Тарифы страховых взносов в 2010 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов в 2010 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть расходы на страхование при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Так, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте является обязательным видом страхования, по которому установлены страховые тарифы (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ). Поэтому такие расходы учитывайте в пределах утвержденных страховых тарифов в том же порядке, что и расходы на страхование имущества (п. 2 ст. 263 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1119).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте является обязательным видом страхования, по которому установлены страховые тарифы (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ). Поэтому такие расходы учитывайте в пределах утвержденных страховых тарифов в том же порядке, что и расходы на страхование имущества (п. 2 ст. 263 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1119).
Вопрос: О мероприятиях по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения, в том числе об освобождении от уплаты страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В период с 2010 года по 2014 год включительно для вышеупомянутых организаций законодательством Российской Федерации о страховых взносах были установлены пониженные тарифы страховых взносов в следующих совокупных размерах: в 2010 году - 14%, в 2011 - 2012 годах - 20,2%, в 2013 - 2014 годах - 27,1%, что являлось временной мерой государственной поддержки до перехода таких плательщиков страховых взносов к общеустановленному тарифу страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В период с 2010 года по 2014 год включительно для вышеупомянутых организаций законодательством Российской Федерации о страховых взносах были установлены пониженные тарифы страховых взносов в следующих совокупных размерах: в 2010 году - 14%, в 2011 - 2012 годах - 20,2%, в 2013 - 2014 годах - 27,1%, что являлось временной мерой государственной поддержки до перехода таких плательщиков страховых взносов к общеустановленному тарифу страховых взносов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"2. В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"2. В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:
Статья: Налоговое стимулирование развития национальной инновационной системы: тенденции, решения, перспективы в сравнительно-правовой плоскости
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Наиболее сильные стимулы в российской правовой системе связаны с зональным регулированием. Так, в особых экономических зонах технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) предусматривается возможность освобождения от уплаты той части налога, которая подлежит зачислению в региональный бюджет; налоговые каникулы по имущественному налогу и уплате земельного налога; предусмотрены ввоз иностранной техники и оборудования без уплаты таможенных пошлин; освобождение ввозимых товаров от уплаты НДС на таможне; снижение ставки страхового взноса до 14%.
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Наиболее сильные стимулы в российской правовой системе связаны с зональным регулированием. Так, в особых экономических зонах технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) предусматривается возможность освобождения от уплаты той части налога, которая подлежит зачислению в региональный бюджет; налоговые каникулы по имущественному налогу и уплате земельного налога; предусмотрены ввоз иностранной техники и оборудования без уплаты таможенных пошлин; освобождение ввозимых товаров от уплаты НДС на таможне; снижение ставки страхового взноса до 14%.
Вопрос: Об освобождении от уплаты НДС, налога на прибыль, а также применении пониженного тарифа страховых взносов участником проекта ИНТЦ, ранее применявшим данные льготы как участник проекта "Сколково".
(Письмо Минфина России от 31.07.2025 N 03-00-08/74138)Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов (далее - Департамент) рассмотрел совместно с Департаментом налоговой политики обращение ООО от 18.07.2025 по вопросу применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, а также пониженного тарифа страховых взносов организацией, получившей статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - участник проекта ИНТЦ), которая ранее применяла налоговые льготы и единый пониженный тариф страховых взносов как участник проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участник проекта "Сколково"), и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 31.07.2025 N 03-00-08/74138)Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов (далее - Департамент) рассмотрел совместно с Департаментом налоговой политики обращение ООО от 18.07.2025 по вопросу применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, а также пониженного тарифа страховых взносов организацией, получившей статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - участник проекта ИНТЦ), которая ранее применяла налоговые льготы и единый пониженный тариф страховых взносов как участник проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участник проекта "Сколково"), и сообщает следующее.
Вопрос: Какие преференции по налогам и страховым взносам предусмотрены для резидентов Сколково?
(Консультация эксперта, 2025)Организации, получившие статус участников проекта, при соблюдении определенных условий освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), по налогу на имущество организаций, также они вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов.
(Консультация эксперта, 2025)Организации, получившие статус участников проекта, при соблюдении определенных условий освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), по налогу на имущество организаций, также они вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)С одной стороны, это предопределено тем, что финансирование ОМС осуществляется не только за счет страховых взносов: например, из федерального бюджета в эту систему направляются средства, компенсирующие выпадающие доходы в связи с установлением льготных тарифов страховых взносов (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон)), имеющих социально-компенсационную или экономико-стимулирующую направленность; из бюджетов субъектов РФ - платежи на финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в части, превышающей базовую программу, утверждаемых этими субъектами (п. 3 и 4 ч. 4 ст. 26).
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)С одной стороны, это предопределено тем, что финансирование ОМС осуществляется не только за счет страховых взносов: например, из федерального бюджета в эту систему направляются средства, компенсирующие выпадающие доходы в связи с установлением льготных тарифов страховых взносов (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон)), имеющих социально-компенсационную или экономико-стимулирующую направленность; из бюджетов субъектов РФ - платежи на финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в части, превышающей базовую программу, утверждаемых этими субъектами (п. 3 и 4 ч. 4 ст. 26).
Вопрос: Об уплате НДФЛ и страховых взносов при оказании услуг (выполнении работ) иностранным гражданином, работающим по патенту, физлицу, не являющемуся ИП.
(Письмо ФНС России от 28.05.2025 N БС-16-11/153@)На основании изложенного выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан, производимые физическим лицом, облагаются страховыми взносами по единому тарифу в размере, установленном пунктом 3 статьи 425 Кодекса:
(Письмо ФНС России от 28.05.2025 N БС-16-11/153@)На основании изложенного выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранных граждан, производимые физическим лицом, облагаются страховыми взносами по единому тарифу в размере, установленном пунктом 3 статьи 425 Кодекса:
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Исходя из социально-экономических факторов можно предположить, что существующие механизмы принудительного взыскания утилизационного сбора должны быть идентичными относительно налогов и налоговых сборов. В отличие от последних, уклонение от уплаты утилизационного сбора не обеспечено уголовно-правовой охраной. Еще одним доводом в пользу такого решения служит то обстоятельство, что обязательные страховые взносы, до 2010 г. являвшиеся социальным налогом, были трансформированы во взносы, что уменьшило налоговое бремя, но не изменило расходы на обязательные платежи (налоги + страховые взносы), т.к. совокупная ставка страховых взносов составила 31%, т.е. столько же, сколько социальный налог. В уголовное законодательство коррективы внесены не были, в результате потери от неуплаты страховых взносов измерялись триллионами рублей. В 2017 г. в УК РФ установлена охрана данных отношений, и по оценкам экспертов ситуация начала меняться к лучшему. Введение утилизационного сбора было продиктовано вступлением России в ВТО, что потребовало снижения таможенных пошлин, однако ставка сбора должна была компенсировать потери государства <35>. Но, как и в случае со страховыми взносами, планируемые доходы были не соотносимы с фактическими поступлениями. По оценкам экспертов, в первые годы планировалось поступление не менее 200 млрд руб., а зачислялось порядка 80 млрд руб. <36>
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Исходя из социально-экономических факторов можно предположить, что существующие механизмы принудительного взыскания утилизационного сбора должны быть идентичными относительно налогов и налоговых сборов. В отличие от последних, уклонение от уплаты утилизационного сбора не обеспечено уголовно-правовой охраной. Еще одним доводом в пользу такого решения служит то обстоятельство, что обязательные страховые взносы, до 2010 г. являвшиеся социальным налогом, были трансформированы во взносы, что уменьшило налоговое бремя, но не изменило расходы на обязательные платежи (налоги + страховые взносы), т.к. совокупная ставка страховых взносов составила 31%, т.е. столько же, сколько социальный налог. В уголовное законодательство коррективы внесены не были, в результате потери от неуплаты страховых взносов измерялись триллионами рублей. В 2017 г. в УК РФ установлена охрана данных отношений, и по оценкам экспертов ситуация начала меняться к лучшему. Введение утилизационного сбора было продиктовано вступлением России в ВТО, что потребовало снижения таможенных пошлин, однако ставка сбора должна была компенсировать потери государства <35>. Но, как и в случае со страховыми взносами, планируемые доходы были не соотносимы с фактическими поступлениями. По оценкам экспертов, в первые годы планировалось поступление не менее 200 млрд руб., а зачислялось порядка 80 млрд руб. <36>
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 2 комментируемой статьи на 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов на ОПС для отдельных страхователей, производящих выплаты физическим лицам, занимающихся определенными видами экономической деятельности. Этот перечень расширен в п. 4 комментируемой статьи и предусматривает категории плательщиков страховых взносов по видам хозяйственной деятельности, в отношении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 2 комментируемой статьи на 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов на ОПС для отдельных страхователей, производящих выплаты физическим лицам, занимающихся определенными видами экономической деятельности. Этот перечень расширен в п. 4 комментируемой статьи и предусматривает категории плательщиков страховых взносов по видам хозяйственной деятельности, в отношении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.
Вопрос: Каков порядок начисления и уплаты страховых взносов с доходов работников-нерезидентов?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)В общем случае страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с выплат в пользу всех граждан уплачиваются по единому тарифу страховых взносов - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%, а свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1% (п. 3 ст. 425 НК РФ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)В общем случае страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с выплат в пользу всех граждан уплачиваются по единому тарифу страховых взносов - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%, а свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1% (п. 3 ст. 425 НК РФ).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Перечни плательщиков, применяющих указанный тариф страховых взносов, устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Перечни плательщиков, применяющих указанный тариф страховых взносов, устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-арендатора, применяющей УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), выплаты по договору аренды транспортного средства с экипажем, заключенному с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя?..
(Консультация эксперта, 2025)Страховые взносы начисляются по тарифам, установленным гл. 34 НК РФ <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Страховые взносы начисляются по тарифам, установленным гл. 34 НК РФ <*>.