилев, отстаивавший идею о сохранении русскими княжествами независимости и самостоятельности от Орды, в этом ключе утверждал, что ярлык - это лишь пакт о дружбе и ненападении <56>. Мы также считаем, что важность ярлыков как средства регулирования правоотношений на территории Руси переоценена исследователями, достаточно масштабно апеллирующими к ним как к единственному материальному источнику. Здесь, конечно, следует возразить, поскольку, во-первых, ярлыки содержали в себе лишь управомочивающие нормы, которые закрепляли исключительно право лиц на административное управление, не регламентируя сам процесс <57>. В действительности ярлыки представляли собой индивидуальные правовые акты, которые не регулировали правоотношений в обществе в широком смысле. Во-вторых, ярлыки - это не источники права Руси, а именно форма права ордынцев, издаваемая от имени хана, обязательная для его подданных <58>. В-третьих, положения ярлыков не фиксировались в официальных законодательных актах Руси и не содержали каких-либо ссылок на них. В-четвертых, не так много было издано ордынских ярлыков, чтобы полностью охватить и регламентировать значительный спектр общественных отношений на уровне государства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обратим внимание на разнообразие, отражающее позицию республик в составе Российской Федерации в части установления государственного языка. Так, например, в Республике Крым государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский языки <1>; в Законе Чеченской Республики "О языках в Чеченской Республике" <2> государственными языками признаны русский и чеченский языки; в республике Алтай государственными языками являются алтайский и русский <3>; несколько иная формулировка содержится в Законе Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики" <4>: в преамбуле данного Закона кабардинский, балкарский и русский языки именуются "языками народов Кабардино-Балкарской Республики", а в ст. 2 данного Закона указывается, что языки народов данной республики имеют статус государственного языка, при этом "языки других народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, имеют право на сохранение и развитие, пользуются поддержкой государства". Следует признать, что законы ряда республик Российской Федерации в качестве государственного языка обозначают только русский язык.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обратим внимание на разнообразие, отражающее позицию республик в составе Российской Федерации в части установления государственного языка. Так, например, в Республике Крым государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский языки <1>; в Законе Чеченской Республики "О языках в Чеченской Республике" <2> государственными языками признаны русский и чеченский языки; в республике Алтай государственными языками являются алтайский и русский <3>; несколько иная формулировка содержится в Законе Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики" <4>: в преамбуле данного Закона кабардинский, балкарский и русский языки именуются "языками народов Кабардино-Балкарской Республики", а в ст. 2 данного Закона указывается, что языки народов данной республики имеют статус государственного языка, при этом "языки других народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, имеют право на сохранение и развитие, пользуются поддержкой государства". Следует признать, что законы ряда республик Российской Федерации в качестве государственного языка обозначают только русский язык.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"4. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"4. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
Статья: Финансово-правовое регулирование халяльных инвестиций на рынке ценных бумаг в Российской Федерации
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В мае 2024 г. Т-Банк объявил о запуске первого в Российской Федерации исламского банкинга. Следовательно, банковскими продуктами, которые разработаны с учетом исламской этики, смогут пользоваться жители всей страны. Также банк представил первый банкомат, который позволяет проводить операции, используя татарский язык <22>.
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В мае 2024 г. Т-Банк объявил о запуске первого в Российской Федерации исламского банкинга. Следовательно, банковскими продуктами, которые разработаны с учетом исламской этики, смогут пользоваться жители всей страны. Также банк представил первый банкомат, который позволяет проводить операции, используя татарский язык <22>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании данных норм районный суд города Казани отказал в удовлетворении жалобы гражданина С.И. Хапугина, поданной им в интересах несовершеннолетнего сына, о признании неправомерными действий начальника районного отдела образования города Казани, чьим Приказом установлена обязательность изучения татарского языка в равном объеме с русским языком, а другой районный суд города Казани - в удовлетворении искового заявления о признании недействительным в той же части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Республики Татарстан. По мнению заявителя, поскольку примененные в его деле законоположения обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них - при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ - ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно). Тем самым, утверждал заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах РФ, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в ст. 43 Конституции.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На основании данных норм районный суд города Казани отказал в удовлетворении жалобы гражданина С.И. Хапугина, поданной им в интересах несовершеннолетнего сына, о признании неправомерными действий начальника районного отдела образования города Казани, чьим Приказом установлена обязательность изучения татарского языка в равном объеме с русским языком, а другой районный суд города Казани - в удовлетворении искового заявления о признании недействительным в той же части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Республики Татарстан. По мнению заявителя, поскольку примененные в его деле законоположения обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них - при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ - ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно). Тем самым, утверждал заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах РФ, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в ст. 43 Конституции.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики являются кабардинский, балкарский и русский. Республика Крым считает государственными русский, украинский и крымско-татарский языки.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики являются кабардинский, балкарский и русский. Республика Крым считает государственными русский, украинский и крымско-татарский языки.
Статья: Амина Мухитдинова: в борьбе за равноправие женщин
(Хабутдинов А.Ю., Хабутдинова М.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)После провозглашения 27 мая 1920 г. Татарской АССР была поставлена цель использования местных кадров в аппарате управления. Мухитдинова стала членом коллегии отдела юстиции Ревкома ТАССР, а после его реорганизации - заместителем наркома юстиции ТАССР, председателем Казанского советского народного суда. Она занимается введением судоговорения и судопроизводства на татарском языке, в том числе в участках народных судов, расположенных в Татарской слободе Казани. Однако в апреле 1921 года А. Мухитдинова выступает с протестом против указания наркома юстиции ТАССР Нехотяева, и 4 июля 2021 г. ее смещает уже новый нарком юстиции Г. Богаутдинов. Сразу после этого Амина встает во главе Академцентра Наркомпроса Татарской АССР, что во многом являлось продолжением ее деятельности в Мускоме. Ее кандидатура рассматривалась на пост наркома просвещения Республики, но не была утверждена, и в ноябре 1921 года Мухитдинова покидает Академцентр. 1921 год вообще стал трагическим для молодой Татарской Республики, когда вывоз зерна для воинов на польском фронте совпал с катастрофическим неурожаем. На очередном съезде Советов в сентябре 1921 года было смещено все руководство Республики. Мухитдинову понижают в должности и отправляют в распоряжение обкома партии на должность заведующего агитпропотделом Казанского горкома партии.
(Хабутдинов А.Ю., Хабутдинова М.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)После провозглашения 27 мая 1920 г. Татарской АССР была поставлена цель использования местных кадров в аппарате управления. Мухитдинова стала членом коллегии отдела юстиции Ревкома ТАССР, а после его реорганизации - заместителем наркома юстиции ТАССР, председателем Казанского советского народного суда. Она занимается введением судоговорения и судопроизводства на татарском языке, в том числе в участках народных судов, расположенных в Татарской слободе Казани. Однако в апреле 1921 года А. Мухитдинова выступает с протестом против указания наркома юстиции ТАССР Нехотяева, и 4 июля 2021 г. ее смещает уже новый нарком юстиции Г. Богаутдинов. Сразу после этого Амина встает во главе Академцентра Наркомпроса Татарской АССР, что во многом являлось продолжением ее деятельности в Мускоме. Ее кандидатура рассматривалась на пост наркома просвещения Республики, но не была утверждена, и в ноябре 1921 года Мухитдинова покидает Академцентр. 1921 год вообще стал трагическим для молодой Татарской Республики, когда вывоз зерна для воинов на польском фронте совпал с катастрофическим неурожаем. На очередном съезде Советов в сентябре 1921 года было смещено все руководство Республики. Мухитдинову понижают в должности и отправляют в распоряжение обкома партии на должность заведующего агитпропотделом Казанского горкома партии.
Статья: Право на образование на родном языке: конституционно-правовое значение
(Драган Л.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Упомянутая неоднозначность термина, безусловно, негативно сказывается на возможности оценки распространенности и, что еще более важно, уязвимости того или иного языка, широте его реального использования и текущего состояния в РФ. Подтверждения этому можно найти в материалах Всероссийской переписи населения 2020 г., основная часть которой проводилась в октябре - ноябре 2021 г. (далее - ВПН 2020 г.), а именно в т. 5 "Национальный состав и владение языками". Например, если респонденты указывают тот или иной язык в качестве родного как язык своей этнической общности (например, лица, причисляющие себя к этническим татарам в силу культуры, происхождения и языка своих предков), но в действительности им не владеют (такая ситуация характерна для некоторых республик РФ, где присутствует сильное национальное самосознание), то может складываться преувеличенное представление о численности носителей. Так, среди жителей Татарстана 1 953 037 этнических татар назвали своим родным языком татарский (при общей численности этнических татар в Татарстане в 2 091 175), однако только 1 431 892 из них указали, что владеют татарским языком <23>.
(Драган Л.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Упомянутая неоднозначность термина, безусловно, негативно сказывается на возможности оценки распространенности и, что еще более важно, уязвимости того или иного языка, широте его реального использования и текущего состояния в РФ. Подтверждения этому можно найти в материалах Всероссийской переписи населения 2020 г., основная часть которой проводилась в октябре - ноябре 2021 г. (далее - ВПН 2020 г.), а именно в т. 5 "Национальный состав и владение языками". Например, если респонденты указывают тот или иной язык в качестве родного как язык своей этнической общности (например, лица, причисляющие себя к этническим татарам в силу культуры, происхождения и языка своих предков), но в действительности им не владеют (такая ситуация характерна для некоторых республик РФ, где присутствует сильное национальное самосознание), то может складываться преувеличенное представление о численности носителей. Так, среди жителей Татарстана 1 953 037 этнических татар назвали своим родным языком татарский (при общей численности этнических татар в Татарстане в 2 091 175), однако только 1 431 892 из них указали, что владеют татарским языком <23>.
Статья: Роль юристов в развитии правовой культуры татар-мусульман Волго-Уральского региона в конце XIX - начале XX века
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Подъем правовой культуры татар-мусульман Волго-Уральского региона связан преимущественно с двумя периодами. Первый - период революции 1905 - 1907 гг., когда с осени 1905 года было дано разрешение выпускать газеты на татарском языке. На страницах этих газет обсуждались новеллы российского законодательства и объяснялись способы ненасильственного решения вопросов государственного развития через деятельность Государственной Думы. Вторым периодом стало время празднования 300-летнего юбилея династии Романовых в 1913 году, когда в условиях гражданского мира обсуждались вопросы приобщения татар к развивающимся правовым институтам российского общества.
(Хабутдинов А.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Подъем правовой культуры татар-мусульман Волго-Уральского региона связан преимущественно с двумя периодами. Первый - период революции 1905 - 1907 гг., когда с осени 1905 года было дано разрешение выпускать газеты на татарском языке. На страницах этих газет обсуждались новеллы российского законодательства и объяснялись способы ненасильственного решения вопросов государственного развития через деятельность Государственной Думы. Вторым периодом стало время празднования 300-летнего юбилея династии Романовых в 1913 году, когда в условиях гражданского мира обсуждались вопросы приобщения татар к развивающимся правовым институтам российского общества.