Тарифы взносов от ЗП на 2021 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы взносов от ЗП на 2021 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 24.10.2024 по делу N 33-6571/2024 (УИД 36RS0002-01-2023-008213-77)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об обязании представить корректирующие формы индивидуальных сведений лицевого счета застрахованного лица.
Обстоятельства: Установлено отсутствие льготных справок и сведений индивидуального лицевого счета, подтверждающих характер работы.
Решение: Отказано.Довод стороны истца о том, что в период с января 2014 г. по сентябрь 2021 г. работодателем уплачивался дополнительный тариф страхового взноса в размере 4% от заработной платы, как за работника, занятого с вредными условиями труда, судом первой инстанции правильно оценен, указанное обстоятельство не может достоверно подтверждать наличие занятости в спорные периоды работы непосредственно на работах с осужденными в течение 80% рабочего времени, поскольку из положений статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об обязании представить корректирующие формы индивидуальных сведений лицевого счета застрахованного лица.
Обстоятельства: Установлено отсутствие льготных справок и сведений индивидуального лицевого счета, подтверждающих характер работы.
Решение: Отказано.Довод стороны истца о том, что в период с января 2014 г. по сентябрь 2021 г. работодателем уплачивался дополнительный тариф страхового взноса в размере 4% от заработной платы, как за работника, занятого с вредными условиями труда, судом первой инстанции правильно оценен, указанное обстоятельство не может достоверно подтверждать наличие занятости в спорные периоды работы непосредственно на работах с осужденными в течение 80% рабочего времени, поскольку из положений статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 по делу N 88-18945/2024 (УИД 64RS0030-01-2023-000448-42)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Не засчитывая в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 20 июля 2004 года по 25 июля 2010 года, с 27 июля 2010 года по 22 октября 2014 года, с 26 октября 2014 года по 03 октября 2018 года, с 05 октября 2018 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января 2022 года по 13 ноября 2022 года, с 19 ноября 2022 года по 07 декабря 2022 года в качестве санитарки в ГУЗ "БСМЭ МЗ СО", ответчик указал, что администрация предприятия документально не подтверждает постоянную занятость работника в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных характеристикой работ ЕТКС, а также требуемые условия и характер работы по вышеуказанной профессии. Кроме того сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждаются особые условия труда и не подтверждается уплата (начисление) страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса РФ.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Не засчитывая в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 20 июля 2004 года по 25 июля 2010 года, с 27 июля 2010 года по 22 октября 2014 года, с 26 октября 2014 года по 03 октября 2018 года, с 05 октября 2018 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января 2022 года по 13 ноября 2022 года, с 19 ноября 2022 года по 07 декабря 2022 года в качестве санитарки в ГУЗ "БСМЭ МЗ СО", ответчик указал, что администрация предприятия документально не подтверждает постоянную занятость работника в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных характеристикой работ ЕТКС, а также требуемые условия и характер работы по вышеуказанной профессии. Кроме того сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждаются особые условия труда и не подтверждается уплата (начисление) страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)6.3. Дополнительные тарифы на ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии, на 2021 г.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)6.3. Дополнительные тарифы на ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии, на 2021 г.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)19. В течение 2021 - 2022 годов для страхователей, указанных в подпункте 16 пункта 4 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)19. В течение 2021 - 2022 годов для страхователей, указанных в подпункте 16 пункта 4 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)"При этом организация уплачивает страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений в пользу своих работников - застрахованных лиц независимо от того, являются ли они индивидуальными предпринимателями или нет, с применением тарифов страховых взносов, установленных статьей 425 Налогового кодекса, к их заработной плате и иным выплатам".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)"При этом организация уплачивает страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений в пользу своих работников - застрахованных лиц независимо от того, являются ли они индивидуальными предпринимателями или нет, с применением тарифов страховых взносов, установленных статьей 425 Налогового кодекса, к их заработной плате и иным выплатам".
Готовое решение: Как заполнить и представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2022)Расчет по страховым взносам составьте по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.10.2021 N ЕД-7-11/875@. Руководствуйтесь Порядком ее заполнения, утвержденным этим же Приказом.
(КонсультантПлюс, 2022)Расчет по страховым взносам составьте по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.10.2021 N ЕД-7-11/875@. Руководствуйтесь Порядком ее заполнения, утвержденным этим же Приказом.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 24.11.2022 N 2134 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 24)Одно из главных новшеств - для лиц, производящих выплаты "физикам" (т.е. для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса) вводится единая предельная величина базы по страховым взносам. На днях стала известна ЕПВБ на грядущий год (Постановление Правительства от 25.11.2022 N 2143). Она составит в отношении каждого физлица сумму в 1 917 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2023 г. Показатель получен с учетом размера средней зарплаты в нашей стране на 2023 год, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3 (именно такой механизм недавно закреплен Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ). Данный механизм определения ЕПВБ позволяет восстановить облагаемый взносами уровень выплат физлицам и учитывать фактический размер зарплат.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 24)Одно из главных новшеств - для лиц, производящих выплаты "физикам" (т.е. для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса) вводится единая предельная величина базы по страховым взносам. На днях стала известна ЕПВБ на грядущий год (Постановление Правительства от 25.11.2022 N 2143). Она составит в отношении каждого физлица сумму в 1 917 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2023 г. Показатель получен с учетом размера средней зарплаты в нашей стране на 2023 год, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3 (именно такой механизм недавно закреплен Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ). Данный механизм определения ЕПВБ позволяет восстановить облагаемый взносами уровень выплат физлицам и учитывать фактический размер зарплат.
Обзор: "Основные изменения законодательства в 2022 году для бухгалтера бюджетной организации"
(КонсультантПлюс, 2022)Федеральный закон от 21.12.2021 N 413-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2022)Федеральный закон от 21.12.2021 N 413-ФЗ
Статья: 5 вопросов про тарифы по взносам у МСП и иностранцев
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)А работники из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана застрахованы в РФ по всем видам обязательного страхования, и с начисленной им зарплаты надо исчислять взносы по такому же тарифу, как и с выплат работникам-россиянам. Про указание кодов застрахованных лиц в разделе 3 по иностранцам см. ответ выше.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)А работники из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана застрахованы в РФ по всем видам обязательного страхования, и с начисленной им зарплаты надо исчислять взносы по такому же тарифу, как и с выплат работникам-россиянам. Про указание кодов застрахованных лиц в разделе 3 по иностранцам см. ответ выше.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, существует экономия для компаний малого и среднего бизнеса. У них экономия начнется с первого месяца работы сотрудника - с зарплаты сверх МРОТ тариф страховых взносов составит всего 15%.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, существует экономия для компаний малого и среднего бизнеса. У них экономия начнется с первого месяца работы сотрудника - с зарплаты сверх МРОТ тариф страховых взносов составит всего 15%.
Статья: Льготы для общепита по НДС и взносам с 2024 года: как считать среднюю зарплату (комментарий к Закону от 27.11.2023 N 539-ФЗ)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 1)Применение пониженного тарифа взносов при наличии ОП
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 1)Применение пониженного тарифа взносов при наличии ОП
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.