Тарифы страховых взносов в 2013 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов в 2013 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменен. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 583 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (часть 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 428 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года, результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тарифы страховых взносов в 2013 году
(Яманова Н.А.)
("Зарплата", 2013, N 1)"Зарплата", 2013, N 1
(Яманова Н.А.)
("Зарплата", 2013, N 1)"Зарплата", 2013, N 1
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)На размер эффективной ставки, помимо льгот, влияет также эффективность собираемости самих взносов Федеральной налоговой службой. Это наглядно видно из рис. 3, в котором мы приводим рассчитанную нами эффективную ставку страховых взносов с 2013 по 2021 г. <23>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)На размер эффективной ставки, помимо льгот, влияет также эффективность собираемости самих взносов Федеральной налоговой службой. Это наглядно видно из рис. 3, в котором мы приводим рассчитанную нами эффективную ставку страховых взносов с 2013 по 2021 г. <23>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
(ред. от 17.11.2025)1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Начиная с 2013 г. установлен дополнительный тариф страховых взносов для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Начиная с 2013 г. установлен дополнительный тариф страховых взносов для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)С одной стороны, решение законодателя изменить условия выхода на досрочную страховую пенсию по старости только в перечисленных случаях имеет определенные причины. Очевидно, что повышение пенсионного возраста затронуло только виды трудовой деятельности, в период выполнения которых за застрахованное лицо не уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Речь идет о тарифах, предусмотренных в ст. 428 Налогового кодекса РФ и ст. 33.2 Закона о пенсионном страховании. Данные тарифы установлены с 2013 г. Их введение можно расценивать как компромиссное решение вопроса, связанного с созданием профессиональных пенсионных систем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях. Об образовании указанных систем шла речь еще в п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Предполагалось, что предусмотренные в указанной статье условия обеспечения досрочными трудовыми пенсиями по старости <13> будут применяться только для тех лиц, кто выработал не менее половины требуемого специального стажа по состоянию на 1 января 2003 г. Для остальных обеспечение досрочными пенсиями по старости планировалось осуществлять в рамках профессиональных пенсионных систем. Однако соответствующий законодательный акт так и не был принят. В результате долгое время профессиональные риски лиц, занятых на отдельных видах работ, связанных с более быстрым снижением трудоспособности, компенсировались в общей системе обязательного пенсионного страхования, что, безусловно, отрицательно сказывалось на ее функционировании. Дело в том, что профессиональный риск, будучи специальным социально-страховым риском, характеризуется более высокой степенью вероятности его наступления <14>. Это, в свою очередь, предполагает создание специальных механизмов, направленных на его компенсацию, включающих в том числе дополнительные источники финансирования. Поэтому введение в 2013 г. дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых за лиц, занятых на работах, предусмотренных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (в настоящее время п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях), отчасти позволило решить обозначенную проблему.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)С одной стороны, решение законодателя изменить условия выхода на досрочную страховую пенсию по старости только в перечисленных случаях имеет определенные причины. Очевидно, что повышение пенсионного возраста затронуло только виды трудовой деятельности, в период выполнения которых за застрахованное лицо не уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Речь идет о тарифах, предусмотренных в ст. 428 Налогового кодекса РФ и ст. 33.2 Закона о пенсионном страховании. Данные тарифы установлены с 2013 г. Их введение можно расценивать как компромиссное решение вопроса, связанного с созданием профессиональных пенсионных систем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях. Об образовании указанных систем шла речь еще в п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Предполагалось, что предусмотренные в указанной статье условия обеспечения досрочными трудовыми пенсиями по старости <13> будут применяться только для тех лиц, кто выработал не менее половины требуемого специального стажа по состоянию на 1 января 2003 г. Для остальных обеспечение досрочными пенсиями по старости планировалось осуществлять в рамках профессиональных пенсионных систем. Однако соответствующий законодательный акт так и не был принят. В результате долгое время профессиональные риски лиц, занятых на отдельных видах работ, связанных с более быстрым снижением трудоспособности, компенсировались в общей системе обязательного пенсионного страхования, что, безусловно, отрицательно сказывалось на ее функционировании. Дело в том, что профессиональный риск, будучи специальным социально-страховым риском, характеризуется более высокой степенью вероятности его наступления <14>. Это, в свою очередь, предполагает создание специальных механизмов, направленных на его компенсацию, включающих в том числе дополнительные источники финансирования. Поэтому введение в 2013 г. дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых за лиц, занятых на работах, предусмотренных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (в настоящее время п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях), отчасти позволило решить обозначенную проблему.